00:05 Божия правда | |||
Когда издали смотришь сквозь туман, трудно бывает разобрать, что перед тобою; не знаешь даже, столп это или человек. Подойдешь ближе, видишь, что это — человек, но кто он такой, отличить невозможно. И только когда подойдешь вплотную, отчетливо видишь всe черты лица. С разумением правды Божией бывает то же самое. У нас у всех стелется перед глазами густой туман житейской неправды, и надо долго и пристально вглядываться, чтоб сквозь него различить ясно Божию истину. Одна и та же истина Божия издали и вблизи может показаться различною. Христос Спаситель видел ясно правду Божию полностию и показывал ее людям вблизи, а книжники и фарисеи видели ее издали, и им казалось, что Иисус Христос за правду Божию выдает что-то совсем иное. Они обвиняли Его, что Он будто бы изменяет закон Моисея, нарушает учение пророков. Иисус отвечал им: „Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5, 17). На громадном пространстве лежат золотыя розсыпи. Золотоносный песок идет пластами один на другом, и что рыть глубже, то количество вымытаго золота увеличивается. Если в верхнем пласте на сто пудов песку вымывается один золотник, то во втором два- три золотника, в третьем —10, в четвертом — 1/2 фунта и т. д., и т. д. Когда розсыпи разрабатываются грубо, варварски, то обыкновенно кое-как промывают верхний слой и затем бросают его; идут дальше. Так поступали и книжники с правдой Божией, данной им в законе Моисеевом и в учении пророков. Они наскоро схватывали поверхность закона и думали, что это все. Спаситель говорил, что это ошибка; надо рыть глубже, следует пристальней вглядываться в Божию правду. Тогда, как в полночный час, в зведном небe сначала увидишь немного звезд, но „впивайся в них очами и увидишь, что вдали, за ближайшими звездами, тьмами—звезды в ночь ушли. Вновь вглядись, и тьмы за тьмами утомят твой робкий взгляд: все звездами, все огнями бездны синия горят". Вот вce эти огни правды Божией Спаситель и хочет показать близоруким людям. Он не нарушить, не отменить пришел правду, данную через Моисея и пророков, но раскрыть ее во всем ея величии и блеске, полностию осуществить. Ее нарушить нельзя. Она вечна. Мир рушится, а правда Божия будет стоять, и, если кто хотя в малом ее повредит, сам ничтожным будет, а кто хотя и мало из этой правды исполнит и другого тому же научит, тот великим наречется в царстве небесном. Но ограничиваться навсегда этим малым никак нельзя. Понимание правды Божией книжниками и фарисеями было слишком бедное, неглубокое; на нем нельзя основать настоящую Божию жизнь в людях. Надо идти дальше в понимании истины. „Если праведность ваша (понимание вами ея) не превзойдет праведности книжников и фарисеев,—говорит Спаситель ученикам,—то вы не войдете в царство небесное". И как образец неглубокаго понимания фарисеями правды Божией и должнаго разумения ея учениками, Иисус Христос приводит дальнейшия слова: „Вы слышали, что сказано древним не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исход. XX, 13). Я же говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему „рака", подлежит синедриону, а кто скажет „безумный", подлежит геенна огненной". Божия правда говорит: „не убивай; кто же убьет, подлежит суду". Иудеи под этою заповедью разумели охрану телеснаго существования ближняго, его внешнего материальнаго благогюлучия. В XXI главе книги „Исход" с удивительною подробностью предусматриваются всевозможные виды ущерба телу ближняго. „Если кто убьет ближняго,—говорится там,—тот сам будет предан смерти; но если убийство случилось нечаяно, виновный может укрыться в города убежища. Если же убийство было намеренное, то убийцу можно взять даже от жертвенника. Если кто в ccopе или драке нанесет другому тяжелые побои, тот должен заплатить пострадавшему за остановку в его работе и дать ему на лечение. Если нанесено будет увечье, то виновнику будет воздано тем же: глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обжог за обжог, рану за рану, ушиб за ушиб. Косвенная причина смерти и та карается смертью. Если кто имел вола бодливаго и не держал его на привязи, а он забодал человека насмерть, хозяин сам платится жизнью". Так до мельчайших подробностей указывается необходимость беречь телесное благополучие ближних. Но это, конечно, далеко не все. Человек ведь не из тела только состоит. Его словом можно поразить,— больнее, чем камнем, мечом или кулаком. Заботы о целости тела, это — верхний слой; надо идти глубже — охранять нравственное достоинство человека, уважать его личность. Потому Спаситель и добавляет: „А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака", подлежит синедриону; а кто скажет „безумный", подлежит геенне огненной". Здесь отмечаются три вида преступления против правды Божией, и за них налагаются три рода наказаний: сначала—меньшее, потом — большее, наконец—самое высшее. Первая ступень преступления против личности ближнего, это — незаслуженное унижение человека, хотя бы только в помыслах. Если я, без достаточных данных, считаю другого хуже себя, гневаюсь на него незаслуженно, осуждаю в душе напрасно, я сам за это подлежу суду, навлекаю на себя осуждение. Унижая чужую личность, даже неведомо другим, унижаю себя. „Кто же скажет брату своему „рака", подлежит синедриону", т.-е., суду уже не личному, а общественному. Слово „рака" — сирийское и, как замечено в Евангелии под строкой, значит — „пустой человек", но св. Иоанн Златоустый, глубокомысленный толкователь Священнаго Писания, сам родом сириец, говорит: „слово „рака" не составляет большой обиды: оно выражает только некоторое презрение или неуважение одного к другому". Лучше всего „рака" передается нашей частицей „ка" или „эй ты", т.-е. указывает на пренебрежительное отношение: „Эй ты! поди-ка! сделай-ка!" — Смысл получается такой. Лично только, перед собой ты унизил другого и тем уже унизил свою личность, навлек на себя осуждение. Если же это твое пренебрежение к ближнему ты обнаружил публично, дал это униженному почувствовать своим надменным „рака", прибавкой: „эй ты", — ты сам тем унизил себя открыто, подлежишь суду общественному — синедриону. „А кто скажет „безумный", подлежит геенне огненной". Геенной огненной здесь называется одна из долин около Иерусалима — Генном. В этой долине евреи некогда, при нечестивых царях, приносили в жертву живых детей идолу Молоху. Впоследствии идол был забыт, но память ужасная осталась за долиной Генном. Она стала свалочным местом, куда свозили из города мусор и всякие отбросы. Чтобы это не гнило и не заражало воздух, в долине всегда поддерживали огонь, которым сжигали свезенный мусор. Отсюда Генном, или Геенна стала называться огненною. И тогда смысл евангельских слов получается такой: „если кто ставит ближняго не только ниже себя, а ниже всех людей, называет его „безумным", приравнивает к неразумным скотам, тот и себя тем ставит ниже всех людей, приравнивает к нравственному мусору, к отбросам человечества, которым место в огненной геенне". Тут мы видим, что Спаситель, поясняя заповедь „не убивай", требует не только охраны телеснаго существования, а еще более — уважения к нравственной личности человека. Человек для человека должен быть святыней. Это — живой храм Божий (1 Коринф. III, 16), живой образ Божества (Быт. I, 26). Когда мы бываем в царском дворце, ходим среди сокровищ искусства, как мы бываем осторожны, как бережемся что-нибудь толкнуть, задеть, оцарапать! Ходя же среди людей, пускаем в ход локти, кулаки, безцеремонно расталкиваем всех, кто стоит на пути. Не понимаем, стало-быть, правды Божией. Слова знаем, твердим наизусть, другим повторяем, а, что они полностию значат, того не разумеем. Густой туман у нас перед глазами, далеко мы очень отошли от истины: не разглядеть даже точно очертаний ея. Надо освободиться из-под туманнаго покрова, надо подойти ближе к свету Божией правды. Источник: Беседы о Боге и Божией правде. Священник Г. Петров. Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д. Москва.- 1903 | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |