Главная » ТРОИЦА » День рождения Церкви

00:07
День рождения Церкви
Двой­ное на­зва­ние это­го дву­на­де­ся­то­го празд­ни­ка ука­зы­ва­ет на его до­хри­сти­ан­ские ис­то­ки (как и в слу­чае с празд­ни­ком Пас­хи). Рож­де­ние соб­ствен­но хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы про­изо­шло, как счи­та­ют ис­то­ри­ки, в кон­це мая 30 г. н. э. и сов­па­ло с вет­хо­за­вет­ным празд­ни­ком Пя­ти­де­сят­ни­цы; по­это­му наш ка­лен­дарь со­хра­ня­ет оба тер­ми­на. Са­мо же на­зва­ние «Пя­ти­де­сят­ни­ца» (греч. Пэнт­э­ко­стэ) име­ет фор­маль­но хро­но­ло­ги­че­ское про­ис­хож­де­ние и не вы­ра­жа­ет су­ще­ства че­ству­е­мо­го со­бы­тия, но озна­ча­ет лишь то, что празд­ник со­вер­ша­ет­ся через пять­де­сят дней по­сле Пас­хи (как у ев­ре­ев, так и у хри­сти­ан). 
 
 

ЕВ­РЕЙ­СКАЯ ПЯ­ТИ­ДЕ­СЯТ­НИ­ЦА

 
В Древ­нем Из­ра­и­ле это был пер­во­на­чаль­но зем­ле­дель­че­ский празд­ник Жат­вы, день ра­до­сти и бла­го­да­ре­ния, ко­гда в жерт­ву Бо­гу при­но­си­лись «на­чат­ки» со­бран­но­го к кон­цу мая пер­во­го уро­жая. За­тем он стал от­ме­чать и па­мят­ную го­дов­щи­ну древ­не­го («вет­хо­го») Си­най­ско­го Со­ю­за-За­ве­та, за­клю­чен­но­го Бо­гом с Мо­и­се­ем и всем из­ра­иль­ским на­ро­дом при­бли­зи­тель­но через пять­де­сят дней по­сле ис­хо­да (вы­хо­да) из Егип­та, дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия ко­то­ро­го и ста­ли ос­но­вой ев­рей­ской Пас­хи. Это про­изо­шло, по мне­нию боль­шин­ства уче­ных, во вто­рой по­ло­вине XIII в. до н. э. Так Пя­ти­де­сят­ни­ца ста­ла Днем рож­де­ния Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви. Те­перь по­ста­ра­ем­ся по­нять – как ро­ди­лась Цер­ковь Но­во­го За­ве­та, Цер­ковь Хри­сто­ва. Об­ра­тим­ся к тек­стам.
 
 

ЧТО ПРО­ИЗО­ШЛО В ИЕРУ­СА­ЛИ­МЕ?

 
По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да с го­ры Еле­он­ской апо­сто­лы вер­ну­лись в Иеру­са­лим. Про­шло де­сять дней, и на­сту­пил празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы. Уче­ни­ки и Бо­го­ма­терь, как и по­ве­лел им Иисус Хри­стос, – пи­шет еван­ге­лист Лу­ка в сво­ем про­дол­же­нии Еван­ге­лия, – «бы­ли еди­но­душ­но вме­сте. И вдруг раз­дал­ся с неба шум, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и на­пол­нил весь дом, где они на­хо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы ог­нен­ные, и опу­сти­лись по од­но­му на каж­до­го из них. И на­пол­ни­лись все Ду­ха Свя­та­го, и на­ча­ли го­во­рить на дру­гих язы­ках» (Деян.2:1-4).
 
Иеру­са­лим же был пе­ре­пол­нен па­лом­ни­ка­ми, съе­хав­ши­ми­ся со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии. Они услы­ша­ли этот неожи­дан­ный шум, по­доб­ный шу­му бу­ри и на­дви­га­ю­щей­ся гро­зы, при­шли в смя­те­ние и по­спе­ши­ли к до­му апо­сто­лов. Их изум­ле­нию не бы­ло кон­ца, ко­гда они уви­де­ли про­стых га­ли­ле­ян, вдох­но­вен­но ве­щав­ших на раз­ных язы­ках. Бо­лее то­го, для каж­до­го из них про­по­ведь апо­сто­лов зву­ча­ла на его род­ном язы­ке! Чтобы под­черк­нуть это чу­до мно­го­язы­чия, апо­стол Лу­ка на­ро­чи­то при­во­дит длин­ный спи­сок на­ро­дов со всех кон­цов Рим­ской им­пе­рии, вклю­чая и от­да­лен­ные окра­и­ны (смот­ри­те вы­ше текст Апо­столь­ско­го чте­ния на Ли­тур­гии).
 
 

МЕС­СИ­АН­СКОЕ ЦАР­СТВО ИЛИ ЦЕР­КОВЬ ХРИ­СТО­ВА?

 
На­ста­ло вре­мя ис­пол­не­ния древ­них про­ро­честв, – об­ра­ща­ет­ся к со­брав­шим­ся апо­стол Петр, – Мес­си­ан­ское Цар­ство уже ос­но­ва­но, а Иисус из На­за­ре­та, рас­пя­тый «ру­ка­ми без­за­кон­ных», вос­крес. Имен­но Он, от­верг­ну­тый ослеп­лен­ной на­цио­на­ли­сти­че­ским безу­ми­ем тол­пой, и есть обе­то­ван­ный Мес­сия, – цель и смысл всей вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии ожи­да­ния. Дух Бо­жий, из­лив­ший­ся в мир, про­све­тит ра­зум каж­до­го, же­ла­ю­ще­го стать «граж­да­ни­ном» Его Цар­ства. Для это­го нуж­но лишь по­ка­ять­ся и при­нять кре­ще­ние «во имя Иису­са Хри­ста», по­лу­чив при этом «дар Свя­то­го Ду­ха» (2:38).
 
Это Мес­си­ан­ское Цар­ство, смысл ко­то­ро­го стал по­ня­тен са­мим апо­сто­лам лишь в эти ми­ну­ты, от­ныне пре­бы­ва­ет в ми­ре в об­ра­зе Церк­ви Хри­сто­вой. Са­мо же сло­во «Цер­ковь» (по гре­че­ски – Эк­кле­сиа) озна­ча­ет «Со­бра­ние», а чу­до по­ни­ма­ния апо­столь­ской про­по­ве­ди яв­ля­ет­ся зна­ме­ни­ем ее все­лен­ско­го при­зва­ния, так как слу­ша­те­ли про­ис­хо­дят из всей Все­лен­ной (Ой­ку­ме­ны, или Эку­ме­ны), как на­зы­ва­ли то­гда Рим­скую им­пе­рию. Тра­ги­че­ское раз­де­ле­ние на­ро­дов, про­ис­шед­шее неко­гда у Ва­ви­лон­ской баш­ни, при­хо­дит к кон­цу: Бог «всех при­звал к един­ству», – как по­ет­ся в конда­ке празд­ни­ка. Про­чтем его еще раз (сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках да­ны для по­яс­не­ния).
 
«Ко­гда со­шел Все­выш­ний и сме­шал язы­ки 
[в Ва­ви­лон­ском стол­по­тво­ре­нии],
то этим Он раз­де­лил на­ро­ды.

Ко­гда же Он раз­дал ог­нен­ные язы­ки [в день Пя­ти­де­сят­ни­цы], 
то всех при­звал к един­ству;
и мы еди­но­глас­но сла­вим Все­свя­то­го Ду­ха».

 
«Ко­гда лю­ди со­ли­дар­ны в дерз­но­вен­ном зле, они те­ря­ют дар ком­му­ни­ка­ции, дар вза­им­но­го по­ни­ма­ния. Но этот дар вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся ра­ди ис­ти­ны. Язы­ки сим­во­ли­че­ско­го, ду­хов­но­го ог­ня над го­ло­ва­ми апо­сто­лов озна­ча­ют, что язы­ко­вые и эт­ни­че­ские ба­рье­ры про­рва­ны: Ис­ти­на идет к че­ло­ве­ку не как к «эл­ли­ну», «иудею» или «ски­фу», но имен­но как к че­ло­ве­ку» (Раш­ков­ский Е. «С вы­со­ты Во­сто­ка...», с. 60).
 
Си­ла про­по­ве­ди апо­сто­ла Пет­ра бы­ла ни с чем не срав­ни­ма: око­ло трех ты­сяч че­ло­век при­ня­ли кре­ще­ние в день Пя­ти­де­сят­ни­цы. Так ро­ди­лась Но­во­за­вет­ная Цер­ковь.
 
 

ОКОН­ЧА­ТЕЛЬ­НОЕ ПРО­ЗРЕ­НИЕ АПО­СТО­ЛОВ

 
Что же про­изо­шло с уче­ни­ка­ми Хри­ста? Ис­то­ри­ки не мо­гут дать на это от­ве­та. Бес­спор­ным яв­ля­ет­ся лишь то, что в этот день они на­ко­нец ста­ли ис­тин­ны­ми апо­сто­ла­ми («по­слан­ни­ка­ми»). В стра­хе бе­жав­шие из Геф­си­ма­нии, а в день Воз­не­се­ния на­де­яв­ши­е­ся на вос­со­зда­ние зем­но­го Из­ра­иль­ско­го цар­ства, они об­ра­ща­ют­ся те­перь ко все­му ми­ру. Мир бу­дет пре­сле­до­вать их, са­жать в тюрь­мы, бро­сать на аре­ны Ко­ли­зея в ла­пы ди­ких зве­рей, – но ока­жет­ся бес­силь­ным пе­ред та­ин­ствен­ным Да­ром, по­лу­чен­ным в Пя­ти­де­сят­ни­цу. Прой­дет три ве­ка, и гор­де­ли­вые рим­ские им­пе­ра­то­ры, име­но­вав­ши­е­ся «спа­си­те­ля­ми оте­че­ства» и при­чис­ляв­ши­е­ся Се­на­том к «сон­му бо­гов», при­зна­ют се­бя скром­ны­ми под­дан­ны­ми Цар­ства Га­ли­лей­ско­го Учи­те­ля.
 
 

ХРИ­СТИ­АН­СКАЯ ПЯ­ТИ­ДЕ­СЯТ­НИ­ЦА: СО­БЫ­ТИЕ И ПРАЗД­НИК

 
По­чти две ты­ся­чи лет то­му на­зад, в день ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­цы, мир вос­при­нял тай­ну Три­еди­но­го Бо­га: Вет­хий За­вет знал Еди­но­го Бо­га, по­ло­жив­ше­го ос­но­ва­ние Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви; Сын, во­пло­тив­шись на зем­ле, со­здал Цер­ковь Но­во­го За­ве­та; Дух Свя­той от­крыл ее ис­то­ри­че­ское вре­мя и дей­ству­ет в ней «до скон­ча­ния ве­ка». По­это­му празд­ник ее рож­де­ния име­ну­ет­ся Днем Свя­той Тро­и­цы.
 
Бо­го­слов­ское уче­ние о вза­и­мо­от­но­ше­нии Лиц Свя­той Тро­и­цы бы­ло окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­но еще в IV ве­ке, в пе­ри­од оже­сто­чен­ных три­ни­тар­ных спо­ров, вы­зван­ных лже­уче­ни­ем Ария Алек­сан­дрий­ско­го, и за­креп­ле­но в Ни­кео-Ца­ре­град­ском Сим­во­ле ве­ры. Но да­ле­ко не всем из­вест­но, что пер­вые хра­мы во имя Свя­той Тро­и­цы по­яви­лись в хри­сти­ан­ском ми­ре го­раз­до позд­нее, не ра­нее XII в., при­чем, сна­ча­ла на За­па­де (этот во­прос тре­бу­ет спе­ци­аль­ных изыс­ка­ний). Вско­ре, в 1335г., скром­ный инок Сер­гий по­стро­ил первую на Ру­си де­ре­вян­ную Тро­иц­кую цер­ковь по­сре­ди глу­хо­го Ра­до­неж­ско­го бо­ра, став­шую ос­но­вой бу­ду­щей Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, – цен­тра ду­хов­ной жиз­ни Рос­сии.
 
Празд­ни­ку Пя­ти­де­сят­ни­цы пред­ше­ству­ет Тро­иц­кая ро­ди­тель­ская суб­бо­та – день по­ми­но­ве­ния усоп­ших.
 
В са­мый день празд­ни­ка, по­сле Ли­тур­гии, со­вер­ша­ет­ся Ве­чер­ня, на ко­то­рой чи­та­ют­ся три мо­лит­вы, об­ра­щен­ные к Три­еди­но­му Бо­гу. В это вре­мя, впер­вые по­сле Пас­хи, все ста­но­вят­ся на ко­ле­ни.
 
Ко Дню Тро­и­цы хра­мы и до­ма у нас укра­ша­ют­ся де­ре­вья­ми, тра­вой и цве­та­ми. Обы­чай свя­зан с ис­то­ри­че­ским вос­по­ми­на­ни­ем об­ря­дов вет­хо­за­вет­ной Пя­ти­де­сят­ни­цы, – при­не­се­ни­ем Бо­гу зе­ле­не­ю­щих на­чат­ков жат­вы, а так­же с рус­ской на­род­ной тра­ди­ци­ей про­во­дов вес­ны и встре­чи ле­та.
 
Пер­вый по­не­дель­ник по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы име­ну­ет­ся Днем Свя­то­го Ду­ха. Он яв­ля­ет­ся как бы про­дол­же­ни­ем празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы и по­свя­щен осо­бо­му че­ство­ва­нию Ее Тре­тье­го Ли­ца. С это­го же дня на­чи­на­ет­ся пер­вая сед­ми­ца по Пя­ти­де­сят­ни­це; она име­ну­ет­ся «сплош­ной», по­то­му что пост в сре­ду и пят­ни­цу от­ме­ня­ет­ся. А с по­не­дель­ни­ка вто­рой сед­ми­цы на­чи­на­ет­ся Пет­ров пост.
 
Яв­ле­ние Трех Стран­ни­ков пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму у ду­ба Мамрий­ско­го (близ Хев­ро­на), изо­бра­жа­е­мых обыч­но в ви­де ан­ге­лов, по­ни­ма­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми бо­го­сло­ва­ми как при­кро­вен­ное яв­ле­ние в вет­хо­за­вет­ном ми­ре Свя­той Тро­и­цы. Этот зна­ме­на­тель­ный эпи­зод биб­лей­ской ис­то­рии, имев­ший ме­сто по­чти че­ты­ре ты­ся­че­ле­тия то­му на­зад, по­ро­дил за­ме­ча­тель­ный ико­но­гра­фи­че­ский тип «Тро­и­цы вет­хо­за­вет­ной», вер­ши­ной ко­то­ро­го ста­ла ико­на «Тро­и­ца» ки­сти пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва.
 
 

БО­ГО­СЛУ­ЖЕБ­НЫЕ ТЕК­СТЫ; КРАТ­КАЯ БИБ­ЛИО­ГРА­ФИЯ

 
Текст Тро­иц­кой служ­бы см. в лю­бом из­да­нии Три­о­ди Цвет­ной (у гре­ков – Пен­ти­ко­ста­ри­он). Рус­ский пе­ре­вод ос­нов­ных тек­стов, вклю­чая длин­ные мо­лит­вы Тро­иц­кой Ве­чер­ни, см.: Сбор­ник су­точ­ных цер­ков­ных служб, пес­но­пе­ний глав­ней­ших празд­ни­ков и част­ных мо­лит­во­сло­вий Пра­во­слав­ной Церк­ви на рус­ском язы­ке / [Сост.] свящ. В. Ада­мен­ко. Ниж­ний Нов­го­род, 1926 (ре­принт: Па­риж, 1989), с. 158-171.
 
О ев­рей­ской Пя­ти­де­сят­ни­це, о но­во­за­вет­ном со­бы­тии со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов и хри­сти­ан­ском празд­ни­ке Тро­и­цы см.: Биб­лей­ская Эн­цик­ло­пе­дия / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Рос­сий­ское Биб­лей­ское об­ще­ство, 2002, с. 120, 144, 148, 157, 158, 342; Сло­варь биб­лей­ско­го бо­го­сло­вия / Под ред. Кса­вье Леон-Дю­фу­ра и др. Брюс­сель, 1974, кол. 958-962; Ле­вин­ская И. А. Де­я­ния апо­сто­лов. Гла­вы I-VIII. Ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий. М., 1999, с. 112-145; Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, св. О свя­тых празд­ни­ках. Гл. 17 // Тво­ре­ния св. от­цов в рус­ском пе­ре­во­де. Кн. III. М., 1885 (изъ­яс­не­ние трех важ­ней­ших ев­рей­ских празд­ни­ков с экс­кур­са­ми в хри­сти­ан­скую Пас­ху); [Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­еп. Фес­са­ло­ни­кий­ский, св.] Бе­се­да свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о свер­шив­шем­ся в день Пя­ти­де­сят­ни­цы // Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1975, № 11; Иудей­ские и хри­сти­ан­ские празд­ни­ки суть па­мят­ни­ки ис­ти­ны (без под­пи­си) // Хри­сти­ан­ское Чте­ние. СПб., 1821. Ч. IV, кн. 10, с. 70-72; Мень А., прот. Пер­вые апо­сто­лы. М., 1998, с. 56-74; Ло­вя­гин Е. Ве­чер­нее бо­го­слу­же­ние в день Пя­ти­де­сят­ни­цы // Хри­сти­ан­ское Чте­ние. СПб., 1853. Ч. I; Дмит­ри­ев­ский А. Празд­ник Св. Тро­и­цы на Си­он­ской го­ре и у ду­ба Мам­врий­ско­го в Хев­роне. СПб., 1913; Ска­бал­ла­но­вич М. Пя­ти­де­сят­ни­ца. Ки­ев, 1916; Раш­ков­ский Е. «С вы­со­ты Во­сто­ка...» Дву­на­де­ся­тый празд­нич­ный цикл в пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии. М., 1993, с. 56-63.

Читайте также:

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: ТРОИЦА | Просмотров: 533 | Добавил: Православие | Теги: троица, Пятидесятница | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar