Главная » Духовная трапеза » Дни святых равноапостольных Ольги (11/24 июля) и Владимира (15/28 июля). Духовная трапеза

13:03
Дни святых равноапостольных Ольги (11/24 июля) и Владимира (15/28 июля). Духовная трапеза

Дни святых равноапостольных Ольги (11/24 июля) и Владимира (15/28 июля)

 Жизнь и деяния святых равноапостольных Ольги и Владимира к просвещению отечества нашего верой христианской 

 
Помыслих дни первыя и лета вечная помянух, и поучихся.

Вера христианская не вдруг распространилась в мире, но постепенно: одни из народов призваны были к Христу прежде, другие гораздо позже. К числу последних принадлежим и мы, русские. Еще во времена апостолов в южных пределах отечества нашего проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, который, по преданию, доходил до гор Киевских и там водрузил святой Крест. Впоследствии этот зачаток христианства был, по-видимому, совсем подавлен, и почти тысячу лет потом над отечеством нашим царила непроглядная тьма язычества, хотя, несомненно, зерно христианства, посеянное трудами апостольскими, было живо и плодоносило, но только, по неисповедимым судьбам Божиим, таилось до времени, чтобы возрасти в величественное древо Церкви всероссийской. Печально было это время. Предки наши — славяне — были язычники. Вместо единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, управляющего всеми стихиями природы, они признавали многих богов, обоготворяя стихии природы и, таким образом, почитая тварь за Бога, делали идолов и им поклонялись. Находясь в погибельной темноте относительно веры, предки наши, очевидно, не могли знать того, как должно жить правильно и благочестиво. Они не имели высшего руководительства и указания относительно нравственности. Как кому хотелось, так и жили, удовлетворяли всем своим похотям и страстям без стыда и страха суда Божия. Невоздержание, сластолюбие, кровомщение, жестокость и всевозможные дурные свойства, ничем не обуздываемые, удерживали наших предков в состоянии грубости и невежества. Только христианской верой человек направляется к доброму и полезному, только в ней он находит истинный закон жизни и самое верное руководство к исполнению своего назначения и своей высшей небесной цели бытия. Только во свете веры Христовой человек может видеть истину, познавать красоту добродетели, оживляться и обновляться теплотой благодати Духа Святого, даруемой верующим через заслуги Единородного Сына Божия. Это благодатное просвещение и обновление родной страны и началось и совершилось, по милости Божией, с поразительным успехом во времена святых Ольги и Владимира, память которых ныне мы совершаем. Рассмотрим их жизнь и деяния поистине равноапостольные.

Святая благоверная княгиня Ольга была супругой второго русского князя Игоря и бабкой равноапостольного Владимира. По преданию, она была родом из Псковской области, простого звания и сделалась супругой великого князя Игоря, который, случайно увидев ее, пленился ее разумом и красотой. По смерти Игоря, за малолетством сына его Святослава, Ольга была правительницей государства и в это время показала свой находчивый ум в употреблении искусных способов к ограждению своего государства от врагов и к возвышению его среди соседей.

Средства, употребленные для сего Ольгой, отличались неожиданностью и в то же время жестокостью, как передают летописи, например, об отношениях ее к соседнему племени — древлянам, погубившим ее мужа. Но в это время Ольга была язычницей и ее поступки были сообразны с тогдашними обычаями. Но вот благодать Божья коснулась сердца ее, и она, познав суету язычества, приняла христианскую веру, а с тем вместе вполне переродилась и переменилась в своих убеждениях и поступках, будучи проникнута животворным духом евангельской любви и кротости. Неизвестны все благие дела, совершенные благоверной Ольгой со времени просвещения ее христианской верой. Но несомненно, что свет Христов, возжженный в сердце мудрой и препрославленной правительницы государства, не мог не озарять окружающих ее россиян, которые, видя ее христианскую жизнь, прославляли истинного Бога и внутренним сочувствием мало-помалу приближались к христианству, хотя по внешности, может быть, оставались и язычниками. Многие, следуя примеру Ольги, открыто принимали христианство. Что пример святой Ольги имел благотворное действие на успех распространения и утверждения христианства в отечестве нашем, подтверждается свидетельством отечественных наших летописей, что в это время было уже в Киеве значительное число христиан, имевших церковь. По словам тех же летописей, в отношении к делу распространения христианства в России Ольга была, «яко денница пред солнцем, яко заря пред светом». Особенно сильное влияние на наших предков должно было произвести открытое принятие Ольгой христианства и крещение ее в Константинополе. С этой целью около 956 года благоверная княгиня Ольга с большой свитой отправилась в столицу восточного православия, где была принята со всеми почестями, подобающими ей, как матери государя русского и как представительнице христианства в могущественном государстве. Крещение благоверной Ольги торжественно совершил патриарх Поли-евкт и нарек ее Еленой в честь равноапостольной Елены, матери Константина Великого, а восприемником от купели крещения был император Константин Багрянородный, который сам и описал подробно обстоятельства приезда и крещения святой Ольги. Это путешествие Ольги естественно должно было укреплять связь русского государства с греческим и открывало большую возможность взаимных сношений наших предков с образованными греками, а вместе с тем сильно благоприятствовало успехам христианства в отечестве нашем.

О самой святой княгине Ольге известно, что по возвращении из Константинополя она ревностно заботилась о просвещении русских верой Христовой. Она соорудила в Киеве христианскую церковь во имя святого Николая над могилой христианского князя Аскольда, а другую во имя Святой Троицы на своей родине — на месте, где некогда было ей знаменательное видение светозарных лучей и где впоследствии основан был город Псков. Старалась святая Ольга склонить к принятию христианства и своего сына, великого князя Святослава, но он отвечал ей: «Могу ли я один принять новый закон, чтобы дружина моя смеялась надо мною?» Зато несомненно, что внук ее Владимир, впоследствии бывший великим князем и равноапостольным просветителем России христианством, впервые получил именно от святой благоверной Ольги и глубоко затаил в сердце своем те святые внушения, которые побудили его отвергнуть язычество и искать истины. После этих, с детства живших в душе Владимира внушений святой Ольги, он, несомненно, всегда сочувствовал христианской вере. Но, несмотря на внутреннее расположение к христианству, Владимир, может быть, особенно в начале своего княжения, был даже более, чем прежние князья, привержен идолопоклонству: он поставил в Киеве и в других местах много новых идолов, заставлял им поклоняться и приносить жертвы. Не могло, впрочем, долго оставаться в душе Владимира это раздвоение религиозных убеждений. Благодать Божия воссияла в его сердце и он вполне познал ничтожество язычества, охладев к нему, и видимо желал переменить веру. Тогда стали приходить к нему разные веропроповедники — греки, латиняне, татары, магометане и евреи, из них более всего подействовал на Владимира своей проповедью греческий проповедник. Разумный князь не просто последовал влечению своего сердца, но, посоветовавшись с боярами и старцами, посылал смышленых людей исследовать каждую веру на месте. Послы, возвратившись, сказали, что они нигде не нашли лучшей веры, как вера православная, исповедываемая в Греческой империи. «Когда греки ввели нас в церковь свою, — говорили послы, — то мы увидели там такую красоту и славу, что нельзя высказать и языком: облачения священников благолепны, чин богослужения стройный, предстояние молящихся благоговейное, пение столь сладостное, что подобного мы нигде не слышали, нас объяла такая радость, что мы не знали, где мы находимся, на земле или на небеси». Этот отзыв подкрепили и бояре, сказав Владимиру: «Если бы вера греческая не была истинная, то не приняла бы ее бабка твоя, мудрая Ольга». После сего Владимир решился уже открыто принять православную веру и ввести ее в своем государстве. Сам он крестился в завоеванном им Херсоне Таврическом, потом в Киеве крестились его дети, дружина и весь народ в источнике над Днепром — это место и поныне называется Крещатиком. Отсюда воссиял свет христианской веры на всем обширном пространстве отечества нашего, разогнав тьму языческих заблуждений и показав нам истинный путь к благоугождению Богу и спасению.

Совершая память равноапостольных святой княгини Ольги и святого благоверного князя Владимира, просветивших страну нашу светом истинного Боговедения, мы невольно приводимся к размышлению о тех неисчислимых плодах, какие принесла нам святая вера, насажденная в отечестве нашем при святом Владимире. Без истинной веры кто мы были бы, как не чада погибельные? Без познания Бога и его святого закона, как мы могли бы обрести путь спасения и благоугодить Богу? Без веры угодить Богу невозможно (Ев 11:6), говорит слово Боясие. Без истинной веры человек и мрачен, и холоден душой, не имеет в себе жизненности и теплоты сердечной. Только с восприятием веры душа человека оживляется и делается способной к жизни богоугодной. С водворением христианства при святом Владимире во всем строе Российского государства, в быту семейном и гражданском, произошел столь же решительный и благотворный переворот, как это бывает весной, когда теплота солнечная оживляет природу после зимней ее мертвенности. Святая вера Христова, насажденная святым Владимиром, внесла в частную и общественную жизнь нашу все, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп 4:8). Она собрала воедино народ русский, разделенный прежде по племенам, ввела в страну нашу законы и благоустройство гражданское, освятила и скрепила союзом любви отношение членов общества к верховной власти, научив чтить в лице государя помазанника Божия. Правилами веры приведены в должный порядок и взаимные отношения всех членов великой семьи государства русского, изъяснены обязанности начальников и подчиненных, пастырей и пасомых, младших и старших, родителей и детей. Вера Христова возрастила, возвела на небо и прославила небесной славой целые лики соотечественников наших, которые, предстоя у престола Божия, сделались непрестанными нашими молитвенниками и заступниками перед Богом. В годину общественных бедствий, когда отечество наше, отовсюду окруженное врагами, по-видимому, готово было распасться, только вера Христова воодушевляла к единомыслию и самоотверженным подвигам наших предков, приносивших все свое достояние и саму жизнь свою в жертву общественному благу. Можем ли мы все это забывать? Можем ли мы быть глухи к столь красноречивым урокам нашей отечественной истории, страницы которой содержат непрерывную летопись необычайных явлений к нам милости Божией, свидетельствующих, что отечество наше только под осенением веры православной могло избежать гибели, возрасти и укрепиться в силе и могуществе современного положения своего в среде прочих царств мира, что только вера, благочестие и верность православию предков наших могли привлекать к нам отеческое благоволение Господа, управляющего царствами и дарующего державу и крепость людям Своим.

Возблагодарим Господа за столь великий и неоцененный дар, какой мы получили от Него в истинной вере Христовой. Незабвенна да будет священная память равноапостольных святого князя Владимира и святой Ольги, познавших тщету язычества и силою благодати Божией разорвавших узы постыдного служения, рабства темным силам ада и изведших нас в свободу чад Божиих. Снял Господь с очей Владимира чешую, закрывавшую его зрение, и вместе с тем просветился и его умственный взор, — так и темный покров, омрачавший языческими заблуждениями русский народ, быстро спал, и наша страна, озаренная светом истинного боговедения, мирно приняла проповедь христианских проповедников, руководствуясь примером благоверного князя, его детей и бояр. Сугубо должны мы благодарить Господа за то, что чрез посредство князя Владимира и его советников мы почерпнули свою веру из чистого и неповрежденного источника православия, насажденного апостолами и их богомудрыми преемниками на Востоке, где родился и совершил спасение мира Господь наш Иисус Христос. Поистине великий и неоцененный дар получили мы в православии. Будем же свято хранить сей дар, твердо держаться исповедания нашей веры, неизменно и непоколебимо стоять под священным знаменем православия, водруженным в отечестве нашем равноапостольным Владимиром и соблюденным до настоящего времени благочестивыми предками нашими в совершенной неприкосновенности. Господь Бог, благодатью Своею призвавший нас из тьмы в чудный свет Свой, да утвердит нас и сохранит от лукавых наветов и врагов православия, и да управит сердца наши в любовь к Богу и к Его святой Церкви, которая есть столп и утверждение истины, верная и неизменная руководительница к спасению!

 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 578 | Добавил: Православие | Теги: 24 июля, Княгиня Ольга, Князь Владимир, 28 июля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar