Главная » Духовная трапеза » Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Духовная трапеза.

12:00
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. Духовная трапеза.

 Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора в Никее 
(Ин 17:1-13)

Препрославлен еси, Христе Боже наш, светила на земли отцы наша основавши, и теми ко истинной вере вся ны наставивый, Многоблагоутробне слава, Тебе.

Тропарь отцов, глас 8

 

Ныне святая Церковь вспоминает и прославляет святых и Богоносных отцов Первого Вселенского собора, созванных святым равноапостольным Константином в Никее в 325 году для утверждения истинного учения о божестве Иисуса Христа, против ложного учения Ария, не признававшего Сына Божия вечным и единосущным Отцу. Когда еретик Арий, бывший пресвитером в Александрии, стал распространять ложное учение об Иисусе Христе и не хотел слушать вразумлений и обличений своего местного епископа, Константин Великий собрал в Никее Первый собор. На этот собор собралось 318 отцов; ложное учение Ария было опровергнуто, сам еретик был сослан в ссылку и утвержден был догмат о вечности Сына Божия и едино-сущий Его с Богом Отцом. Когда потом явился еретик Македонии, который нечестиво учил, что Святой Дух не есть Бог, а только сотворенная сила, то благочестивый император Феодосии I созвал Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году. Собралось 150 отцов, которые утвердили признавать Духа Святого Господом, равным с Отцом и Сыном. На этих двух соборах для руководства верующих в исповедании веры был составлен символ веры, состоящий из 12 членов. После сих двух соборов было еще пять Вселенских соборов, утвердивших догматы православной веры и опровергнувших разные лжеучения еретиков. Кроме утверждения догматов веры на вселенских соборах отцами Церкви было установлено много правил, касавшихся порядка и благочиния церковного, и вместе с тем утверждены к обязательному исполнению 85 правил, по преданию сохранившихся от апостолов, а также постановления 9 поместных соборов. Круг сих соборных постановлений обнимает все церковное законодательство, которым и доныне неизменно руководствуется святая православная Церковь, дорожа этим древним наследием, как святынею. В этом особенно отношении история вселенских соборов поучительна для нынешнего времени.
 

Прежде всего, из истории вселенских соборов для всякого очевидно, что отцы Церкви, собиравшиеся на сии соборы, были всегда одушевлены той спасительной верою, что единственный глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. Много было на этих соборах святителей и учителей, знаменитых мудростью и преисполненных дарованиями духовными, много было мучеников и исповедников, еще носивших на теле своем язвы страданий за веру, много было препрославленных подвижников и чудотворцев, Самим Богом свидетельствованных знамениями и чудесами многими, но никто из сих великих мужей не дерзал никогда присваивать себе единолично решающего голоса на соборах, никто не домогался первенства — все соблюдали себя в смирении и послушании, как рабы и служители Христа, все прислушивались к голосу вселенского согласия, в котором они слышали глас Господень. Как сами апостолы на соборе, бывшем в Иерусалиме, свое определение запечатлели словами: изволися Духу Святому и нам (Деян 15:28), так и на последующих соборах отцы Церкви всегда предначинали изложение своих соборных определений тем же выражением, свидетельствовавшим их веру в богодухновенность сих определений. Для наглядного же представления невидимого присутствия на соборе Главы Церкви Господа Иисуса Христа обыкновенно на первом месте на столе, вокруг которого восседали отцы, полагалось святое Евангелие, пред которым, как пред лицом Самого Иисуса Христа, истина веры свидетельствовалась твердо и нелицемерно, и о личном произволе, или упорстве в решениях не было помышлений, а все единомысленно преклонялись пред вселенским согласием. Пред таким высоким примером благоговейного отношения к истине, как недостойны должны казаться нынешние притязания римо-католиков, провозглашающих, будто папа, как глава Церкви, выше вселенских соборов, может единолично решать дела Церкви и отменять самые соборные постановления, не спрашиваясь вселенского согласия! Такой гордый произвол папства к чему мог привести, как уже действительно и привел, как только к гибельному отступничеству от православия?

История Вселенских соборов поучительна для нас еще в том отношении, что она свидетельствует о великой ревности, какою древние христиане и их пастыри одушевлены были в деле охранения истин веры и преданий церковных от всякого произвольного их изменения. Из самых отдаленных стран, терпя всевозможные лишения, целыми сотнями собирались отцы Церкви в назначенные для соборов города — мужественно противостояли они сильным мира сего, нередко покровительствовавшим еретикам, и готовы были претерпеть любые испытания за целость и чистоту православия. Пред лицом сих ревнителей истины Христовой да посрамится равнодушие к вере нынешних христиан, проповедующих безразличие в исповедании веры и явно домогающихся дарования полной свободы разным вероисповеданиям провозглашать свои религиозные мнения, как бы ни были они сумасбродны. «Пусть каждый верует, как хочет, — провозглашают нынешние вольнодумцы, — не стесняйте свободы их совести». Но к чему может привести эта разнузданность в исповедании религиозном? Ни к чему другому, как только к пагубному разъединению христиан в вере и любви. Того ли желал Спаситель наш Господь Иисус Христос, Который в Своей первосвященнической молитве пред крестными страданиями с воплем крепким и со слезами молился о том, чтобы собранное Им стадо верных не рассеялось при предстоявших гонениях и появлении в среде христианского общества еретиков. Отче святый, соблюди их во имя Твое, [тех,] которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин 17:11).

Было время, когда такое единение в обществе христианском было твердо и ненарушимо. Это было еще при апостолах, когда, как повествует книга Деяний святых апостолов, у множества уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32). Но недолго продолжались такой мир и единодушие в Церкви христианской. Враг рода человеческого, враг истины и добра, вооруживший исполненных клеветы и лукавства сынов человеческих против Самого Спасителя, не оставил в покое и его последователей, и сначала воздвигал гонения на христиан, продолжавшиеся почти триста лет, потом старался внести внутрь самого общества христианского разрушительную заразу суемудрия и неповиновения Богопреданному учению апостольскому и таким образом стал между христианами поселять религиозные раздоры, чрез которые единение веры и любви между ними неизбежно разрушалось. Рано, и даже при самих апостолах, в христианской Церкви начали возникать ереси и расколы. Так, апостол Иоанн в предостережение верных извещал, что многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти (2 Ин 1:7). Святой апостол Павел, убеждая пастырей Ефесской Церкви бодрственно пасти стадо Христово, говорил: ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29,30). Святой апостол Петр предрекал верным, что будут у них лжеучители, которые введут пагубные ереси, и многие последуют их разврату и через них путь истины будет в поношении (2 Пет 2:1,2). Но так как всякое зло, по попущению Божию неизбежное в мире, десницею Всевышнего направляется к благому, мы должны твердо верить, что и зло религиозных разделений не без цели попускается Богом. Святой апостол Павел говорит, подобает и ересем в вас быти, да искусный явлены бывают в вас (1 Кор 11:19). Значит, пред лицом бываемых в мире искушений и соблазнов со стороны лжеучителей, грозящих отторгнуть нас от единства исповедания веры православной, нам должно не падать духом, но мужественно отражать всякое еретическое суемудрие. К ободрению нашему в борьбе с врагами истины Христовой должно служить то, что Господь наш Иисус Христос, Глава и основание Церкви, есть камень краеугольный, избранный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис 28:16). Основанную на этом камне Церковь, как единственную хранительницу истины, Христос не попустит сокрушить никаким силам вражьим. Все верные и сохраняющие ненарушимым союз свой с Церковью православной обретают во Христе самую надежную опору всегда и особенно при восстаниях от самого глубокого падения греховного. Только для людей маловерующих, суемудренных и непослушных Церкви Христос становится камнем претыкания и соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову истины (1 Пет 2:7,8). Христос никогда не оставлял Своих верных последователей в вековой борьбе с лжеучителями и раздорниками церковными. Он и нас не оставил ныне против них безоружными. Даровавший верным поборникам православия благодатную силу восторжествовать в свое время над ересями и расколами, Христос и на будущее время всем нам дал твердое ограждение и опору нашего православия в боговдохновенных определениях соборов, на коих, как на несокрушимых столбах, зиждется здание Церкви православной. Сими соборными вероопределениями, как богодарованным орудием, мы и должны отражать всякие попытки суемудренных людей извратить истину православия и отвратить нас от единомыслия церковного. Для нас должно быть несомненно, что если кто будет говорить противное сим соборным определениям, тот, очевидно, провозглашает ересь, и если таковой не вразумляется словом истины, содержимой Церковью православной и утвержденной вселенским ее согласием, то от него, как от еретика, всякий православный христианин должен, по заповеди апостольской, отвращаться (Тит 3:10). Отвращаться должно не только сердцем, но и слухом, так как хитрые и ядовитые речи лжеучителей и раздорников церковных скорее всего могут отравлять души слабых и неискусных в вере, подрывая в них доверие к проповедникам православия. Много ныне противниками истины Христовой распространяется книг, в которых то явно, то под прикрытием проповедуются вредные учения. Много также печатается против порядков церковных и священнослужителей с затаенной целью подорвать доверие к учреждениям церковным и отвлечь христиан от единомыслия в вере и любви с матерью нашей Церковью православной.

Да блюдет себя каждый христианин от увлечения проповедуемыми в нынешнее время разрушительных учений. Стойте твердо в союзе церковном и все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес 5:21).


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 840 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar