Главная » Духовная трапеза » Неделя о блудном сыне. Духовная Трапеза

07:49
Неделя о блудном сыне. Духовная Трапеза

Неделя о блудном сыне
(Лк 15:11-32)

 
Объятия отча отверсти ми потщися: блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе. Обнищавшее мое сердце не презри, Тебе бо, Господи, в умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Седален, глас 1
 
Со второй приготовительной недели к Великому посту святая Церковь вводит в чин богослужения 136-й псалом, содержащий в себе плач пленных иудеев об отечественном граде Иерусалиме и Сионском храме своем. Вот этот псалом в русском переводе: На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. На вербах посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши веселья: «пропойте нам из песней сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселья моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница, блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! 


Смысл этого трогательного псалма следующий. За нечестие и идолопоклонство наказал Господь иудеев грозным нашествием вавилонского царя Навуходоносора, который, завоевав Иерусалим, разрушил его и храм, воздвигнутый Соломоном, а всех иудеев, кроме старцев и убогих, переселил в Вавилонскую землю. Пока иудеи счастливо жили в своей земле, в своем дорогом и священном Иерусалиме, мало ценили они являемое им Божие благоволение, изменяли Богу отцов своих, увлекались языческими обычаями и идолослужением, не хотели слушать посылаемых им Богом пророков, издевались над ними, мучили и даже умерщвляли их. Когда же настала беда, гнев Божий разразился над неблагодарными и неверными Божию закону людьми, они опомнились и, живя на реках вавилонских, в земле чужой, вдали от родины, горько плакали, вспоминая о священном Сионе. Пленившие их вавилоняне, видя, что принесенные ими с собою органы безмолвно висели на прибрежных деревьях, настойчиво требовали от иудеев спеть что-нибудь из песней сионских, как это они делали в Иерусалиме в праздники, под сенью храма своего. Злорадной казалась иудеям эта просьба. Наотрез отказались они тешить слух притеснителей своих священными песнопениями и веселиться на чужой земле, забыв бедствия своего отечественного града Иерусалима. Прежде они не считали за грех знакомиться с язычниками и даже вступали с ними в супружеские союзы, участвовали в их жертвоприношениях, сопровождавшихся пирами, плясками и песнями, причем, без сомнения, пускали в дело и свои музыкальные инструменты. Теперь же иудеям, отрезвленным грозными бедствиями отечества и в совершившихся событиях познавшим гнев Божий, постигший их за нарушение закона отеческого, мерзкими казались всякие союзы с иноплеменниками, и они не только не расположены были дружиться с ними, но готовы были сокрушить своих врагов и притеснителей, а детей их перебить о камень.

Христиане! Состояние пленных иудеев, изображенное в этом псалме, служит живым и наглядным образом нашего греховного состояния. В грехе мы подлинно несчастные пленники, лишенные свободы и отчужденные от горнего Иерусалима — царства небесного. Теорий грех, раб есть греха (Ин 8 34), говорит Сам Христос. Греховные страсти опутывают нас как бы самыми крепкими узами, так, что мы в своем греховном плену уже не свою волю творим, но волю обуявших нас врагов наших — мира, плоти и диавола. Эти враги стараются увлечь нас удовольствиями земными и чувственными, чтобы заставить нас забыть о горнем Иерусалиме, возбуждают к веселью на краю пропасти, чтобы легче увлечь в нее нас. Блажен, кто восчувствует, как бедственно состояние плена греховного, и восскорбит об удалении своем чрез грех из-под родительского крова небесного Отца, утвердит себя в святой решимости оставить, презреть грех и с раскаянием пойдет к Отцу небесному, прося Его помилования. С той именно целью в приготовительные к святой Четыредесятнице недели святая Церковь предлагает нашему вниманию плачевный псалом иудейских пленников, чтобы их примером возбудить в нас спасительное чувство скорби о наших грехопадениях и обратить извращенное страстями стремление души нашей к так часто забываемой нами небесной родине.

Напоминание об этом весьма необходимо. Должно сознаться, что ни о чем меньше не думают нынешние христиане, как о своем небесном отечестве, о будущей жизни. В состоянии своего греховного плена многие совсем не сознают бедственности своего положения и, вместо спасительного плача о своих грехопадениях, стараются только тешить себя чувственными удовольствиями, разнообразят их до бесконечности, думая таким образом Удовлетворить себя и заглушить тоску своей бессмертной и богоподобной души, томящейся суетой мирскою и изнывающей о греховном своем отчуждении от Бога, от благодати Его и надежды на получение царствия небесного. Так гибнет ныне много душ христианских от увлечения греховными пристрастиями и соблазнами лукавого века сего. В вихре земных удовольствий, ослепленные призрачным блеском благ земных, кружатся люди беззаботно около опасных греховных соблазнов и удивительно ли, что погибают во грехе, как погибают неосторожно порхающие около огня мотыльки. Помните, что ни о чем столько не должно нам думать, как о спасении души нашей от гибельного плена греховного. Какая польза человеку, говорит Евангелие, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк 836,37). Только сердечным сокрушением и плачем о своих грехопадениях, а вместе с тем и твердой решимостью оставить гибельный путь порока и возвратиться под кров Отца небесного христианин может искупить свою вину пред Богом.

Чтобы предрасположить нас к такой решимости, святая Церковь в нынешнем Евангелии благоговейному вниманию христиан предлагает притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне, в котором представляется нам образ грешника, впавшего в рабство греховных страстей и собственным горьким опытом дознавшего, в какое тяжелое и унизительное положение ввергает человека грех. Блудный сын, удалившийся из дома родительского и на чужой стороне расточивший' все отцовское наследие, впал в такое бедственное состояние, что рад был исполнять самую унизительную должность, чтобы иметь возможность пропитаться. И всякий грешник грехом своим отчуждается от Отца небесного и, доколе остается в греховном состоянии, он несчастен, потому что не может иметь душевного мира и довольства, хотя бы окружен был всеми прелестями мира. Грех тяготит душу человека, делая его жалким рабом страстей своих. Лишенный даров благодати Божией, грешник не может не испытывать духовного голода, столь же мучительного для души, как мучителен голод для тела. Но вот блудный сын, голодавший на чужой стороне, вспомнил про отца своего, про свою прежнюю спокойную и довольную жизнь под кровом родительским, вспомнил, что и наемники отца его вдоволь имеют хлеба, а он, родной сын, умирает от голода. И у заблудшего сына явилась святая решимость идти к отцу с повинной головой. Решившись, не стал он медлить, откладывать, но тотчас пошел с надеждой испросить у отца прощения и поступить хотя бы в число его работников. И святая надежда не обманула смиренно покаявшегося. Отец с величайшей радостью принял заблудшего сына и возвратил ему все его сыновние права, оказавши ему, как немощному, даже предпочтительное расположение пред старшим сыном, не оставлявшим родительского дома. Как велико милосердие отца! Так и Отец наш небесный поступает, когда грешник с раскаянием обращается к Нему. Не замедлил блудный сын с возвращением к отцу — так должен поступать и всякий грешник. И что медлить обращением к Богу? Ввиду чего откладывать свое исправление? Пока есть еще время, пока не заглохло еще в душе нашей сознание греховной немощи и мы окончательно еще не погрязли в тине пороков, нам необходимо ободриться, собраться с силами и встать от своего греховного падения. Если мы сами не в силах встать, надлежит нам молить у Бога помощи, и Он прострет к нам Свою всемогущую десницу, чтобы извлечь нас из пропасти греховной. Зачем медлить покаянием? Увязший в болоте тем более в нем погружается и истощает свои силы, чем продолжительнее в нем остается и не ищет помощи ко спасению своему. И грешнику тем труднее выйти из тины греховной, чем дольше и беспечнее он будет находиться в своем погибельном греховном состоянии. Но мы обыкновенно откладываем свое обращение к Богу, не хотим подняться и исправиться, думая: еще успеем! Как тщетна и обманчива эта надежда! Напрасно мы думаем, что с грехом легко справиться, легко сбросить с себя его цепи, избавиться от его бремени. Нет, грех есть многосложное, тяжелое бремя, крепкая цепь дьявольская, до того хитро опутывающая грешника, что потребны большие усилия улучить себе свободу от сетей вражиих. Грех в душе нашей — это такая сорная трава, которая легко исторгается только вначале и понемногу, но как скоро она усилится, глубоко укоренится, весьма трудно от нее освободиться, и она более и более будет заглушать доброе семя. Так и греховные плевелы должны быть постоянно и немедленно исторгаемы из души нашей покаянием пред Богом и неуклонной, неослабной решимостью отсекать самые малейшие наши дурные привычки. Постоянно мы падаем в грех, непрестанно должны и заботиться о восстании. «Что мне делать? — спросил один брат авву Сисоя, — я пал!». Старец отвечал: «Встань». Брат говорит: «Я встал и опять пал!». «И опять встань», — отвечал старец. Брат еще спросил: «Доколе же это будет?». «Пока не будешь взят из жизни сей добрым или порочным,— сказал старец. — Ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет туда» (Достоп. сказ, о подв. св. отш., стр. 256, 32).

Будем помнить, что единственным средством к тому, чтобы избавиться от насильства наших греховных страстей и возвратить себе свободу чад Божиих, служит наше обращение к Богу с покаянием и приобщение святых Христовых тайн. Нет греха, препобеждающего милосердие Божие. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен (Господь) да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1 Ин 1:9). Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (1 Ин 1:7).

Евангельская притча о блудном сыне, раскрывая пред нами путь греховного падения человека и гибельного блуждания его вдали от спасительного крова Отца небесного, в то же время показывает, что самое бурное и опасное для нравственности время есть юность. В этом возрасте у человека нередко проявляется неудержимая жажда чувственных наслаждений и опасное стремление к свободе, под именем коей незрелый ум юношей разумеет не что иное, как своеволие. Стремление к сей мнимой свободе и служит гибельным источником всех пороков, коими страдает большинство молодых людей. Неблагоразумно поступил изображенный в Евангелии сын, который, желая проводить жизнь самостоятельно и независимо от отца, отделился от него, ушел из родительского дома и, оставшись, таким образом, без всякого доброго руководства, впал в роскошь и распутство и скоро прожил все свое имение. Этот сын был младший у отца, и желание отделиться от семьи отцовской в этом юноше, очевидно, возродилась без всякой уважительной причины, а единственно по своенравию, юношеской легкомысленности и распущенности. Отец его, как видно, был состоятельный, добрый и попечительный не только о родных детях, но и о своих работниках, которые жили у него в довольстве и избытке (Лк 15:17). Видно также, что сей отец был рассудителен и настолько любвеобилен, что готов был прощать своим чадам и домочадцам самые тяжкие их проступки. Чего же желать и искать лучшего членам семейства, имеющего такого главу? Зачем удаляться из-под столь надежного крова любви родительской, лишать себя благотворного руководства опытного старчества? Но чего не делают легкомыслие и пылкость незрелой молодости, для которой так заманчива и обольстительна бывает мечта о свободе и независимости! Оттого всегда было и никогда не переводится множество молодых людей, которые, оставляя мирный путь своих занятий в семье, готовы при первой возможности бежать из семьи, броситься в омут греховных развлечений и страстей, в чаду которых скоро забываются ими все родительские заветы, все правила даже житейского благоразумия. Удивительно ли, что сии заблудшие и попавшие в вихрь греховной суеты скоро делаются погибельными жертвами нравственного развращения и безысходной нищеты. И какое множество сих несчастных или, лучше сказать, сделавших сами себя несчастными, мы видим ныне всюду, особенно в больших городах! Не все из христиан прямо отворачиваются от этих людей; многие, сострадательные, готовы помочь им, но большей частью самая усердная и обильная помощь не идет впрок сим заблудшим чадам праздности и невоздержания. Таким образом, большая часть из них сами виноваты, что находятся в беспомощном состоянии и погибают в нужде. Без сознания своего греховного падения и без собственной готовности подняться, посторонняя помощь бессильна сделать что-нибудь благонадежное к исправлению упорно коснеющих в своих пороках. Единственное для них спасение в том, если они вспомнят про Отца небесного, обратятся к Нему с покаянной молитвой, и тогда, подобно евангельскому блудному сыну, в любвеобильных объятиях Отца небесного они обрящут животворную силу благодати, могущую их ободрить и поддержать в самом беспомощном их положении, тогда и человеческая сострадательная помощь будет действенной к восстановлению душевного мира и внешнего благоустроения их дел. Любящим Бога и уповающим на Его всесильную помощь все поспешествует в благое (Рим 8:28). Самые тяжкие жизненные лишения служат для них спасительным путем к оправданию пред Богом. Злострадания земной жизни, сопровождаемые искренним раскаянием и безропотным терпением, вменяются людям в высший подвиг добродетели и служат к заглаждению их виновности пред Богом. Всякое наказание, по словам святого апостола Павла, в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, взывает гласом пророческим тот же апостол к немощным христианам, укрепите опустившияся руки и ослабевшия колена (Ис 35:3) и ходите прямо ногами вашими (Ев 12:11,12). Не падайте духом и не ослабевайте в молитве. Христос Спаситель, принимавший с любовью великих грешников, обращавшихся к Нему, простивший покаявшегося разбойника, не отвергнет молитв и ныне взывающих к Нему из глубины зол, простит грехи юности, неведения, забвения, малодушия всем, приносящим в них искреннее раскаяние.

Синаксарь в неделю о блудном сыне
Цена объятий
Евангелие о блудном сыне
Наш портрет
О требовательном блудном сыне
Притча о блудном сыне
Притча о Блудном Сыне или о Милосердном Отце
Феодор Студит. Огласительные поучения. В неделю блуднаго сына.
Дар сыновства (Неделя о блудном сыне)
Неделя (седмица) о блудном сыне в 2017 году – 12 февраля
Неделя о блудном сыне. Объяснения апостольских чтений
Неделя о блудном сыне. Духовная Трапеза
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 885 | Добавил: Православие | Теги: неделя о блудном сыне, Духовная трапеза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar