Главная » ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ » Икона Вознесения Господня

00:07
Икона Вознесения Господня

Иконография праздника Вознесения Господня


Иконография праздника Вознесения Господня основана на свидетельстве трех Евангелий – от Матфея (Мф. 28, 16–20), Марка (Мк. 16, 19) и Луки (24, 50–51), а также на тексте Книги Деяний апостолов (Деян. 1, 4–12).

Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.

Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет. 

 

По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.
 

Икона "Вознесение Господне"

Икона «Вознесение Господне»


По бокам и чуть позади Богородицы пишутся фигуры еще двух ангелов, обращенных своими ликами к апостолам. Это те «мужи», о которых Священное Писание говорит следующее: «И когда они (апостолы – ред.) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11). В этих словах приводится пророчество о втором пришествии Спасителя для совершения Страшного суда.
 

икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь


Справа и слева от Божией Матери изображаются фигуры одиннадцати апостолов (без предателя Иуды Искариота). Все апостолы пишутся в движении: кто-то смотрит вверх на небо, кто-то слушает ангелов, кто-то, опустив голову, ожидает благословения Господня.
 

За фигурами Богородицы, ангелов и апостолов символично (в виде скал) изображается гора Елеон, на которой и произошло Вознесение Господне.
 

икона вознесения Господня

Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.


Икона Вознесения Господня

Андрей Рублев и Даниил. Вознесение. 1408 г.


икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Беларусь. XVII в.


икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Болгария. 16 век.


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Византия. XV в.


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Греция. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Греция. Крит. XV в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Египет. Синай. XI в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Италия. Венеция. Собор Святого Марка._ XII в.


Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Россия. 19 век


икона Вознесения Господня

Вознесение Господне. Россия. Москва. XVI в.


икона вознесения господня

Вознесение Господне. Ярославль. Конец XVIII — начало XIX века


икона вознесения господня

Вознесение. Византия. IX в. Греция. Салоники, Святая София


икона Вознесения Господня

Вознесение. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь


икона вознесения Господня

Вознесение. Россия. Москва. Московский Кремль. Благовещенский собор. XV в.


икона вознесения господня

Вознесение. Россия. Старая Ладога. Георгиевская церковь. XII в.


Икона Вознесения Господня

Вознесение. Середина 17 века. Белорусская школа. Национальный художественный музей Республики Беларусь.


Икона Вознесения Господня



Смысл праздника Вознесения Господня

 

Для начала — вкратце о самом празднике. С одной стороны, он посвящен конкретному евангельскому событию — телесному переходу Спасителя от земли на Небо через сорок дней после Его Воскресения. С другой стороны, в этот день Церковью особо подчеркивается одна очень важная деталь христианского вероучения — Своим восшествием в небесную славу Господь не просто вернулся к Отцу, но еще и возвратил человеческой природе ее былое величие. То величие, которым она обладала до грехопадения и которым призвана обладать в рамках Божьего плана о мире.
 

Вознесение описано в двух Евангелиях и Деяниях святых апостолов (Мк. 16: 19 — 20; Лк. 24: 50 — 53; Деян. 1: 4 — 11). После Своего Воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся ученикам и беседовал с ними о тех вещах, которые они раньше либо не готовы были слышать вовсе, либо понимали не совсем верно. Во время этих бесед Спаситель словно переплавлял души апостолов, превращая простых рыбаков и ремесленников в проповедников. Но в то же время Он говорит, что это еще не все, что через несколько дней придет Дух Святой, который и совершит окончательный благодатный переворот в их сознании. Пока же они получают некую «теоретическую подготовку» перед тем, как рассеются по миру, возвещая Евангелие.
 

И вот, сказав самое главное, Господь вместе с учениками идет на гору Елеон, находящуюся близ Иерусалима, и там происходит невиданное доселе — Он поднимает руки в благословляющем жесте, постепенно отрывается от земли, устремляется вверх и исчезает в лучезарном облаке. От увиденного апостолы пришли в восторг и трепет. Тогда же явились им ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

 

Ранние изображения Вознесения


Новозаветный рассказ до своих мельчайших подробностей лег в основу иконографической композиции праздника. Но произошло это далеко не сразу — первые изображения Вознесения отличаются от поздних и современных фресок и икон. Самое древнее дошедшее до нас произведение — это резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в немецком городе Мюнхене. Она датируется началом V века и представляет собою композицию, которая по своему сюжету напоминает больше пасхальную сцену: Жены-мироносицы пришли к гробу Христа, у входа стоит ангел, могилу окружили воины и еще какие-то люди. Над всей этой группой — Спаситель, поднимающийся вверх к Отцу. При этом Он, скорее, не поднимается, но Его самого поднимает спустившаяся с неба рука.
 

Такая оригинальная иконография появилась благодаря двум факторам.
 

Во-первых, на заре христианства проповедники (особенно — западные) подчеркивали, что Христос воскрес силой Отца, тем самым усиливая мысль, что именно Отец  является самым главным Лицом Святой Троицы. Позднее это богословское утверждение удалось уравновесить учением об абсолютной тождественности Троичных Личностей в Их единой божественной природе. Однако в период слабой разработанности тринитарного догмата идея подчиненности Христа Отцу многократно повторялась.
 

Вторым фактором являлось то, что в западной традиции понятия воскресения и вознесения были взаимосвязанными и почти взаимозаменяемыми. Поэтому и появилась такая необычная икона, вобравшая в себя образы и Пасхи, и Вознесения.


 

Развитие иконографии Вознесения


Со временем изображения Вознесения стали все больше  быть похожими на современные и привычные нам иконы этого праздника. В качестве примера можно привести рельеф на деревянных дверях базилики святой Сабины в Риме. Он тоже V века, но изображенная на нем композиция очень похожа на привычные нам иконы и картины. Доска условно разделена на два пространства. Внизу стоит Богородица в окружении апостолов Петра и Павла, которые держат над Ней царский венец. Верхняя часть — Небо. В центре него стоит Спаситель, на фоне четырех крылатых животных, символизирующих четырех евангелистов. Рядом с изображением Христа мы видим греческие литеры «альфа» и «омега», что является отсылкой к Апокалипсису, где Он Сам о Себе говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Примечательно, что на этой иконе Господь не имеет бороды. Эта деталь, скорее всего, тоже отсылает нас к Священному Писанию, указывая на сыновний статус Христа по отношению к Богу Отцу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф. 12: 18).
 

Авторы храмовых врат создали очень насыщенный аллегориями сюжет. Нельзя сказать, что он вообще неисторичен, но все равно это больше не иллюстрация священной истории, а выражение тех аспектов церковного вероучения, которые так или иначе прослеживаются в празднике Вознесения.
 

Прежде всего, обратим внимание на Богородицу. Новый Завет умалчивает о Ее присутствии в момент Вознесения, но Предание единогласно свидетельствует, что и Она была на Елеоне, когда Иисус переходил от земли в небесную славу. На иконах праздника Ее изображают не с целью воссоздать картину события, а для того, чтобы выразить идею Церкви. Богородица всегда мыслилась самой главной среди людей, второй по своему значению личностью на планете после Христа. Она олицетворяет всех ранее живших и ныне живущих членов Церкви. Она — заступница всего христианского рода. Именно поэтому Преблагословенная Дева присутствует практически на всех изображениях Вознесения.
 

Апостолы Петр и Павел указывают на две стороны церковного бытия — закон и благодать. С одной стороны, наше падшее человеческое естество нуждается в обуздании, в постоянном контроле и исправлении, для чего и даны нам Богом заповеди и установления. Однако, с другой стороны, человек призван к свободе и любви, а исцеленная во Христе человеческая природа не знает никаких условностей, поскольку устремлена к Богу искренне, всецело и неизменно. Петр был выразителем «законнической» стороны церковного бытия, Павел же проповедовал свободу во Христе. Но вместе они представляют единую неделимую Церковь.
 

И, наконец, Спаситель. Он предстает перед зрителем не просто историческим Иешуа. Он — Бог, Сын Божий, Судья вселенной, ее Творец и Устроитель. Четыре крылатых животных — атрибут славы и величия Божьего, Его престол, Его, если можно так выразиться, свита. И этот Бог придет в конце истории вершить судьбу всех, кто когда-либо жил на земле.


 

Современная иконография Вознесения

 

Все перечисленные символы примерно с IX века (после победы над иконоборчеством) окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и — отчасти — Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит так.
 

Золотистое поле (этот цвет символизирует собою божественный свет и благодать) разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны размежеваны схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознесся Спаситель. Сам Он помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг нее изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
 

В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична, и менее всего аллегорична. Еще меньше аллегорий — на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствуют любые намеки на символизм, и просто изображается, как Иисус, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
 

Икона Вознесения Господня


К сожалению, многим верующим больше всего нравятся именно такие «картинные» иконы. Но если мы хотим насладиться не талантом художника, а тем глубоким смыслом, который несет  себе этот праздник, наше внимание должно быть приковано к более древним образцам иконописи. Только в них, насколько это возможно сделать с помощью красок, передана главная идея этого дня. Своим вознесением Христос вернул человеку Небо, и теперь каждый из нас может стать участником Божественной славы. Если, конечно, этого захочет и сделает все возможное для уподобления Ему.

foma.ru


Другие статьи о празднике Вознесения читайте в рубрике Вознесение


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ | Просмотров: 1083 | Добавил: Православие | Теги: 9 июня, Вознесение, Вознесение Господне | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar