00:04 Примеры духовности. По творениям преподобного Ефрема Сирина | |||
С целью возбудить ревность к духовной жизни Преподобный даёт образы угодников Божиих. «Совершенные отцы, - пишет святой Ефрем, - не изменяли своего правила» (1, 52). Живут они в дебрях, «как в спокойных ложницах»; горы и холмы для них - высокие стены; трапеза у них - дикие былья; питие - вода из ручьев. «Все двенадцать часов, которые во дни, идут у них на молитву Владыке их. Славословие, воспеваемое в горах и вертепах, есть благоприятная жертва, приносимая ими Богу. Они сами для себя иереи и врачуют наши болезни своими молитвами, потому что всегда они - наши молитвенники. Не мудрствуют они высоко, не домогаются первоседания. Их слава - смиренномудрие; они - подражатели Христу, обнищавшему ради нас бедных. Не дают они себе покоя в мире, потому что ждут упокоения там» (1, 227-228). Мысль у них одна - «как бы только спастись» (1, 222). Они «не предавались нерадению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внимательности к себе, благоугождали Богу и людей назидали в добре» (1,309). «Мы, - говорит святой Ефрем, - должны взирать на жития святых и подражать их жизни» (3, 86). Пример веры в Бога и надежды на Него явили Авраам и его жена Сарра. У обоих от старости угасли «крепость и сила к чадородию», тела стали согбенными. «Но сильна была в них надежда на Бога... Была она непреодолима. Посему-то Авраам родил Исаака, который во всем прообразовал собой Владыку» (2, 335-336). Пророк Илия явил пример пламенной ревности поклонения единому Богу. Увидев народ, обольщаемый демоном, он с дерзновением отвлекает его от идолопоклонства и ложных проповедников (3,213-214). Пророк Даниил и три святых отрока «с юного возраста были неуклонно внимательны к самим себе, почему в различных искушениях и скорбях оказались благоискусными» (2,343). Пример страха Божия и почитания родителей показал Прекрасный Иосиф - честная опора «самой глубокой старости патриарха Иакова!» (2, 27, 30). Будучи продан братьями в Египет, он и там не поколебался душой средь бури искушений со стороны своей госпожи. «Как сотворю такой грех пред Богом, испытующим сердца и утробы?» (2, 38). «Претерпев искушение, соделался он увенчанным и царем Египта» (2, 74). Образцом безмолвия служит сестра праведного Лазаря Мария, которая села у ног Спасителя и, «прилепившись к Нему Единому», молча внимала Его наставлениям (3,101). Смиренному перенесению испытаний, опасностей учит святой апостол Павел (См.: 2 Кор. 11, 23-27). «И смотри, какова его добродетель: после стольких опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно говорил он: «Братие, аз себе не у помышляю достигли» (Филип. З,13)» (1.32). Преподобный Антоний Великий указует на несение подвига: всегда свято соблюдал пост, под кожаной одеждой носил власяницу, во всем был строг - даже ноги «не опускал в воду». И эта ревность нисколько ему не повредила - глаза хорошо видели, «казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообразной пищей, омовениями и разными одеждами» (1, 309-310). «Основание добродетелей» и глашатай спасительных догматов целой Вселенной есть святой Василий Великий. Преподобный применяет к нему много похвальных эпитетов: мудрый, верный, «ходящий во плоти и шествующий духом, сожитель дольних взирающий в горняя, драгоценный смычок духовной цевницы, услаждающий область святых Ангелов, агнец верный матерней жизни,... погрузившийся в глубину Писаний и подражавший светлому бисеру; преукрашенный гроздь Божественного винограда;... холм, процветший таинственными розами, от которого благоухание восходит до самого неба...» (2, 309). Блаженный Авраамий затворник (IV в.) с юных лет проводил время в храме Божием и в изучении Божественных Писаний. Отличился также воздержанием, непрестанной молитвой со слезами, смирением, любовью. Ко всем он сохранял ровное отношение - не предпочитал одного другому, никого не унижал. Пятьдесят лет провёл в подвиге и во всё это время «никогда не предавался лености» (2, 24- 25). Господь дал ему «слово премудрости и разумения» (2, 5, 6). Вместе с блаженным Авраамием святая Церковь творит память и блаженной Марии - его племянницы (29 октября). Соединение их памяти не случайно. Блаженная Мария по кончине родителей осталась в семилетнем возрасте сиротой. Знакомые привели её к месту подвигов дяди, и с этого дня он стал её воспитателем и кормильцем. Но когда исполнилось ей 20 лет, она подверглась обольщению и падению. Ужасаясь от совершенного греха и того, что ввергает в горькую печаль дядю, она бежала в город, где ещё более опутали её сети лукавого. Узнав о сем, преподобный Авраамий оставил на время своё отшельничество, «пошел один, ел мясо, пил вино, остановился в гостинице, чтоб спасти погибшую душу». И спас: вернул в келью подвига. «А мы, малодушные, - заключает святой Ефрем, - приходим в неблаговременную разборчивость, когда нужно только сказать ближнему полезное слово» (2, 22). В женском монастыре Тавенны юродивая дева исполняла беспрекословно всякую службу, не проронив ни единого обидного или ропотного слова. Питалась же она крошками со стола. Прочие, не понимая её, насмехались над ней и даже наказывали. И вот святому Питириму-отшельнику велено было Ангелом идти к ней и поучиться её благоговению. Узнав деву, святой отшельник пал к её ногам и просил благословения. «Все изумились и говорят Питириму: «Не потерпи обиды, авва, потому что она юродивая». Старец говорит им: «Вы юродивые, она же и вам и мне матерь (так называют жен духовной жизни). И я желаю оказаться достойным ее в день суда». Услышав же сие, припали все к ногам её, признаваясь в различных ей оскорблениях» (2, 389-390). Силу слёз показали праведная Анна и грешница в дому Симона. «Хочу, возлюбленные, изобразить вам силу слез. Анна молитвой приобрела пророка Самуила, восторжение и похваление в сердце своем. Жена грешная в дому Симона, плача и омывая слезами святые ноги Господа, получила от Него отпущение грехов» (2, 65). (См. также: 3,223-229; 2, 360-361; 3, 229-235). Подобным могуществом, по дару милости Божией, обладали и прочие святые. «Один из них мог умолить Бога за многих людей, а двое в состоянии были предстательствовать пред Богом в святых молитвах и праведно умилостивить человеколюбивого Бога даже за тысячи людей» (1, 222). Подлинно святые - «это купцы, пошедшие искать прекрасную жемчужину. Это искусные подвижники благочестия» (1,225). «Блаженна страна, блажен город блаженно поколение, в котором много праведных. Гораздо же блаженнее сами праведники, чрез которых спасается мир» (3,120). К.Е. Скурат. Наставления великих учителей церкви. «Сирский пророк» - преподобный Ефрем Сирин. Троицкий Собор. Яхрома 2008 | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |