00:02 Душеполезные чтения на каждый день. 7 августа | |||
Поучение 1-ое. Св. Олимпиада диаконисса.Сущность учения о христ. милостыне.I. Св. Олимпиада, память коей совершается ныне, была дочь знатных и богатых родителей живших в IѴ40; в. в Константинополе. Оставшись с детства сиротою, она была воспитана умною и добродетельною Феодосиею, теткою святых Амфилохия и Григория Назианскаго. В ранней молодости, потеряв жениха, с которым была обручена, Олимпиада пожелала посвятить себя на служение церкви и ближним. Однако многие искали руки высокообразованной, богатой и отличавшейся красотою Олимпиады, сам император Феодосий Великий желал устроить ея брак с своим родственником Елпидием, но она отказалась и от такого блистательнаго замужества, несмотря на то, что ей пришлось много пострадать за это противоречие воле императора. — Отправляясь в то время (в 388 г.) на войну, Феодосий приказал префекту столицы взять под опеку имение Олимпиады, под тем предлогом, что она как будто расточает его... Это было тяжело для нея, потому что она таким образом лишалась средств помогать бедным, что было для нея большою отрадою. И вот, оскорбленная и огорченная, Олимпиада решилась написать императору: — «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа: опекою, которую ты назначил над моими имениями, ты освободил меня от многих тягостных забот. Но для большаго успокоения моего благоволи повелеть, чтобы все имущество мое было употреблено в пользу церкви и бедных. Я всегда опасалась суетнаго тщеславия, к которому легко располагается человек, раздающий свое богатство. Это временное благо: довольство собою и почетом со стороны людей, могло бы лишить меня истинных благ духовных и вечных»... Возвратясь в 391 г. в столицу, Феодосий велел возвратить Олимпиаде ея имения, заметив при этом, что «такая умная и добродетельная личность, как Олимпиада, лучше всякаго другого съумеет распорядиться своим достоянием». И вот, Олимпиада снова стала щедрою рукою употреблять свое богатство на добрыя дела: содержала больницы, выкупала из рабства пленных, строила церкви. Св. Иоанн Златоуст, современник Олимпиады, сравнивал милосердие ея с обильной рекой, которая несет воды свои до самых границ земли и обогащает море, Сама же Олимпиада ограничивалась удовлетворением только самых необходимых и самых умеренных нужд своих; добровольно обрекла себя на труженическую жизнь, служа больным и бедным, и никогда не ублажала себя никаким развлечением или отдыхом. Даже большую часть ночи она проводила в молитве. Относилась она ко всем с любовию, и «кротость ея была такова, что превосходила простоту самых детей». Прославившись такою высокохристианскою жизнью, Олимпиада была посвящена патриархом константинопольским, св. Нектарием, в звание диакониссы или служительницы церкви. И с великим усердием и самоотвержением исполняла она эту должность диакониссы, которая во многом была похожа на должность нынешних сестер милосердия. Плакала и скорбела Олимпиада вместе с другими диакониссами, когда св. Иоанн Златоуст был изгнан с святительскаго престола своего. В ту ночь, когда он выехал из столицы, произошел в соборной церкви пожар, который распространился по городу. Враги Златоуста обратили свою злобу на тех людей, которые были преданы ему, и св. Олимпиаде много пришлось пострадать за свою приверженность к великому святителю. Ее много раз призывали к суду; низкие слуги позорили ее, возставали против той, которая, как мать, заботилась всегда о них, раззоряли ея имения. Иныя из имений продавались с публичнаго торга; по поводу других Олимпиаду тревожили по судам. Сильно страдала она и только переписка с святителем Иоанном утешала ее и поддерживала в ней бодрость духа. — «Перестань плакать, перестань мучить себя печалию, — писал он ей, — что значит быть выброшенным из отечества, быть переводимым с места на место, быть везде гонимым, жить в ссылке, влачиться по судам, получать оскорбления от людей, получавших тысячи благодеяний, — что все это значит, когда в воздаяние за все это предстоит небо?» В последние годы своей жзни Олимпиада прервала отношения с миром и вся предалась заботам об управлении общиною сестер монахинь, но злоба людская не щадила ее и в этом уединении и достигла того, что вся даже община сестер Олимпиады выслана была вместе с нею из столицы в заточение Кизик. И до самой кончины своей пребыла в заточении св. Олимпиада, и преставилась в 410 г. Уже в Ѵ40;ИИ веке нетленное тело ея было перенесено в Царьград, в монастырь. II. Жизнь св. Олимпиады, вся от начала до конца посвященная делам милосердия, побуждает нас побеседовать с вами, братия, не о чем ином, как только о милосердии, и предложить вам сущность учения о христианской милостыне. а) «В гостеприимном доме, где принимают бедных и сирот, иностранцев и странников», говорит св. Ефрем Сирин, «всегда присутствует Христос». — «Хотя Христос», говорит блаж. Августин, «не имеет нужды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возможность доказать Ему свою благодарность, сделав что-нибудь для Него. Посему богатым следовало бы причислять Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небесах, Который имеет право на участие в разделе их богатств. Питающий брата своего питает Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо чрез него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя». б) Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторыя изречения ветхаго и новаго завета, отцы и учители церкви делам милосердия отдавали предпочтение пред другими делами благочестия и набожности, и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховнаго Судии и заглаждению грехов человеческих. «Милостыня, говорит блаженный, Августин» облегчает и уничтожает бремя греха. У нея большия крылья, которыя разсекают воздух и чрез твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судии. Богатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти чрез узкия врата; это — сокровище, которое следует вынести из осажденнаго города и отослать в безопасное место, — это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокия житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это обмен, в котором все выгоды на стороне богатаго; это заем, обезпеченный самым верным поручительством; это лихва, которою пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедраго меновщика, как называет его св. Павлин, меновщика, Который за сотую долю, получаемую Им, обещался воздать сторицею». в) Но, проповедуя таким образом о милостыне, отцы церкви могли подать некоторым христианам повод разсуждать так: если в милостыне заключается верное средство умилостивить Бога, то щедро подающие милостыню безопасно могут предаваться грехам, в надежде безнаказанности. А некоторые признавая такия разсуждения непогрешимыми, могли руководствоваться ими в жизни. Проповедники милосердия хорошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее. ««Милостыня», говорит блаж. Августин, «служит во спасение тому, кто исправил свою жизнь». Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице беднаго, а стараетесь подкупить Судию своего». «Не одно и тоже», говорит св Григорий Великий, «творить милостыню за грехи свои, или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя в праве грешить, потому что подает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу» а сам себя предает диаволу». Отцы церкви особенно возстают против тех, которые, неправедно приобретая богатства, думают загладить свою несправедливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, говорит св. Григорий назианзин, то давай из своего и не корми и не одевай беднаго тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди», говорит св. И. Златоуст, «которые, ограбив ближняго, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовския, или скорее сатанинския милости! — Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого! Ты должен вознаградить «вчетверо того», кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». — «Милостыня, даваемая из имущества, приобретеннаго неправедно, есть воровство и человекоубийство. (См. Душ. чт. 1862 г.). III. Молитвами св. Олимпиады, стяжавшей себе милосердием царствие небесное, да поможет и нам Господь итти по следам ея, чтобы не оказаться в числе тех, коим на страшном суде Христовом за их немилосердие будет сказано: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). (Свящ. Григ. Дьяченко). Поучение 2-ое.
Преп. Макарий Желтоводский.Любовь к Богу должна быть выше родственной любви.I. Преподобный Макарий, память коего ныне, был сын благочестивых жителей Нижняго Новгорода. Чувствуя склонность к иноческой жизни, Макарий, будучи еще 12 лет от роду, тайно ушел из дома родителей. Переменив на дороге свою одежду на одежду нищаго, Макарий явился в Печерский монастырь к архимандриту Дионисию и, выдав себя за безроднаго сироту, просил у него пострижения. Не смотря на юныя лета Макария, Дионисий постриг его и взял в свою келлию. Юный инок был послушен каждому в обители, особенно же настоятелю, и подвизался с усердием. Между тем родные Макария сильно скорбели о нем, считая его или растерзанным зверями, или погибшим иным каким нибудь образом. Но вот через три года отец Макария получил известие о сыне. Пришедши в обитель, он умолял допустить его до свидания с любимым сыном. Макарий не соглашался и говорил, что отец его — Господь, а после него настоятель. Отец слышал голос своего сына за стеною и со слезами говорил: «позволь мне, дорогой мой сын, хоть посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «увидимся в будущей жизни». — Протяни мне по крайней мере свою руку», продолжал умолять отец. Макарий, чтобы успокоить плачущаго родителя, протянул в окошко руку. Отец прижал ее к сердцу, поцеловал и сказал: «чадо мое милое, спасайся и молись за родивших тебя, чтобы и мы молитвами твоими получили спасение». С этим утешением отец возвратился в свой дом и объявил своей супруге об обретении своего сына; та утешилась мыслью, что сын ея жив и молится за своих родителей. II. Это событие из жизни преп. Макария научает нас, что любовь к Богу должна быть выше родственной любви. Однажды, повествует евангелист Марк,«седяше народ окрест Его (Иисуса Христа) Реша же Ему: се Мати Твоя и братия Твоя и сестры Твоя вне ишут Тебе. И отвеща им глаголя, кто есть Мати Моя или братия Моя?» Нужно ли предостерегать вас, христиане, дабы вы не подумали, будто Господь не вполне чтит Преблагословенную Матерь Свою? Едва ли нужно. Ибо вам должно быть известно всеобщее против недоразумений сего рода предостережение, которое Он Сам сделал еще иудеям, когда сказал: «да не мните, яко приидох разорити закон, или пророки; не приидох разорити, но исполнити» (Матф. 5:17). Посему, без сомнения, не разорил, но исполнил Он и сию заповедь закона: чти отца твоего и матерь твою. И подлинно, когда Его, еще в юных летах, проникнутаго чувством Своего назначения, не разумевшие того родители пришли отторгнуть от собеседования с учителями закона Божия, и увлечь из храма; тогда Он, хотя сделал возражение против сего поступка родителей, но тем не менее «бе повинуяся има» (Лук. 2:51). И наконец, когда страдания крестныя раздирали Его душу и тело; когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнию и смертию, а на Нем целый мир висел над погибелию в ожидании спасения, ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, которой исполнение пресекалось для Него вместе с земною жизнию, Он передал тогда Иоанну, котораго девство и любовь соделали достойным служителем Девы-Матери; а чрез то и в этой части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба, и далее гроба. Если же и в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш: то без сомнения должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ея, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному «величию», которое «сотворил» Он Ей Своим от Нея рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: «иже любит отца или матерь паче» «Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Матф. 10:37). Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению. Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как любит Он земную Матерь Свою совершенно, только не «паче» Отца Своего небеснаго, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому. Словами: «кто есть Мати Моя», как-бы так говорил Он: «для чего волею земной Матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца небеснаго? Когда эти две воли влекут в разныя стороны: Я знаю, и тотчас покажу, которой из них и с какою решительностию должно последовать. Оставляю земное рождение и родство, как-бы Я забыл его, как-бы его совсем не было: совершенно предан есмь воле Отца небеснаго, и делу Его и царствию Его; здесь ищу Себе и родства, если его иметь надобно: «кто есть Мати Моя или братия Моя? Иже аще сотворит волю Божию, сей брат Мой, и сестра Моя, и мати Ми есть». III. Видите, христиане, что Господь не Матерь Свою, всякаго ублажения достойную, внимания лишает, но нас поучает истине и правде, словом и примером. Внимайте и поучайтесь; примечайте и подражайте. Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно: пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностию, вашим вкусом обязанности повиновения. Вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который «бе повинуяся» Иосифу древоделю. Когда ваши родители, сродники, ближние, требует помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи: соберите последния силы ваши; забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущагося о спокойствии Своей Матери. Но когда несчастный пример и желания ваших родителей, сродников, людей вами почитаемых и любимых, отвлекают вас от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела противныя закону, нарушающия мир совести, противныя истинному благу и спасению безсмертной души вашей: тогда спросите и вы себя словом Иисусовым: «кто есть мати моя, или братия моя?» Вспомните, что у вас есть лучшее и высшее обыкновеннаго родство; чтоБог — Отец ваш; что церковь — матерь ваша, что все творящие волю Божию, все святые суть ваши братия, или, по крайней мере, желают быть вам братиями; не унизьте себя пред сим высоким родством: не разлучите себя от сего добраго и прекраснаго семейства, сотворите и вы волю Божию вместо человеческой, да и на вас укажет Господь, и речет: «се мати Моя и братия Моя». Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митроп. моск. т. III. изд. 1877 г.). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |