00:02 Святая преподобномученица Параскева. Душеполезные чтения на каждый день. 8 августа | |||
Поучение 1-ое.
Св. преподобномученица Параскева.Почему наши молитвы часто не бывают услышаны Богом?I. Родители ныне прославляемой преподобномуч. Параскевы, Агафон и Полития, были римляне, по усердной своей к Богу молитве получившие единственную дочь, названную ими Параскевою, так как она родилась в пятницу. Параскева жестоко пострадала за исповедание Христа в царствование Антонина, во II в. Вверженная в котел с маслом и смолою, осталась невредима; бросив этой жидкости в глаза любопытствовавшему царю, ослепила его, потом по просьбе его даровала ему зрение, и многих страданиями своими, сопровождавшимися чудесами, обратила ко Христу. — После мук была усечена. II. Св. преподобномученица Параскева была дарована своим родителям по молитвам их. След. их молитвы были угодны Богу и, как такия, услышаны Богом. Наши же греховныя молитвы не всегда бывают услышаны Богом. Причины, по которым наши молитвы бывают Богом не услышаны, главным образом заключаются или в том, о чем мы молимся, или в том, как молимся. А. Плотские, недальновидные, пристрастные к самим себе люди весьма часто молятся Богу безразсудно, молятся о вещах вредных, о вещах могущих быть поводом ко греху, или прямо грешных. а) Предмет их молитвы бывает безразсуден, когда призывают Бога к удовлетворению им в том, что может быть вредно для других людей, или вообще для мира, о порядке и благосостоянии котораго Он печется отечески. Так, например, «ежели кто-нибудь из нас», отправляясь в дальнюю дорогу, молится Богу, чтобы во все продолжение его пути была погода ведреная, между тем как в то же время миллионы людей молятся Богу, чтобы был дождь, потому что иначе от засухи все их посевы засохнут, и они останутся без хлеба: то не безразсудно ли такой человек молится Господу Богу? б) Равным образом безразсудны бывают молитвы и тех из нас, кои молятся Богу безусловно о чем-нибудь таком, что очень легко может сделаться весьма вредным для собственной их души. Ты не доволен своею бедностью, и молишься Богу, чтоб Он сделал тебя богатым: но знаешь ли ты, что богатство не сделает тебя гордым, жестокосердым, нечестивым, как очень не редко бывает с богатыми? Истинно,Бог весьма часто не мог бы наказать людей жесточе, как если бы Он верно исполнял все безразсудныя их молитвы! в) Но есть молитвенники еще худшаго рода. Некоторые молятся Богу о богатом урожае хлеба, для того, чтоб им на свете лучше есть, больше пить и веселиться. Эти люди явно оказывают себя злоупотребителями даров Божиих. Может ли Всесвятый исполнить таковую молитву? — Нет! «Про́сите и не приемлете, зане зле просите», — просите, «да в сластех ваших иждивете» (Иак.4:3). Б. Кроме сего наши молитвы не бывают услышаны Богом потому, что мы молимся Ему не надлежащим образом. а) Весьма многие молятся Богу без смирения. Молящийся, с одной стороны, должен быть совершенно проникнут чувствованием своей немощи, своей нужды и своего недостоинства; а с другой — должен быть совершенно уверен в Божием всемогущеетве, в Божией благодати, в Божием всеведении, и в том, что «всякое благо и всяк дар совершен приходит к нам от Отца светов — Бога» (Иак. 1:17), как чистый дар Его бесконечной благости. Но многие не имеют ни означеннаго чувствования, ни означенной уверенности. Они думают, что у них не мало собственных сил, что они многое приобретают собственно сами, и что отнюд не все есть дар, «сходяй от Отца светов» — Бога. Таким образом их молитвы весьма естественно бывают не услышаны; потому что «Бог гордым противится, а дает Свою благодать смиренным». б) Другие тщетно молятся Богу потому, что у них нет упования на Бога.Бог, как всемогущий, премудрый и всеблагий, истинно желает и может сделать все для нашего истиннаго блага. Но Он требует, чтоб мы веровали, что Он в самом деле желает нам блага, что Он может доставить всякое благо, и чтоб мы уповалина Него. Зная эту потребность для нашей молитвы, И. Христос весьма сильно старался возбудить в нас веру и упование на Бога. «Аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Матф. 7:11)? в) Бог также не исполняет нашей молитвы, когда мы молимся Ему несмысленно. Многие молятся, читая или слушая печатныя молитвы, почти нимало не обращая внимания на то, о чем говорится в тех молитвах: у них молится только язык, или ухо, но не ум и сердце. Молитвенники сего рода для Господа Бога тоже, что древние израильтяне, о которых Он сказал чрез пророка:«приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Матф. 15:8. Исаии 29, 13). г) Наши молитвы бывают не услышаны, когда молимся не с должным усердием и постоянством. Ибо наша молитва к Богу должна быть твердая, и, так сказать, неотступная. Это видим частию из Господней притчи о безбожном судье, который удовлетворил просительнице вдове только по ея неотступности, а частию из Его же притчи о друге, который сначала отказал было своему другу в просимом, потому что уже лег спать; но после удовлетворил его в просьбе, потому что просивший просил неотступно. Так постоянно должно молиться и нам. д) Наконец, наша молитва не бывает услышана, когда мы молимся Господу Богу не во имя И. Христа, возлюбленнаго Сына Божия, т. е. не в духе И. Христа, не согласно с Его учением, и не полагаясь на Его заслуги.Сам Господь поставил важнейшим условием молитвы то, чтоб она возносима была к Богу наипаче в Его имя. Он с особенною силою и выразительностию сказал Своим ученикам: «аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое; просите и приимете» (Иоан. 16:23-24). III. Итак, православные христиане, удаляйтесь причин, делающих наши молитвы недостойными Бога, и молитесь Ему молитвами достойными Ему. Тогда всякая ваша молитва, хотя и не вдруг, будет услышана, и вы никогда не будете оставлены ни без нужных вам духовных сил, ни без нужных вам вещественных благ, хотя часто Он дает нам не те, о которых молимся; потому что дает нам блага только такия, какия для нас спасительны. Аминь. (Сост. по «Слов. на все воскр. и праздн. дни» Григория, архиеп. казан. и свияжскаго, т. III, стр. 180—190). Поучение 2-ое.
Преподобный Моисей Угрин.Средства к избежанию грехов против седьмой заповеди закона Божия.I. Св. препод. Моисей, память коего совершается ныне, происходил из Венгрии, почему и называется Угрин, был родным братом свв. Георгия и Ефрема и служил вместе с ними у св. князя Бориса, брата св. князя Глеба. (См. 2 мая). Когда злодеи умертвили его господина, он скрылся от убийц. В 1018 г. король польский Болеслав овладел Киевом и взял в плен много бояр, в том числе и Моисея. В плену 6 лет томился святой в темнице. Но здесь он вполне отдался Господу и произнес обет навсегда остаться в безбрачии. Случилось, что в темнице увидела Моисея молодая, красивая собою, вдова польскаго вельможи и, поразившись красотою его, так как Моисей был очень красив, решилась обольстить его, обещая свободу и богатство; но Моисей отвечал: «Адам, Сампсон, Соломон и Ирод потерпели от жен; и я буду ли свободен, если порабощусь жене? Ненужно мне ни богатства, ни почестей, никаких благ мира. Выше всего этого для меня чистота и целомудрие». Но это не остановило нечестивую жену. Она выкупила пленника, взяла к себе в дом, одела в богатыя одежды и приступила к новым искушениям. Но Моисей, подобно Иосифу, сбросил с себя богатыя одежды, отвратил лицо свое от обольстительницы и молил Бога укрепить его в подвиге. Тогда полька приказала запереть Моисея в душной темнице и морить голодом, думая тем принудить его ко греху. Многие уговаривали Моисея жениться на польке; но он отвечал: «я дал обет пред Богом вести жизнь целомудренную до гроба и быть черноризцем. Вы знаете, что сказано в евангелии: «всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф. 19:29)». Видя, что темничное заключение не действует на Моисея, полька освободила его и показала ему все свои обширныя имения; но и этим не могла прельстить праведника. Тогда начала грозить ему страшными муками, говоря: «живым не выпущу тебя из своих рук». «Бог — моя защита, ничего не боюсь», отвечал Моисей, а сам принял пострижение. Когда же узнала это полька, то приказала жестоко бить его и, наконец, изуродовала так, что он едва не истек кровию и во всю остальную жизнь тяжко страдал. Бог наказал безнравственную женщину: случился мятеж в Польше, и она была убита. Моисей получил свободу, удалился в пещеру к св. Антонию, и здесь чрез 10 лет поста и молитвы скончался. Тут почивают и мощи его, к которым с успехом прибегают за помощию страждущие от плотской страсти. II. Препод. Моисей есть великий учитель целомудрия. Он научает нас всеми силами бороться против искушений впасть в грех плотской нечистоты. а) Для того, чтобы побеждать нам плотския свои вожделения, всемерно должно нам стараться избегать всего того, что легко доводит до этих греховных вожделений плоти. Так: 1) надобно тотчас удалять себя от тех злых бесед, где заходит речь о блудных делах; 2) не должно никогда заводить непристойных увеселительных сходбищ; 3) должно всячески удаляться знакомства с развратными людьми; 4) никогда особенно не должно упиваться вином, «в нем же есть блуд», — как говорит апостол; 5) не должно читать или слушать соблазнительных книг, в которых нередко описывается разжигающая плотския наши страсти, преступная любовь; 6) всеми мерами надо стараться избегать сквернословия. Одним словом: надобно стараться удалить себя от самомалейших случаев, могущих увлечь ваше чувство к услаждению похотною страстью. «Аще око твое десное соблязняет тя», — говорит Спаситель, — «изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненну» (Матф. 5:29), т. е.: «как бы ни был для тебя дорог соблазняющий предмет, хотя бы он был также дорог, как глаз, то и тогда откажись от него; лучше пусть не будет одного удовольствия, чем погибнуть самому. Если у кого есть друг, но этот друг предан пороку, — нужно отказаться от этого друга и навсегда разстаться с ним, хотя бы это было и больно для сердца». Итак, будем остерегаться всего, что может вести к разжжению нашей плоти! б) Возникшую о сем мысль тотчас поспешим отражать от себя усердною молитвою к распятому за нас Господу Иисусу, прибегая с молитвою к угодникам Божиим. Особенно великую имеет силу молитва о сохранении от искушений плоти, воюющей на наш дух, обращенная к св. Иоанну Предтече, святой муч Фомаиде, препод. ныне прославляемому Моисею Угрину и др. св. девственникам и девственницам, победившим искушения плоти. Вопрос о молитвенном обращении христиан к известным святым в особых случаях решает с обычною богословскою мудростию приснопамятный святитель Филарет, митр. московский. Он говорит: «кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения, и действительно приял благодатную помощь к отражению онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно пройти поприще неповиннаго страдания: тот «может» и другим«искушаемым» и подвизающимся «помощи»'; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом «вселится в него сила Христова» (2 Кор. 12:9), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг. Такое примирительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их. У преп. Даниила скитскаго просил помощи его некто, тяжко боримый искушением, возставшим против его целомудрия. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды молиться при ея предстательстве. И когда повеленное было исполнено, искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно чрез сию мученицу? — Потому, что она в жизни прошла чрез тяжкое искушение против ея целомудрия и мученически умерла за сохранение целомудрия». («Слова и речи Филарета, митр. московск.». Т. V. Москва. 1885 г. стр. 286—287). в) При этом вспомним, как святые Божии боролись с похотию плоти, как они ее побеждали? Так, Иоанн многострадальный, томимый этою похотию, сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждою, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но не находя себе покоя, он, по наставлению преп. Антония, затворился в тесной его пещере, и еще 30 лет боролся с мучительною страстию и помыслами, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкия железныя вереги, измождал себя стужею и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстию по плеча, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел великий пост. Наконец, Господь услышал многострадальнаго и, по молитвам другого великаго девственника, ныне прославляемаго Моисея Угрина, котораго мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный. (Чет.-Мин. 18 июля и Патер. печерский). III. Подвижники и подвижницы благочестия, заботящиеся не только о внешней телесной непорочности, но и о чистоте помыслов, о целомудрии сердца, да помнят, что в Моисее Угрине имеют они своего споборника и помощника, и молитвою да приближают к себе угодника Божия. Образ Моисея Угрина да вразумит тех, которые являются поборниками брака по разсчету, из-за денег и связей жертвуют нравственным благосостоянием чад и присных своих. Целомудрие Моисея Угрина да устыдит тех, которые плотские грехи считают ни во что во имя ложной мысли удовлетворения требований природы, и потому даже и не думают удаляться от плотских похотей, воюющих на душу, но с дерзостию и упорством творят беззаконие. Да будет же пример препод. Моисея образцом подражания для всех христиан! (Свящ. Гр. Дьяченко). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |