Главная » 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы » Душеполезные чтения на каждый день. 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

12:04
Душеполезные чтения на каждый день. 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

Поуч. 1-ое. Благовещение Пресвятыя Богородицы.

(Не нужно искать известности).

 
   I. Величайшаго из чудес и таинств был провозвестник архангел Гавриил: он был послан благовествовать Деве Марии воплощение от Нея Сына Божия.

   Но как скромно веление Божие было исполнено, и как таинственно благовещение дано! Куда прибыть намереваются, где будут витать, где желают встреченными быть цари земные, — все это заблаговременно в своем месте делается известно, и самыя заботливыя начинаются там приготовления к достойному принятию высокаго посетителя. Вот Царь неба и земли пришел воплотиться и вочеловечиться: и кто тогда это приметил? кто, кроме Пречистой Девы, ощутил минуту благовещения?
Какия деланы были торжественныя приготовления к приятию Вечнаго в пределы времени, к явлению Бога безтелеснаго в девственной и чистой плоти? — Никаких. Тихому молчанию содержащу вся... всемогущее Слово Твое, Господи, с небес в средину погибельныя земли сниде (Прем. Сол. 18:14).

   Когда евангелисту Луке внушено было свыше повествовать о благовещении, ему, для последовательнаго описания, нужно было употребить некоторыя частныя указания, дабы поставить вне сомнения действительность этого чудеснаго события. Что же он указывает?

   «Послан был ангел Гавриил в Назарет». Одно имя этого города могло иудея вести к недоумению: зачем туда был послан ангел? Ибо сей город был у иудеев в таком презрении, что не редко они повторяли вопрос: «из Назарета может ли быть что доброе» (Иоан. 1:46)?

   «Послан к деве, обрученной мужу, именем Иосифу», говорит евангелист так, как обыкновенно говорится о самых простых людях.

   Потом, хотя евангелист и присовокупил об Iосифе, что он был «из рода Давидова»; но о Божией Матери только заметил: имя деве: Мариам. Для чего такая сжатость в описании? — Евангелист сказал сколько было нужно, чтобы не скрыть истины и открыть ту неизвестность, в которой пребывала Пречистая Дева. Если Иосиф обручник был из дома Давидова, то и Дева Мария также. Ибо роды колен иудейских не смешивались, и он, как потомок Давида, не мог обручиться с девою не из этого рода. Но евангелист не говорит прямо о царском происхождении Девы Марии, очевидно, для того, чтобы сим умолчанием указать на глубокое Ея смирение, по которому всегда Она предпочитала жить в неизвестности, скрывать Свое достойнство, не делать гласною знаменитость Своего происхождения; да научимся и мы, по Ея примеру, ценить и любить скромную долю в жизни, неизвестность в обществе. 

   II. а) Для всякаго труда нужна свобода, безпрепятственность и некоторая тишина. Чтобы воспитать и усовершенствовать себя духовно, или, что тоже, трудиться ради спасения души, — требуется свобода от мирских препятствий, тишина от светских увеселений, сосредоточение в себе, удаление от других. Было свыше сказано преподобному Арсению: «бегай людей — и спасешься». Это не значит: возненавидь людей, и презирай их. Мальчик учится писать; другой намеренно мешает ему. В таком случае прилежное дитя уходит от докучливаго товарища куда-нибудь в уединеннос место, чтобы безпрепятственно продолжать свое дело. Подобное испытывает и делает человек, пекущийся о душе своей. Дух мира и его праздные слуги на каждом шагу ставят препятствия благочестивым начинаниям. Себе внимающий хочет начертывать на своем сердце письмена Божиих велений, добрых правил и примеров; а закон светских приличий, нужда являться в обществе, участвовать в его не всегда невинных увеселениях, неизбежныя встречи с соблазнами, возмущающими покой воображения и совести, — все подобныя обстоятелъства прерывают духовное упражнение. И вот истинные подвижники благочестия ищут уединения. Людей, как собратий, отшельники любили; но их страстей боялись, от их соблазнов удалялись.

   б) Человек светский (в крайнем смысле сего слова) не может оценить всю пользу неизвестности в обществе. Ему трудно удержаться, чтобы не кружиться в вихре света, а жить уединенно в кругу своего семейства. Известность, по его понятию, есть жизнь; оставаться неизвестным в обществе значит умирать душой. Он так гоняется за известностию, что готов жертвовать для нея миром семейным и супружескими обязанностями, здоровьем, имуществом, даже своими убеждениями, которыя решается ежечасно менять, чтобы только показаться не отставшим от современности. Он не хочет понять, что и для него самого, светскаго человека, истинный покой духа — в тишине уединеннаго трудолюбия, в исполнении своего долга, в благословенных удовольствиях честнаго супружества, в православном воспитании детей, в их невинных ласках и быстрых успехах.

   Высоко поставляя всякую известность в обществе, он даже не верит, чтобы стали пренебрегать ею лица, от мира отрекшияся и на степенях священноначалия поставленныя, а потому иногда так же хвалит их неумеренно, как и порицает незаслуженно: за малое воздержание величает их великими постниками, за исполнение должнаго — подвижниками самоотвержения, и таким образом, людей еще смущаемых помыслами и впечатлениями не безгрешными, записывает едва ли не в разряд безстрастных и святых.

   в) Увы! Если б мы не знали, что зависть, к чему бы она ни относилась, есть порок, что покорность Промыслу есть общая наша обязанность, что, по апостольскому вразумлению, никтоже сам о себе приемлет честь, но токмо званый от Бога (Евр. 5:4), и каждый в том звании в которое призван, должен пребывать (1 Кор. 7:20): то мы позавидовали бы многим, живущим в скромной неизвестности, христианам, которые, по влечению своего благочестия могут распоряжаться своим временем и в тишине уединения, домашняго ли-то, или пустыннаго, почерпать себе наслаждение, духом горяще, Господеви работающе (Римл. 12:11). Кто занимал видную должность, и не ослепился честолюбием, тот знает, как трудно стоять на виду и итти впереди. «Поставьте над собою другого, который бы всем угодил, — взывал некогда к своим слушателям великий святитель Григорий Богослов; а мне отдайте пустыню, сельскую жизнь и Бога. Ему одному угожу даже простотою жизни. Пусть для других будут почести и труды; а для меня, углубляющагося в самого себя, довольно жить, как могу».

   III. Да не сетует же тот, кому в удел определена скромная доля неизвестности: в лице и жизни Божией Матери открыт ему сокровенный сердца человек, в нетленной красоте молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр. 3:4). А тот, кто, по своему положению в обществе, сам открыт не только для незаслуженных порицаний, но и для непрошенных похвал, когда услышит, что его хвалят, должен, по совету одного святаго отца (Иакова), помышлять о грехах своих. «Ибо, как замечает другой подвижник (препод. Сисой), если Бог не прославит человека, то слава человеческая ничто». Аминь.
(Из «Слов и речей» Сергия, митрополита московск.). 

 

Поуч. 2-ое.
Благовещение Пресвятыя Богородицы.

(О приобщении Божеству человеческаго естества в воплощении Сына Божия).

 
   I. Созерцая верою великое таинство, ныне явленное, — таинство воплощения Сына Божия, не знаешь, братие, чему более удивляться: тому ли, до какой степени истощил, умалил Себя Бог, приняв зрак раба, соделавшись человеком (Фил. 2:7); или тому, до какой степени возвысилась человеческая природа чрез это истощание Божества?

   II. а) Человеческая природа изумительно возвысилась, прежде всего, в лице Самого воплотившагося Господа. Сын Божий принял на Себя человеческое естество навсегда, и принял в единство Своей Божеской ипостаси, так что хотя в Нем ныне два естества — Божеское и человеческое, но они соединены в Нем нераздельно и составляют одно лице, одну ипостась Божескую. Он и по воплощении, и в естестве человеческом, есть все тот же единый истинный Сын Божий и истинный Бог, каким был до воплощения. Вследствие такого ипостаснаго соединения во Христе двух естеств человечество в нем приобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило от Божества все, что способно было усвоить, не теряя своей ограниченности и человеческих свойств, обогатилось от Божества и премудростию, и святостию, и животворною силою, и другими Божественными совершенствами. Вслед за тем обоженное в лице Господа Иисуса человечество соделалось в Нем причастным и Божескаго поклонения. Ныне Он возседит на престоле славы одесную Бога Отца в Своем человеческом естестве; ныне Ему, уже во плоти, дадеся всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18); ныне Ему и в человеческом естестве покланяется, как Богу,всяко колено небесных и земныхь и преисподних (Фил. 2:10). Что-ж, скажите, может быть выше того, чего удостоилась во Христе наша человеческая природа?

   б) Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и в лице Пресвятой Девы Марии, родившей Господа. Она родила Его, без сомнения, не по Божеству, а по человечеству. Но так как человечество во Христе с самой минуты Его зачатия нераздельно и неразлучно соединилось с Божеством в одну Божескую Его ипостась: то значит, что Пресвятая Дева и зачала, и носила во утробе, и родила истиннаго Сына Божия, истиннаго Бога. Следовательно есть воистину Богородица. А удостоившись быть Материю Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрез то над всеми Его созданиями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповедуется честнейшею даже херувим, и славнейшею, без сравнения, серафим, т. е. самых высших сотворенных духов. Она есть первая по Боге, есть Царица неба и земли!

   в) Если не до такой, то все же до изумительной степени может возвышаться человеческая природа и в каждом из людей, которые только веруют в воплотившагося Сына Божия. Тогда как одна из дщерей человеческих удостоилась быть Материю Господа, все мы, верующие в Него, удостоиваемся быть братиями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святаго Духа. В таинстве крещения мы рождаемся от Бога, облекаемся во Христа. Чрез таинство миропомазания приемлем в себя Духа Святаго. Чрез таинство евхаристии приискренне соединяемся со Христом, так что Он в нас пребывает, а мы в Нем (Иоан. 4:15). И если после этого мы живем благочестиво, по христиански, то мы более и более воображаем в себе Христа (Гал. 4:19) и не ктому живем мы, а живет в нас Христос (-2, 20). Ныне чада Божия есмы, братия единороднаго Сына Божия (1 Иоан. 3:2), наследники Богу, снаследники Христу (Рим.8:17), мы воцаримся с Ним (2 Тим. 2:12) и возсядем с Ним на престоле славы Его (Апок. 3:21).

   III. Присовокуплять ли, братие, нравственное наставление? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа в лице воплотившагося ныне Господа и Его Пречистой Матери и может возвышаться в каждом из нас: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно с ея высоким достоинством. Будем твердо помнить, что она действительно возвышается в одних праведниках, истинных христианах, чрез их благочестие, а в грешниках только более и более уничижается, и тогда как первые, восходя по степеням нравственных совершенств, взойдут наконец на небо, чтобы там царствовать со Христом, последние, постепенно ниспадая, ниспадут наконец в бездну ада, чтобы там вечно мучиться с диаволом.
(Сост. по «Слов. и Реч.» Макария, митр. моск., изд. 1891 г.). 

 

Поуч. 3-е.
Благовещение.

(Что значит Благовещение и что внушает оно нам?)

 
   I. Почему нынешний день называется днем Благовещения? — Очевидно, по какой-либо благой вести для всех нас. Что это за весть?

   а) Та весть, что к нам бедным на землю нисшел ныне Единородный Сын Божий, вечное Слово, Коим сотворено и держится в бытии все видимое и невидимое; — нисшел до того, что облекся естеством нашим, соделался во всем, кроме греха, подобным нам человеком, и это не на время только какое-либо, малое или великое, а на всю вечность.

   б) Та весть, что Сей воплотившийся Сын Божий соделает для нашего спасения все, что нужно: озарит нас светом истины и укажет путь к жизни вечной, восприимет на Себя грехи наши и загладит их Своими страданиями, низойдет во гроб и воскресением Своим разсеет для нас мрак гроба и страх смерти; подаст нам Духа Святаго и с Ним всю полноту даров благодатных, да очистившись от всякия скверны, соделаемся способными к сожитию на небе с ангелами.

   в) Та весть, что мы, посредством сего безпримернаго снисхождения к нам и соединения с нами Сына Божия, из врагов Богу соделались близкими и опять своими Богу, из изгнанников рая, пришельцев земли, наследниками неба и благ вечных.

   Видите, сколько радостей и надежд принес нам день настоящий.

   Достойно убо и праведно именуется день настоящий днем Благовещения: достойно и праведно небо и земля призываются ныне к радости и прославлению Господа: ибо небо и земля будут действительно участвовать в Его милосердии и торжестве нашем.

   II. Но, братие мои, радуяся и прославляя Господа за великую и безпредельную милость Его, не забудем, что благая весть тогда бывает совершенно действительна и достигает своей цели, когда, получив ее, сообразуются с нею и действуют именно так, как того требует существо ея. 

   Сколько ни уведомляйте блуждающаго по чуждым домам и странам сына, что он прощен отцем, но если сей сын не оставит своего блуждения, не пойдет к отцу, то благая весть останется без действия и не облаженствует его.

   То же и с благою вестию, нам принесенною. Все — и сошествие на землю Сына Божия, и Его вочеловечение ради нас, и Его смерть, и воскресение за нас, все сие останется втуне, если мы не оставим греховной жизни и не начнем вести себя, как требует новое, великое и святое предназначение наше. В таком случае, христиане истинные, следуя за нисшедшим с неба Спасителем и творя Его волю, примут все, что Он принес и стяжал для них, достигнут благ вечных и вселятся с Ним в царствии Отца Его; а нерадящие о своем спасении, не последующие заповедям и стопам Его, продолжающие ходить по дебрям греха и похотей, и с благою вестию, Им принесенною, как ни к чему неспособные, останутся во грехах своих и явятся под конец, яко ничтоже имуще.

   III. Не остановимся же, братие, подобно малым детям, на благой вести о нашем спасении; постараемся узнать, чего она от нас требует и что нам должно делать для нашего спасения; исполним потом все требуемое, дабы таким образом благая весть обратилась в благое дело: тогда, — и только тогда, — день сей для нас воистину будет днем Благовещения, еже да сбудется над всеми нами благодатию Господнею!
(Сост. по проп. Иннок., арх. Херс., т. 2). 

 

Поуч. 4-е.
День Благовещения Пресвятой Богородицы.

(Учитесь добродетельной жизни у Пресвятой Девы Марии).

 
   I. Что принесем мы ныне в дар Преблагословенной Владычице Богообрадованной, чрез Которую радость излилась на весь род наш? Что лучше, думаю, можем принесть, кроме усвоения себе духа жизни Ея, чрез которое все мы соделаемся одно с Нею, как дети одной матери, и составим из себя одно Богоблагодатное семейство.

   II. Еслиб кто пожелал определеннаго указания на то, в чем должна состоять добродетель, мы скажем вам: смотрите на образ Пречистыя Владычицы Богородицы, рождшей нам Спасителя, краснейшаго добротою паче всех сынов человеческих, на образ Владычицы, о Которой и Самой было предсказано, что Она предстанет одесную Господа Бога, как Царица, в ризах позлащенных одеянна и преиспещренна, — смотрите на лик Ея и возревнуйте подражать Ей, как дети матери, — и будете не именем только, но и делами удобренные всякою добротою.

   а) Учитесь с ранних лет посвящать себя на служение Богу у Той, Которая еще отроковицею малою введена во храм и отдана Господу.

   б) Учитесь молитве, Богомыслию и прилежному чтению слова Божия у Той, Которая, во все время пребывания Своего во храме, паче всего другого прилежала сим благочестивым занятиям, переходя от чтения к Богомыслию, и от Богомыслия к молитве.

   в) Учитесь, при делах благочестия, и трудолюбию у Той, Которая и в преддвериях храма не чуждалась трудов и по обручении Ея св. старцу Иосифу с любовию исполняла и несла все труды в его доме, ни единожды не возроптав на тяжесть их.

   г) Учитесь хранить свои обеты, — и частные, какие даете Богу и людям, и тот общий всем нам обет, какой даем мы при крещении (т. е. отречься от диавола и дел его и сочетаться со Христом) — учитесь сему у Той, Которая устояла в данном Богу тайно обете девства, несмотря на необычность дела и на убеждения целаго собора старцев.

   д) Учитесь благодушному довольству своим состоянием у Той, Которая не возгнушалась домом и сожительством древоделателя, когда видела на то указание Божие.

   е) Учитесь смирению у Той, Которая, несмотря на великия совершенства телесныя и духовныя, не считала Себя стоящею какого либо внимания пред очами Божиими и, когда ангел приветствовал Ее благодатною и благословенною в женах, смутилась и недоумевала, как могло итти к ней такое приветствие.

   ж) Учитесь Господу Богу воздавать хвалу о всяком даре Его, — великом и малом, — у Той, Которая в первыя минуты Богоматерства воспела хвалебную песнь Богу: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем...

   з) Учитесь, в час какой-либо напраслины, благодушно терпеть и от Бога единаго ожидать себе оправдания и заступления, — учитесь сему у Той, Которая не спешила Сама Себя оправдывать и защищать, когда Иосиф смятеся, бракоокрадованною помышляя Ее, непорочную, а всю Себя предала Богу, творящему дивная в немощах наших.

   и) Учитесь не поколебаться в том, что Господь верен в обетованиях Своих, несмотря ни на какия внешния тому противности, — учитесь сему у Той, Которая была уверена, что рождает Бога воплощенна, раждая в вертепе, и носит Спасителя мира в руках Своих, бежа с Ним во Египет по злобе человеческой.

   и) Учитесь ожидать положеннаго всякому делу времени, не упреждая намерений Божиих и не вмешиваясь в то, что не вверено вам, — учитесь сему у Той, Которая и 30 лет ждала без тревожных принуждений, пока Господь благоволил явить Себя миру, и никогда не позволяла Себе со властию Матери входить в деяния Сына Своего — Спасителя мира.

   к) Учитесь состраданию у Той, Которая не могла равнодушно сносить стыда чужого ей семейства по случаю недостатка вина на браке в Кане галилейской.

   л) Учитесь переносить скорби и телесныя болезни у Той, Которой Самой прошло оружие сердце, когда, стоя на Голгофе у креста, видела невыразимо-великия страдания Божественнаго Сына Своего.

   м) Учитесь не жить только, но и умирать у Той, Которая с масличною ветвию в руках радостно отошла к Господу.

   III. Намеренно сокращу указания добрых черт для вас в лике Богоматери, потому что и времени не достанет все пересказать вам, как должно. То, что говорит апостол о плодах Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22), — все это в совершеннейшем виде было у Владычицы Богородицы. — Всеми сими добродетелями поревнуйте украситься и вы, да будете добры добротою духовною.
(Сост. с дополн. по кн. «Небесный над нами покров святых», епископа Феофана, стр. 25—6). 

 

Поуч. 5-ое.
Праздник Благовещения Пресвятыя Девы Марии.
(Какие религиозно-нравственные уроки предлагаются нам историей празднуемаго события?)

 
   I. Пресвятая Дева Мария, посвященная Своими праведными родителями на службу Богу, проживала при храме иерусалимском до четырнадцати летняго Своего возраста. Когда же Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, тогда Ей уже невозможно было оставаться при храме иерусалимском, так как наступило для Нея время, в которое, по закону иудейскому, следовало выдавать Ее в замужество. Но Пресвятая Дева Мария, помня обет Своих родителей, посвятивших Ее на всегдашнее служение Богу, и Сама желая всецело служить Богу, не пожелала быть замужнею женщиною; поэтому обручили Ее праведному старцу Иосифу, происходившему, как и св. Дева Мария, из царскаго рода — жителю города Назарета, дабы этот праведный старец был хранителем Ея девства. Переселившись на жительство в Назарет, в дом праведнаго Иосифа, Пресвятая Дева Мария любила те же благочестивыя упражнения, к каким привыкла в бытность Свою при храме. Пребывая большею частию в уединении и безмолвии, Она занималась молитвою, чтением книг св. писания и рукоделием. Здесь, как и при храме, Она проводила самую кроткую, трудолюбивую, смиренную и молчаливую жизнь. Таким образом текли дни жизни Пресвятой Девы Марии в доме Иосифа. И вот в один из такнх дней явился к Ней архангел Гавриил и сказал: радуйся благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами! Увидевши архангела Гавриила, Пресвятая Дева Мария смутилась и думала: что бы значило необычайное архангельское приветствие к Ней? Но архангел сказал Ей: «не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышняго, и даст Ему Бог престол отца Его, Давида, и будет Он царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Мария спросила у архангела: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, посему и рождаемое будет Свято и наречется Сыном Божиим». Мария сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Тогда отошел от Нея архангел.

   II. Так, братие христиане, совершилось важнейшее событие из земной жизни Богоматери, называемое благовещением Пресвятой Деве Марии и воспоминаемое сегодня святою православною церковию. История этого события весьма поучительна и назидательна для нас.

   а) Пресвятая Дева Мария, живя в доме праведнаго Иосифа, часто проводила время за чтением Св. писания, к какому занятию Она привыкла еще в бытность Свою при храме иерусалимском. И вот однажды, читая книгу пророка Исаии, Она остановилась на словах: се дева зачнет и родит Сына и наречет Ему имя Еммануил (т. е. с нами Бог), и подумала: как счастлива будет та дева, которая удостоится быть Материю Господа, и как бы Я желала быть хоть последнею служанкою у ней. В это-то время и явился Ей архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении от Нея Спасителя. Подражая примеру Богоматери, и мы, братие, должны с неослабным усердием — как можно чаще читать священныя книги. Чтение св. писания, — по словам св. Иоанна Златоустаго, — укрепляет ум, очищает совесть, подавляет нечистыя страсти, насаждает добродетель, возвышает разум, не попускает теряться в неожиданных обстоятельствах, поставляет выше стрел диавола, переселяет на самое небо, освобождает душу от уз тела, доставляет душе все, что только можно сказать добраго (Твор. св. Иоанна Злат., бес. на разн. мес. св. писан., т. III, стр. 382, изд. 1863 г.). «Поэтому упражняйся, брат, в чтении, — говорит другой отец церкви, — св. Ефрем Сирин, чтобы просветился твой ум, и чтоб стать тебе совершенным и всецелым, ни в чем же лишенным (Иак. 1:4), старайся читать божественныя писания, ибо всякий раз, как посредством оных беседуешь с Богом, освящаются у тебя тело и душа» (Твор. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 158, по изд. 1859 г.).

   б) Пресвятая Дева Мария приняла от архангела Гавриила весть о зачатии Ею пренепорочнаго Сына с величайшим смирением. Я раба Господня, буди Мне по слову твоему, сказала Она возвестившему архангелу. Подражая сей добродетели Пресвятыя Девы Марии, и мы, братие христиане, должны в жизни своей отличаться смирением. Никогда не должны хвалиться ни своей красотой, ни своим богатством, ни своим умом и начитанностию, ни своими добродетелями. Св. Ефрем Сирин говорит: «твердо храни в душе твоей смирение — сей источник всех благ. Смирение Авраама сделало другом Божиим и первым и главным из возлежащих на небесной вечери. Исаака спасло смирение от жертвеннаго заклания, Иакова соделало наследником благословений, Иосифу даровало царство, Моисея увенчало сиянием, Аарону дало первосвященство, Давиду — царство, Гедеону — победу, Илию восхитило на небо, Иону извлекло из моря, Даниила — изо рва, одним словом: смирение прославляло святых и в древния и в последния времена. Итак, трудись над игом смирения и труд твой угоден будет Богу. Нужно ди тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок, преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь и на всякую высоту взойдешь ты смирением» (Твор, св. Ефрема Сирина, часть IѴ40;, стр. 148 и 149).

   в) Преблагословенная Дева Мария, до времени явления Ей архангела Гавриила и после сего явления, — в Назарете, в доме старца Иосифа проводила жизнь в безмолвии, молчаливую. Подражая сей добродетели Богоматери, и мы должны удерживать язык свой от зла, по-пустому много не говорить о других, особенно худого, не осуждать. Св. Василий Великий об употреблении дара слова говорит следующее: «не подставляй ушей всякому разглагольствующему и не отвечай всякому говоруну в беседах. Будь слушателем добрых поучений и в размышлении о них храни твое сердце. Береги твой слух от мирских разсказов, чтобы не замарать души брызгами грязи. Не старайся вслушиваться, что говорят другие, чтобы их не сделать злоречивыми. Не будь любопытен и не все желай видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей. С пользою слушай, с пользою говори, с пользою отвечай» (Твор. св. Василия Великаго, ч. V, стр. 58, по изд. 1849. г.). «Приобрети же, брат, безмолвие, говорит другой святой, — преп. Ефрем Сирин, как крепкую стену; потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Безмолвие, сопряженное с страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса. Безмолвие — матерь сокрушения, тишина помыслов, истребительница дерзости и враг безстыдства, матерь благоговения» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 163, изд. 1859 г.).

   III. Воспользуемся же, братие христиане, теми религиозно-назидательными для нас уроками, какие содержатся в истории благовещения Пресвятой Деве Марии.
(Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст. за 1889 г., апрель). 
 

 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы | Просмотров: 404 | Добавил: Православие | Теги: Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля, благовещение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar