13:05 Двуглавый орёл в церковной символике | |||
Исторический экскурс от Дмитрия Марченко
Двуглавый орел дома Палеологов Последняя византийская династия Палеологов, которой удалось вернуть Константинополь и на короткое время восстановить Империю, уже во всю использовала изображение двуглавых орлов в качестве собственного династического символа. И это продолжалось до падения Византии как государства - до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами османских завоевателей, а последний Император Константин XI погиб, защищая свое наследие.
Прорись печати Великого Князя Иоанна III С другой стороны, на покоренных турками территориях, двуглавый орел стал символом власти церковной. Случилось это, как ни парадоксально, по воле завоевателей. Первый, избранный с разрешения султана после падения Византии, патриарх Константинопольский - Геннадий II Схоларий - стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д.
Император Иоанн VI в парадном облачении, на подножии изображены двуглавые орлы Стоит отметить, что это не было новшеством, и ранее элементы придворного церемониала проникали в церковную обрядность на протяжении всей византийской истории. Император время от времени жаловал представителям Церкви те или иные знаки собственной власти. И двуглавый орел на орлецах некоторых иерархов появляется ещё в XIII веке в качестве особой императорской милости (здесь интересно отметить, что на Руси, где орлец не являлся царской наградой, на этом богослужебном элементе изображался и сейчас, как правило, изображается «обычный» одноглавый орел).
Современный греческий орлец Потому двуглавые орлы в качестве церковного, а не государственного символа власти появляются у нас не из Петербурга и Москвы, а из Константинополя и Афона. Здесь орел остается и сейчас не только напоминанием о Византии, но именно знаком духовного владычества. Сейчас двуглавого орла можно встретить в качестве оформления храмов во всех Восточных Поместных Церквях.
Напольная мозаика. Кипр. Монастырь св. Неофита
Резной киот. Израиль. Лидд (Лод). Храм св. Георгия.
Напольная мозаика. Ведикобритания. Лондон. Греческий храм св. Софии Не исключением являются и храмы нашей Церкви. То, что речь идет именно оцерковном, а не государственном символе, можно убедиться, просто внимательно рассмотрев самого орла. Например, двуглавый орел, вырезанный на спинке кресла Киевских Митрополитов, которым пользовался покойный Митрополит Владимир и которым пользуется нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, имеет на груди щит с греческими буквами альфой и омегой. Эти буквы напоминают нам о Царе Царствующих, Господе Иисусе Христе, который есть «…Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13), и больше ни о ком.
К сожалению, в последнее время можно слышать возмущенные голоса людей, которые в националистическом угаре обвиняют Украинскую Православную Церковь в использовании российской государственной символики. Но ведь двуглавые орлы в украинских храмах в том или ином виде присутствовали издавна. И если для паломника, например, из Греции в этом нет ничего удивительного, то для несведущих псевдопатриотов это соблазн. В этом, конечно, нет ничего удивительного, символика очень часто становится соблазном для людей с узким кругозором. Время от времени вспыхивают нелепые скандалы, когда очередной «ревнитель благочестия» в древнем церковном символе вдруг углядит «масонский знак» или «дьявольский жест» (а стоит напомнить, что своего двуглавого орла использут так же масоны). Но если до сих пор подобные эксцессы мотивировались ревностью о вере (пусть и не по разуму), то теперь мотивация пребывает исключительно в политической плоскости. А это весьма печально. | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |