Неделя 27-я по Пятидесятнице
(Лк. 14, 16-24)
Один человек сделал большой ужин и звал многих; и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться.
Человек, сотворивший вечерю, есть Господь. Вечеря, или ужин, который приготовил Господь, есть благодатное Царство Божие или на земле — Церковь Христова с ее учением, Таинствами, священноначалием и священными обрядами, которые в своей совокупности должны приготовлять верующих к великой вечери в Царстве славы, то есть в Царствии Небесном. Слуга, которого Господь посылает, суть пророки, апостолы, учители, пастыри, проповедники и верные служители. (Здесь нужно заметить, что не в множественном числе говорится, но в единственном: послал раба,— ибо одно учение, один путь ко спасению.) Под временем ужина разумеется время благодати, в которое Бог зовет всех людей к покаянию через проповедь Евангелия.
Званые уклоняются от приглашения под разными предлогами. Один сказал слуге: Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Предлогом таким к отказу является для первого привязанность к земным благам. Человек весь век свой собирает богатство, и ему некогда подумать о душе своей; он отказывается и от трапезы Христовой; вместо того, чтобы пойти, например, в праздничный день в храм помолиться, он идет на торг приобретать или продавать земные сокровища.
Другому препятствуют идти на вечерю Христову волы: Я купил пять пар волов и иду испытать их. Что это за пять пар волов? Это, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, наши пять чувств. Эти чувства — наши рабочие волы, коими так усердно мы работаем земному: зрение и слух утешаем театрами да цирками, да вечерними собраниями, исполненными житейской суеты и празднословия; вкус и обоняние лелеем вкусными и благовонными яствами и напитками; осязание ласкаем мягкими одрами, седалищами и мягкими одеждами. Каждый день мы усердно работаем на этих волах, стремясь с жадностью испытать все плотские наслаждения.
Третьему препятствует идти на вечерю Христову жена: Я женился и потому не могу придти. Отчего же жена препятствует спасению души? Оттого, что оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1 Кор. 7, 33), а не о Господнем. Можно и жене угождать, не нарушая заповедей Божиих. Как глава жены, муж должен стоять выше прихотей жены и сам должен направлять ее желания к горнему миру.
Итак, много было званых, но мало оказалось избранных. В Царство Христово призываются многие, все, кто слышит проповедь евангельскую, но истинными членами этого Царства делаются не все званные. Так, иудеи были все званы в Царство Христово и званы особенным образом: к ним и пророки приходили, и Сам Бог глаголал многочастне и многообразие, к ним послан был и Сын Божий. Но много ли иудеев вступило в Церковь Христову? не пришлось ли апостолам и их преемникам идти по улицам и переулкам города и приводить нищих, увечных, хромых и слепых, то есть обратиться с проповедью к ненавистным для иудеев мытарям и язычникам?
Господь каждого из нас зовет на пир вечного блаженства в Царствии Его, но не отказываемся ли мы часто следовать этому зову, влекомые легко, как неразумные дети, временными житейскими удовольствиями и ничтожными заботами о вещах совершенно малоценных для нашего спасения? Да, к прискорбию, мы так нередко поступаем, оцеждая комара и поглощая верблюда; приобретая вещественное, тленное, теряем из виду вечное и бессмертное: теряем и губим свою душу.
|