Главная » Евангельские беседы » Евангельские беседы. Страстная седмица

00:01
Евангельские беседы. Страстная седмица

Страстная седмица

 

Великий Понедельник

(Мф. 24, 3-35)
 
Идя в Иерусалим, Иисус Христос остановился на горе Елеонской, с которой открывался прекрасный вид на город и в особенности на Иерусалимский храм. Там Он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своем пришествии. Ученики наедине спросили Его: Скажи нам, когда это будет? Вопрос их касался, по-видимому, обоих предметов. Сообразно с вопросом и Господь отвечает не вполне раздельно, но соединяет то, что относится к разрушению Иерусалима, с тем, что относится ко второму Его пришествию. 


Первым признаком приближения Суда Божия поставляет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, иначе сказать, будут присваивать себе достоинство Мессии, будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, то есть чтобы кто не отклонил вас от веры во Христа и не соблазнил перейти в другую веру.

Сектанты, поклоняющиеся всевозможным новомодным «пророкам» и «пророчицам»,— разумеют ли это Христово предречение?

Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдет немало времени, а погибель будет еще далеко. Войны усилятся, народы и царства смешаются в ожесточенной борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но все это будет лишь началом бедствий.

Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей, причем многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.

Претерпевший же до конца спасется. Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.

Проповедание во всем мире благовестия о Царстве Христовом будет четвертым признаком приближения суда Божия: И тогда придет конец. Ближайшим образом Господь имеет здесь в виду разрушение Иерусалима, но гибель Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего мира. Суд над столицей Иудеи наступил, как последствие ее беззаконий и оскудения в ней любви; точно так же и последний день мира, день гнева и суда Божия придет тогда, когда истощится мера Божия долготерпения и в беззакониях; служа лишь своим похотям, люди забудут, что они чада Божий и братья между собою. Иерусалим пал не прежде, как Господь истощил все средства к его спасению...

 

Великий Вторник


(Мф. 24, 36 - 26, 2)
 
В нынешнем Евангельском чтении содержится между прочим притча о десяти девах, ожидавших пришествия жениха, знаменующая собою второе пришествие Иисуса Христа.

Образ взят из обычая восточного, где жених во время брачных торжеств приходит в дом отца невесты. В продолжение семидневного (когда выходила замуж девица, и трехдневного, когда — вдова) празднества, совершавшегося с большой торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ее с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большом числе: часть их сопровождала жениха, другие (вероятно, родные и друзья невесты) выходили из дома встречать их. При этом употреблялись светильники — для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестой в доме сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дома и ожидали около него жениха с невестой. На Востоке доселе сохранились некоторые из этих церемоний брачных пиршеств.

Пять мудрых и пять неразумных. Слова мудрый и неразумный употребляются здесь в смысле «предусмотрительный» и «непредусмотрительный», так как первые девы взяли с собою довольно масла, чтобы в случае замедления жениха не угасли светильники их, а последние, по непредусмотрительности, не взяли столько. Под мудрыми девами разумеются все истинные христиане, готовые встретить пришествие Христово, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела; под неразумными же — христиане более по имени, чем по душе, беспечные, непредусмотрительные, не имеющие добродетелей, а только вид добродетели.

В полночь раздался крик: вот, жених идет! Объявляли о приближении жениха или те, кто его сопровождал, или же те, которые встречали его. Девы встали и поправили светильники свои. Горевшие до полуночи, светильники от нагара должны были издавать слабый свет. Нужно было поправить их и подлить масла. В это-то время у неразумных дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствовало о их непредусмотрительности.

Готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились... — то есть в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Мудрые девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и добрыми делами. Двери затворились, никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда.

...После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас, то есть не признаю вас истинными христианами, готовыми войти на брачный пир Царя Небесного; Я не признаю вас Своими. Выражение «знать кого» на языке библейском нередко означает «любить, одобрять, считать своим другом или учеником».

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Вот цель притчи: научить бодрствовать, быть готовыми встретить Господа, так как пришествие Его будет внезапное. По неизвестности сего часа и дня христианину должно быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не настал этот час в то время, когда елей его веры и добрых дел истощится и чтобы, вследствие сего, не лишиться ему Царствия Небесного.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни — озарение души светом Христовым, ее спасение и уготовление к вечному Царству. Все нерадивые, подобно неразумным девам, оставшимся вне брачного торжества, не внидут в это Царство.

 

Великая Среда


(Мф. 26, 6-16)
 
День предательства Иуды. В этот день Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного.

Вифания — небольшое селение на восточном склоне Елеонской горы. Симон, хозяин дома, уже не был болен проказою, иначе в его доме и не могло бы быть собрания гостей, так как закон Моисеев запрещал иметь какое-либо сношение с страдающими от проказы (Лев. 13). Возможно, что Симон исцелен был от проказы Самим Иисусом Христом, и с того времени между ними установились добрые отношения.

Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Алавастр — род мрамора, замечательный по своей легкости, прозрачности и красоте, в особенности чисто-белый алавастр. Из него приготовлялись вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения жидких ароматических веществ. Миро — благовонная жидкость, составляющаяся обыкновенно из масел и пахучих веществ в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветков. Помазание миром имело в древности у евреев иногда и высшее значение, когда, например, помазывались цари и первосвященники. Но, кроме этого помазания, миро употреблялось на Востоке в обыденной жизни, особенно людьми зажиточными, очень часто (как, например, у нас духи), что было частию нужно по особенностям жаркого климата, частию было приятно и относилось к удобствам жизни. В особенности помазывались миром во время пиршеств, при представлении высоким лицам или когда принимали у себя в доме лиц особенно уважаемых. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежды, а когда хотели выразить особенное почтение такому лицу, то и ноги.

Увидев, что женщина возливала на голову Иисуса драгоценное миро и зная, что Христос не любит роскоши, ученики вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Но Иисус, видя, что поступок женщины происходит от доброго сердца, говорит: Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Этими словами Иисус прикровенно указывал на близость Своей смерти: Она приготовила Меня к погребению... Обычному выражению почтения и любви Господь дает в настоящем случае особое знаменование, как действию, предуготовительному к Его погребению, так как в древности был обычай намазывать мертвых благовониями. Конечно, в мыслях жены едва ли это было, но Сам Господь дал такое высокое значение этому действию жены.

Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников... Здесь уместен вопрос: поступил ли Иуда в число учеников Христовых безнравственным человеком, или же он сделался таковым, будучи постоянным спутником Христовым? Как все вообще ученики Христа при первом следовании за Ним имели плотские ожидания и надежды, так еще в большей степени имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, Иуда был убежден, что не останется в убытке, оставив для Него дом и хозяйство. Любостяжанием заражен он был с самого начала, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни других апостолов — ничто не исправило его. И вот, ослепленный страстью к наживе, он дерзает на неслыханное святотатство — продает Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников!

 

Великий Четверток
Воспоминание Тайной Вечери


(Мф. 26, 1-20; Ин. 13, 3-17;
Мф. 26, 21-39; Лк. 22, 43-45;
Мф. 26, 40 - 27, 2)
 
...Иисус взял хлебы, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

«Как пшеница страждет в жерновах,— говорит святитель Филарет, митрополит Московский,— и под рукою хлебоделателя, и в разженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека; как кровь грозда страждет в угнетении точила, да будет вино, веселящее сердце человека; так благоволил воплощенный Сын Божий предать тело свое на разнообразные страдания елеонские, иерусалимские и голгофские, допустил многострадально источить кровь Свою в предкрест-ных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства.

Поелику назначение настоящей нашей жизни таково, что мы должны, как изъяснил апостол, верою ходить, а не видением (2 Кор. 5,7), то и благоприятные дары, подаваемые нам в приобщении трапезы Господней, благодатное питание, врачевание, укрепление, просвещение, отражение зла, нетление, также наиболее верою постигаются и упованием объемлются, превыше видения и ощущения, хотя, впрочем, по мере внимания, достоинства, чистоты, и в ощущении опытном и в явственном действии познаются многими многообразно. По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения трапезы Господней является верующим то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу, или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши в сей тайне опыты, скажу паки со святым Златоустом: "Да будет и помысла и зрения нашего истиннейшее слово Господа нашего. После того, как Он рек: Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз 6 нем; ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Ин. 6, 56, 54); как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его плоти и крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем, и что мы в Нем имеем живот вечный, если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя паки в смерть греховную?"»

«Установив ныне Таинство Тела и Крови,— пишет святитель Феофан Затворник,— Господь предал совершение сего в закон святым апостолам, а святые апостолы Святой Церкви, в которой Он и пребывает и действует неотложно. Святая Церковь всех и всегда призывает к святому причащению, особенно же во время святых постов, и еще особеннее во святую Четыредесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению верующих к достойному принятию Тела и Крови Христовых.

Послушные чада Церкви смиренно внимают сему ее призыванию и во время сие исполняют христианский долг свой неопустительно. И это слава Богу!.. Лишающие себя его — лишаются Господа; а без Господа что мы?

Без Мене,— говорит Господь,— не можете творити ничесоже. Якоже розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже будет во Мне, и Аз & нем, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4—5). А в Господе кто пребывает? Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем,— говорит Сам Господь (Ин. 6, 56). Стало быть, дело святого причащения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе. Почему и прибавляет Господь: Аще не тесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53)».

 

Великий Пяток
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа


 
Содрогнулась земля, померкло солнце в тот час, как погасла на кресте святая жизнь Иисуса Христа. Насытились злобные враги, полагая, что, распяв Христа, умертвили Его Дух. Они убежали сами от ужасов Голгофы; стало тихо на ней... Вот пришли воины; один из них пронзил копьем пречистое ребро уже бездыханного Страдальца, и опять тихо... Вот явились тайные ученики: благообразный Иосиф Аримафейский, мудрый Никодим; они боялись следовать за Иисусом живым, хотя внимали Его словам и делам. В их душе теперь окрепла вера и мысль, что в этом Учителе — Божественная сила, что Он от Бога пришел. Не могли, конечно, не знать эти тайные ученики о последних днях жизни Иисуса Христа, тайно страдали они. Но вот приблизился и самый тревожный момент: суд, осуждение и распятие Христа. Дикой радостью празднует клевета и злоба свою победу. Иосиф и Никодим в стороне. Их гнетет радость убийц Христа. Наконец, не выдержав, они пошли отдать последний долг Учителю. Сняли со креста пречистое тело, умастили благоуханиями, обвили плащаницею и положили в новом каменном гробе в саду Иосифа...

Пример евангельских тайных учеников наводит на размышление. Что заставило их открыто выступить учениками и последователями Иисуса Христа? Злоба врагов Его. Синедрион, раввины, вельможные и знатные иудеи в подавляющем большинстве презрительно и надменно смотрели на Христа и Его проповедь. Постыдным считали даже слушать Его. И вот Иосиф и Никодим в смущении прячут от других свою любовь и уважение к Божественному Учителю...

Не то ли и у нас? С того момента, как выступила на сцену безграничная свобода страстей,— какая святыня народной души не осмеяна? Люди, не дав себе труда подойти к Евангелию и уяснить учение Христа, с азартом и в ослеплении кричат иудейское: Распни! Иной прочитал едва ли одного евангелиста, а с пеной у рта старается перекричать всех, что Евангелие бесполезно, что христианство бессильно. Отрицаются евангельские заветы, отвергается, предается глумлению и поруганию вера в Бога. Предаются поруганию и слуги Христовы, все, кто вел и ведет христианскую жизнь. И... под градом осмеяния смущаются христианские души. Одних (какова, например, молодежь) увлекает легкое отношение к вопросам веры: они заражаются ядом рационалистической «критики», доверчиво или трусливо вторят кощунственному смеху, желая стоять в «передовых». Другие не унижают себя до поругания святыни, но стыдятся почитать ее на глазах людей.

В наши дни какие только «блоки» ни создаются противниками Христовой веры! Открытые еретики, ожесточенные хулители Церкви — сектанты, иноверие и инославие — все это объединяется в своеобразные и враждебные группы по мере того, как наступает подходящий момент усилить себя в ущерб и на счет Православия. Здесь не брезгуют ничем. Отступник, иновер и атеист и в общественных собраниях, и в газетных листках, и на законодательной трибуне с жаром ратует за «законность», прикрываясь именем Христа, вкривь и вкось толкуя Его слова и учение. И сколько смущения и соблазнов происходит от этого в среде верующих!

Как же справляется с этим христианин? Да в большинстве случаев — никак! Смущен... и ждет, что будет. Прячется за других, скорбит, незаметно для себя слабеет духом. Иосиф и Никодим болели так же болезнию смущения. Но вот нашли в себе силы и, поборов страх, открыто пошли воздать погребальные почести Иисусу Христу.

Пойдем же и мы по стопам сих первоисповедников, препоясав себя мечом слова Божия, силою креста Христова. С этим орудием враги нам не страшны!

 

Великая Суббота


(Мф. 28, 1-20)
 
Дневное богослужение Великой Субботы относится по церковному Уставу уже к следующему дню, поэтому, хотя общий строй богослужения и не носит еще радостного, пасхального характера, но есть некоторые частности, которые являются как бы первыми вестниками наступающего христианского всемирного торжества. Священство уже переоблачается перед чтением Евангелия из черных риз в белые и самое Евангелие повествует о благовестии Ангела святым мироносицам-женам о воскресении Иисуса Христа.

Святые жены-мироносицы, приготовив благовония и масти, провели субботний день, по требованию закона, в покое и, лишь только прошла ночь с субботы, отправились с приготовленными ароматами ко гробу, чтобы помазать тело Господа. Из них Мария Магдалина, как рассказывает евангелист Иоанн, пришла ко гробу первая, когда еще было темно, и, увидев, что камень отвален от гроба, бежит к Симону Петру и Иоанну и говорит: Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин. 20, 1—8). Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Между тем прочие мироносицы — Мария Иаковлева, Саломия и другие, пришедши ко гробу, увидели Ангела, сидящего на отваленном камне. Ангел, обратясь к ним, сказал: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь... Они вошли во гроб и, когда, не найдя там тела Иисусова, стояли в недоумении, вдруг предстали пред ними два мужа в блистающих одеждах и сказали: Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес... (Лк. 24, 3—7). Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16, 7—8). Мироносицы в трепете и ужасе побежали от гроба (Мк. 16, 8). Вслед за тем Петр и Иоанн пришли ко гробу. Иоанн бежал скорее и пришел первым. Приникши ко гробу, он увидел там лежавшие пелены, но не вошел во гроб. Петр же, придя, вошел в самый гроб и увидел, что там лежали одни пелены, которыми было обвито тело Господа. Тогда вошел и Иоанн и, увидев пелены и плат сложенными, поверил воскресению (Ин. 20, 4—8). Петр и Иоанн пошли опять домой, один веруя (Ин. 20, 8), а другой лишь дивяся бывшему (Лк. 24, 12). Мария же Магдалина, пришедши опять вслед за ними ко гробу, осталась одна там, плача от неизвестности — куда девалось тело Господа. В слезах она приникла во гроб и увидела внутри двух Ангелов в белом одеянии, сидящих одного у главы, и другого у ног, где лежало тело Иисусово. Что ты плачешь? — спрашивают они. Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его,— сказала она, и, обратясь назад, увидела Самого Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Что ты плачешь, кого ищешь -— спрашивает ее Господь. Господин, если ты взял Его, скажи мне, где положил Его... Мария!— кротко говорит ей Господь. Тогда она, узнавши Его, со словом: Раввуни (Учитель) бросается к Нему. Господь велит ей скорее идти и возвестить о воскресении ученикам (Ин. 20, 9—17). Мария поспешно уходит от гроба и идет к ученикам. На пути она встречает другую Марию, и они вместе бегут к апостолам, и вот Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь! Они припали к ногам Его и поклонились Ему. Иисус говорит: Не бойтесь, идите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галлилею (Мф. 28, 8—10). Мироносицы пришли к апостолам и рассказали им, но те сначала не поверили им (Лк. 24, 9—11), пока не убедились сами со слов очевидцев Петра и Иоанна.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Евангельские беседы | Просмотров: 513 | Добавил: Православие | Теги: Страстная седмица, Евангельские беседы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar