13:00 Иконография Рождества Христова | |||
Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова. Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год). В общих чертах иконография Рождества Христова такова. Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу – на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию. Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) – месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь. Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары – золото, ладан и смирну. Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы – здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов. В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно – праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче – фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы. В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель. Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405
Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога. Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего. Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия…. источник | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |