Исповедание царицы – в акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест.
Иконография Креста очень многообразна. Формы и наполненность их усложнялась веками. И Крестов стало очень много. Каждый может выбрать по вкусу. Но Крест Христов был один. Только один!
И традиция изображения Распятия показывает ясно, как был распят на Своем Кресте Господь. Руки простерты вдоль верхней перекладины и пригвождены к ней, ноги прибиты гвоздями к вертикальному столбу, что врыт в каменистую почву. Над головой Распятого — табличка с надписанием.
Традиция распинания на кресте
Вообще-то, распинали римляне по-разному. Мы имеем массу свидетельств, что не всегда этот вид казни был классическим. Например, когда распинать приходилось огромное количество людей, то для этого могли использовать что угодно: столбы, деревья, стены домов, двери.
При исследовании Туринской плащаницы было обнаружено, что пригвождение рук происходило в районе запястья. А найденный в Палестине в захоронении распятого юноши фрагмент пяточной кости, говорит нам, что прибивать ноги могли и одним большим гвоздем в пяточную кость через деревянные досточки. Пожалуй, на этом заканчиваются артефакты, свидетельствующие о древней казни римлян, которую они переняли от карфагенцев.
Но главным в этой казни было само умерщвление посредством удушения. Это и был принцип изуверства на столь ужасной виселице!
Распятие во все времена было самой позорной казнью.
Обычно распинали людей обнаженными, часто обливали тела испражнениями или помоями, чтобы рой мух одолевал несчастных. В распятых нередко кидали камни, умножая кровоточащие раны. Под мучениками на крестах устраивали гнусные представления, которыми унижали достоинство человека.
Казнь на кресте свидетельствовала о полной беспомощности казнимого. В древние времена беспомощных не любили, они становились объектом нападок и унижения.
Почему царица Елена искала орудие казни?
И вот теперь представим женщину, прожившую 80 лет в таком вот восприятии этой казни, которая вдруг полюбила орудие смерти другого человека. Крест!
Для меня всегда стоял вопрос: почему царица Елена, престарелая мать императора Константина, вдруг организовала экспедицию в Элию Капитолину (нынешний Иерусалим) ради одного: найти Крест Христов?! Что именно эту женщину привлекало в такой задаче? Найти орудие казни? Да. Казни Иисуса Христа. Но почему именно орудие казни? Почему не другие артефакты она спешила найти?
Предание и описание Евсевия Кессарийского приоткрывают нам особенности первых письменно зафиксированных раскопок царицы. Она сама не отходила от места раскопок, не только надзирая, но и деятельно участвуя. Престарелая матрона восседала на курульном месте под большим зонтом весь день, невзирая на палящее солнце. Она с интересом наблюдала за работой нанятых копателей, ободряя их мелкими и легкими, как лепестки, золотыми монетами, которые бросала в мусор, что им надлежало выгрести из брошенной цистерны. И это заставляло их быстрее выкидывать мусор, чтобы добраться до желаемого золота.
Свидетельства того, что обретенный Крест — Христов
Огромная цистерна, где проводились археологические раскопки, была вырублена при Ироде Великом, когда возводились стены вокруг Иерусалима. Но после строительства вода оказалась не востребована, и цистерна стала засоряться мусором. Ее местонахождение у Голгофы (традиционного для Иерусалима места казни) определило участь братской могилы для невостребованных казненных тел, которые сбрасывались в цистерну римлянами вместе с патибулумом (перекладиной, к которой пригвождались руки распятых). Т.е. римляне обычно не вынимали гвозди из рук казненных и хоронили их пригвожденными к перекладине.
Гвозди вынимали только родственники убитых, если им удавалось получить тела мертвецов.
Дело в том, что гвозди были бронзовыми и загибались с обратной стороны дерева. Разогнуть их, чтобы вынуть из деревянной перекладины и из тела, было трудно...
В общем, в цистерне за века собралось много костей и патибулумов. Столбы же (статикулум), на которые воздвигали перекладины (патибулум) для распятия, обычно на месте казни стояли постоянно.
Когда Спаситель нес, согласно евангелистам, Свой Крест по Иерусалиму, то речь шла только о верхней перекладине (патибулум), которую по римской традиции тоже называли крукс, т.е. крест.
Его и нашли для царицы Елены в заброшенной цистерне в 326 году от Воплощения Бога Слова. Дело в том, что не только найденная рядом табличка на трех языках “Иисус Назарянин Царь Иудейский” свидетельствовала о настоящем Кресте Господнем, а и то, что из патибулума были вынуты гвозди! Такие перекладины встречались редко, и единственная была возле найденной титулус (таблицы с надписанием). Прочие патибулумы были с гвоздями и останками распятых.
Итак, Крест найден. Принесен царице вместе с титулусом и гвоздями. Дальше епископ Макарий испытывает его вместе с другими крукс на теле покойницы. Та воскресает от прикосновения истинного Древа Животворящего. И это становится поводом для ликования царицы и всей христианской общины. Но вопрос остался открытым: почему для Елены было необходимо найти именно Крест?
Почему именно Его Креста так важно было коснуться?
Боюсь дать исчерпывающий ответ. Но мне видится, что святая Елена, как и древние христиане, видели утверждение веры в жертвенном исповедании. И пламенная проповедь апостола Павла о Кресте была квинтессенцией Христианства того времени.
Для царицы, как и для прочих христиан, было важно коснуться орудия казни их Учителя, как лобзали они орудия казни тех, кто последовал за Учителем. Это был первоисточник их веры. Ведь Господь пострадал для того, чтобы христиане верили и обрели спасение. Орудие казни стало терять значение позора. Раз Он, Христос, был реально распят и Тело Его было снято с Креста и положено в гробницу, значит дальше события развивались в Евангельском ключе обетования. И царственной старухе важно было незадолго перед смертью коснуться символа ее веры, чтобы не бояться. Ее исповедание случилось в этом акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест!
Все остальные находки: Гроб, Голгофа, Вертеп Рождества, Темница Христова, — были обнаружены, раскопаны позже. Но прежде епископ Иерусалима воздвигал перед народом Крест, на котором ранее были пригвожденные руки Христовы — Воскресшего затем Спасителя. И народ восклицал великую молитву: “Господи, помилуй!”.
Обнаружение Креста было важно не только для матери императора. С извлечением этой реликвии из грязи веков стало многое меняться. И уже император Константин запрещает в Империи крестную казнь. А Распятие Христово постепенно приобретает смысл прямо противоположный прежнему — позорному. Со временем над Распятием на иконах на титулусе стали писать краткую надпись: “Царь Славы”. Эта надпись обновила сознание людей в отношении не просто Креста Господня, а самой миссии Принесшего на землю Евангелие. Теперь это не нищий проповедник возвещает невиданные вещи, а Сам Владыка твари царственно зовет с Собой в вечные обители радости Своего Царства. И Крест — лествица в Небо. Он становится сокровищем каждого христианского сердца, которое не прячут в темных сокровищницах, но жаждут воспользоваться им, чтобы Христова победа была реализована в каждом верном.
Потому праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в древности праздновался на уровне Пасхи. И царица Елена стала именоваться равноапостольной. Она не многое проповедовала словесно. Но ее проповедью стало многотрудное обретение стержня всякой христианской проповеди — Креста.
архимандрит Алипий (Светличный)
|