Главная » Объяснения апостольских чтений » Объяснения апостольских чтений. (Кол.3:12-16)

22:35
Объяснения апостольских чтений. (Кол.3:12-16)

Неделя тридцать пятая по Пятидесятнице

Кол.3:12-16

Чтенным в прошедшую неделю учением совлек нас Апостол Божий «ветхаго человека с деянми его»: ныне же проповеданным учением облек нас «в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго» (Кол.3:9-10). Как тогда научил он, кто такой есть ветхий человек, показав составляющие его грехи: так ныне проповедал, кто такой есть новый, показав добродетели, из коих он образуется и составляется. А таким образом преблаженный Апостол, описывая добродетели Святых, и облеченных в нового человека представляя в ризы позлащенные одеянными и преиспещреными, тем самым во всякой душе возбуждает желание облечься в таковое небесное одеяние. Похваляя увещевает, увещевая убеждает, убеждая же привлекает к исполнению добродетелей. Показывает, какая добродетель, имея первенство пред другими, возводит на совершенство, какой нужно восседать яко судии и подвигоположнику, какой добродетели исполнение имеющее в себе и премудрость, должно обитать всегда в сердцах наших, и каким образом должно нам учить и вразумлять самих себя. Блажен тот человек, который запечатлеет в уме своем сие Апостольское учение, и поспешит всеми силами своими исполнить то, чему оно поучает. А поелику те учения удобно напечатлеваются в уме нашем, кои совершенно мы понимаем, для сего потщимся изъяснить предлежащие словеса: вы же, слушатели, попекитесь не только запечатлеть оные в уме вашем, но и исполнить то, что в них содержится, да сподобитесь той славы и блаженства, кои уготованы от Бога хранящим оные.

 
Кол.3:12. 
Братие, облецытеся якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
 
   Восхваляя увещевает всеславный Апостол. Но ежели Колоссаи были избранные, Святые и возлюбленные Божии, то почему завещевает им, чтобы были милосерды, благи, смиренномудры, кротки и долготерпеливы? кто не имеет сих добродетелей, тот не есть ни избранный, ни Святой, ни друг Божий. Поелику убо они были таковы, как сам он говорит, то никакой нужды не имели в таковом увещании. Таковы подлинно они были со стороны Божией: потому что Бог избрал их по оному: «Аз избрах вы от мира» (Ин.15:19). Бог освятил их по ходатайству единородного Сына Своего, Который молился, говоря: «Святи их во истину Твою. За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну» (Ин.17:17, 19). Бог соделал их другами Своими по оному: «вы друзи Мои есте» (Ин.15:14). Были они избранные и Святые, и возлюбленные Божии, со стороны Его таковыми соделавшись благодатию Святого Крещения. Однако ж надлежало, чтобы они и со стороны своей посредством Богоугодных дел таковыми соделались. Завещевает убо им Божественный Апостол, а чрез них и всем нам, во Христа верующим, дабы мы как со стороны Божией есмы избранные, святые и возлюбленные, так и по добрым нашим делам явились достойными избрания, святости и любви той, которую оказал нам Бог. Заметь здесь, сколь приличествует предлежащей цели Апостольской переносное речение сие: «облецытеся». Как светлые одежды украшают тело, так и светлость добродетели украшает дух: и как тело когда обнажится одежд, является гнусным и безобразным: так и душа когда лишится добродетелей, бывает гнусною и безобразною. Сию самую переносную речь употребил и Царе-Пророк Давид, говоря о Господе: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу, и препоясася» (Пс.92:1). Завещав же предреченные добродетели, завещевает потом хранить и другие две добродетели, кои от реченных оных происходят и рождаются. Говорит убо:


 
Кол.3:13. 
Приемлюще друг друга и прощающе себе46, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.
 
   Речение: «дарствующе», значит прощающе, и подобно оному, «дадите ми неправду сию» (2Кор.12:13), то есть, простите. А сие «себе», положил вместо «друг другу», как и у Евангелистов: «глаголюще к себе» (Мк.10:26), то есть, друг к другу: и «прежде бо беста вражду имуща между собою» (Лк.23:12), то есть, друг с другом. Почему тем «приемлюще друг друга», завещевает иметь снисхождение и терпение, а сим «прощающе себе», прощение друг другу погрешений. «Аще кто», говорит, «на кого имать поречение». Ежели имеешь причину винить ближнего твоего, что погрешил он против тебя, то снеси и прости ему прегрешение его. Заметь же, что один милосердый, благий, смиренномудрый, кроткий и долготерпеливый имеет сии две великий добродетели, то есть, снисхождение и расположение к прощению: а немилосердый, злой, гордый, гневливый и вспыльчивый не сносит и не прощает другим погрешения. Посему-то во первых завещал «утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол.3:12), а потом «снисхождение и прощение». А чтобы убедить к исполнению сих двух добродетелей, то представляет пример Иисуса Христа: «якоже и Христос простил есть вам, тако и вы». Как, говорит, Иисус Христос терпеливо понес безумные клеветы и хулы Иудеев, и простил грехи распявших Его, так и вы сносите и прощайте погрешения других. Послушай же, какой добродетели дает Он первенство, поучая, что она есть союз совершенства.


 
Кол.3:14. 
Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства.
 
   Сие «над всеми же сими облекитеся в любовь», — вместо того, чтобы сказать, пред всеми другими добродетелями преимущественно и по особенной причине вложите в сердце ваше любовь. Благословно и праведно сказал так, потому что любовь есть первая и великая заповедь. Она есть исполнение закона и основание Евангельского нравственного учения. Почему же говорит, что она есть «соуз совершенства»? Потому что духовное совершенство не иное что есть, как стечение и исполнение всех добродетелей: все то есть добродетели вместе сошедшись составляют совершенство души. Ежели посмотришь на всякую добродетель, то увидишь, что она произрастает или от любви к Богу, или от любви к ближнему. Не можешь найти добродетели, которая бы не имела начала своего от любви. Ибо всякое дело, не имеющее началом и корнем своим любовь, есть ничто, есть лицемерие и ложь, хотя кажется добродетелию (1Кор.13:3). Почему как все ветви от ствола дерева произрастая, стволом связуются: так и все добродетели от любви происходя, оною связуются. По сей убо причине сказал Апостол, что любовь «есть соуз совершенства». А после завещания о любви поучает и о мире, говоря:


 
Кол.3:15. 
И мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во едином теле, и благодарни бывайте.
 
   Мир имеют часто и злые люди, согласны бывая в делании злых дел: но таковый мир есть мир мирской и вредный. Мир же Божий есть духовный и спасительный. Посему-то сказал, «мир Божий», чтобы различить оный от мирского и вредного мира. Но где любовь, там есть и мир. Почему убо предписав нам облещись в любовь, завещевает, да водворяется в сердцах наших мир? Потому что часто от безрассудной любви один другого обвиняет, и один на другого жалуется (Смот. Злат. в он. месте). Часто любят друг друга два брата или два друга, но поелику мысли их различны, то не престают один другого обвинять, и один другому сопротивляться, почему не имеют мира, хотя и любят друг друга. Что же значит сие «да водворяется, да владычествует в сердцах ваших»? Владычествователями или судьями, мздовоздаятелями назывались те, кои на Еллинских подвижничествах судили, кто были достойны наград, и достойным оные раздавали, как надлежало. Поставил убо премудрый Павел в сердцах наших судилище, завещав, да седит на оном мздовоздаятельный судия — мир. Каким же образом мир судит и награждает, и кто суть подвизающиеся и награждаемые? Ежели, например, обесчестит тебя кто, тотчас восстают в таком случае два подвижника, то есть, помысл отмщения и помысл терпения. Один борется, говоря, сделай отмщение обесчестившему тебя: а другой противоборствует, говоря, претерпи и прости согрешение. Подвизаются равно они оба, да победивши приимут награду. Почему ежели мир Божий седит в сердце твоем, яко судия и мздовоздаятель, то Он осуждает помысл отмщения, и судит достойным награды помысл терпения и прощения, осуждает помысл омщательный, и награждает терпеливый и прощательный. Почему же не сказал, да победит помысл мира, но сказал да владычествует? потому что не восхотел положить в чине борющихся Божественный и неборимый мир, но дал оному достоинство и честь, поставив его судиею и воздаятелем между двумя помыслами, благим и злым. Для сильнейшего изражения сказал то, да владычествует, дабы слышащие сие поставили мир владыкою над помышлениями сердец их. Убеждает же к сему и другим доказательством, говоря: «в оньже и звани бысте во едином теле». В оный, говорит, мир Божий призвал вас Иисус Христос, поставив всех единым телом. Как будет состоять тело, ежели не в мире будут члены его, но сопротивляются друг другу и борются? Где нет мира, там последует разлучение и разделение. Поелику убо сподобились вы быть единым таинственным телом, имеющим главою Самого Иисуса Христа, то мир имейте, «и благодарни бывайте», то есть, приносите Ему и словами и делами благодарение. Сказав же сие о Божественном мире, преходит к завещанию другой добродетели, к завещанию о Слове Божии.



 
Кол.3:16. 
Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.
 
   Слово Христово суть словеса Святого Евангелия, Богоносных Апостолов и Божественных Пророков. Как же вселяется в нас Слово Божие во всякой премудрости? Слушанием Божественных Писаний, чтением и поучением в оных. Когда мы часто и прилежно в оных поучаемся, тогда и память наполняется, и ум обогащается, сердце отрыгает и уста изливают обильные струи Божественного учения. А поелику некоторые с надмением и своемыслием занимаясь Божественными Писаниями впадают в пагубные ереси, другие же без понятия и без рассудка оные читая, и не различая заповедь от совета, делаются суеверными и сожженными «своею совестию» (1Тим.4:2); посему сказал, «во всякой премудрости», то есть, чтобы мы со всякого рода мудростио, и с духовною, и со схоластическою, с благоговейным расположением читали и рассматривали Божественные Писания, и чтобы от оных научались как сами, так и других бы учили. А поелику есть и песни мирские, то есть, такие, кои возбуждают похоти суеты мирские и вожделения плоти, посему сказал: «песнех духовных». Сие же «во благодати», значит с удовольствием и с духовною готовностью, а не со скукою и неприятностию, или нерадением. Приложил же и сие «в сердцах», дабы научить, что не только устами, но и духом надлежит нам воспевать и славословить всеблагого Бога. Сими убо словами научает Апостол, во-первых, тому, чтобы мы почасту со всяким благоразумием занимались Божественными Писаниями, дабы таким образом богатно вселялось в нас Слово Божие; во-вторых, чтобы от Божественных Писаний наставляли и вразумляли как самих себя, так и других; и в-третьих, чтобы с охотою и благодарностию не только устами, но и сердцем приносили Богу песни и славословия.

 
архиепископ Никифор (Феотокис)

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Объяснения апостольских чтений | Просмотров: 498 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar