Главная » О Боге, церкви, вере... » Святость как национальная идея

14:00
Святость как национальная идея
Жизненный путь каждого из нас определяется не случайным стечением обстоятельств, а нашим собственным выбором, умноженным на благословение Божье. Слово «умноженное» означает, что только Господь может приумножить то, над чем мы с вами работаем. Как в притче о талантах: «Тому кто имеет - прибавится, а у того, кто не имеет или думает, что имеет - отнимется». Однако, следует всегда помнить, что приумножение возможно только тогда, когда наши дела являются полезными для нас: «Просите и не получаете - пишет апостола Иаков, - а потому не получаете, не в пользу просите». То есть от того выбора, который каждый из нас должен сделать в своей жизни, в конце концов, зависит сама жизнь. Именно от этого зависит его смысл. Однако, выбор не так уж велик, как нам кажется на первый взгляд.

Так, Писание говорит только о двух путях, которыми может пойти человек - навстречу Богу, или навстречу сатане. Все остальное - лишь ситуативные решения, которые мы принимаем в зависимости от того, каким путем идем. Если окунуться в богословие, то в случае с выбором мы имеем дело, согласно святого Максима Исповедника, с онтологическим и гномическим решениями. Онтологический выбор - это выбор способа бытия, выбор именно между этими двумя путями, о которых говорилось выше. А гномической выбор - это то, как мы реализуем свою онтологию. Проще - если я с Богом (это онтология) - то я буду поститься, то есть каждый день принимать решение, что мне есть, когда и как (а это уже и есть гномической выбор).

Именно с ситуативных решений состоит не только канва, но и общая картина нашей жизни. То, какой она, жизнь, будет, зависит от того, что я делаю в данный момент. Прошлое можно исправить только сегодня, будущее можно сформировать тоже только сегодня, поэтому «сегодня» - самый важный день в моей жизни. И не только для меня, но и для Бога: «В чем застану в том и судить буду», - говорит Христос. Основным моментом здесь становится покаяние как изменение ума, а, точнее, изменение мировосприятия. Можно сказать и так, что покаяние - это возвращение к реальности, восстановление реальности, или тот короткий «миг, который называется жизнь». Покаяние устанавливает связь между моим прошлым и моим будущим, это единственно возможное «время оно» - время без часов, минут, секунд. Время, когда мы находимся перед лицом Божиим без масок и украшений, а просто такими, какие мы на самом деле. Еще раз повторим - это реальная картина нашего бытия.

В этой перспективе можно и нужно говорить о том, что работа над постоянным возвращением к реальности является основной задачей христианина. Важно не только то, как мы видим или воспринимаем мир, в котором мы живем, но и то, как мы видим самих себя, свое место в мире, ведь, в конце концов, наше самосознание формирует и наше восприятие внешней среды и тех процессов, которые происходят в нем.

К тому же, все вышесказанное касается не только отдельно взятого индивида, но и всего общества и народа в целом. Народ, который не может установить связь между своим прошлым и будущим, народ который не может покаяться и исправить свои ошибки, такой народ не живет реальностью. Фантазии, химеры, страшные тени и призраки - это проекция полного отсутствия хоть какого то пребывания в реальном мире. Разумеется, при таком положении вещей, не может идти речь ни о какой национальной самоидентификации (которая имела бы связь с реальным, а не мнимым миром), ни о какой национальной идее и попытке увидеть свою миссию. Отсюда, от невозможности не просто правильно выбрать свой путь, а вообще от невозможности совершить сам выбор (поскольку отсутствует основная составляющая ипостасности, то есть личности - воля) и выплывает безблагодатная жизнь отдельно взятого народа. Божьего благословения нет и не потому, что Бог не хочет благословить, а потому, что нет КОГО благословлять. Есть некая общность людей, объединенных языком, территорией, законами и президентом, но нет настоящего народа, который бы четко осознавал свою миссию, и с Божьим благословением двигался навстречу ее реализации.

Все вышесказанное, касается как каждого из нас в отдельности, так и нас всех вместе взятых, как отдельного сообщества, которое ошибочно почему-то называется «украинский народ». Еще раз повторю, что народ, как и отдельно взятая личность должна иметь свое лицо, свою ипостась, основным признаком которой является умение принимать правильные решения, исправлять неправильные, знать о своем назначении, именно в нем видеть свою миссию, двигаться к ее выполнению, и трезво, непредвзято и без предубеждений смотреть на истинное положение вещей. Другими словами - жить в реальном мире, который находится перед лицом Божьим, ведь для Творца мира нет прошлого и будущего, а есть только «здесь и теперь». Поэтому, если мы хотим быть народом, то нам нужно обязательно решить, что мы будем делать "здесь и теперь». Для этого следует бросить короткий взгляд на то, как данную проблему решали другие народы, но, самое главное, как она решалась теми, кого мы еще пока считаем своими прародителями.

Начнем с народа, который уже самим своим именованием четко указывал на то, что именно он пришел сделать для других - из народа Божьего, из Израиля. Известно, что первым израильтянином был человек по имени Авраам. Житель Аравийского полуострова, он, согласно современным нормам национальной идентификации, был, скорее всего, арабом. Однако, следует запомнить, что для Бога нация - это не генетическая категория, и даже не интеллектуальная, а ... религиозная. Так, членом народа Божьего мог стать каждый, кто а) принимал веру в Бога Израиля, со всеми заповедями и наставлениями и б) принимал обрезание. Причем, вера в Бога была не теоретической декларацией своих возможных убеждений, а практической реализацией культовых требований. Верить надо реально, а не виртуально. И это в древности понимали лучше, чем сейчас. Почему? Потому что была убежденность в том, что именно культ формирует культуру, которая, в свою очередь, влияет на миссию. Однако, следует обязательно помнить, что только правильный культ вообще способен что-то формировать. Дело в том, что только Бог является в полном смысле этого слова Творец. Сатана - в лучшем случае имитатор, а чаще - разрушитель.

Бог один - потому и правильный культ может быть только одним. Все остальное - имитация, сатанинская игра на публику, которая не способна создать что-то хорошее, так как в основе своей имеет ненависть к тому, что называется Божьим и святым. Критерием правильного культа, как и правильной религии (и это не агитация, а констатация) всегда была, есть и останется любовь. Без любви нет ничего - ну культа, ни веры. Нужно говорить о том, что только в христианстве провозглашается истина о том, что Бог есть Любовь? Если нет культа, то это означает, что религия не является формообразующим фактором общества, значит нет и культуры именно этого общества, значит и миссию надо или заимствовать вместе с культурой, или придумать. Однако, как оказывается, «придумывания» миссии, которая не диктовалась религиозной составляющей, или диктовалась неправильной религией (а поверьте, реальность такова, что существует действительно огромное количество неправильных религий. Все они - это игра человеческой фантазии на тему того или иного восприятия Творца. Как у некоторых художников - «автор ТАК видит» проблема в том, что часто никто кроме автора ТАК видеть не может и не будет. Ну что же, сейчас (как в принципе и раньше) существует много средств, которые могут «помочь» увидеть так, как автор - от телевидения и «промывки мозгов» до физического уничтожения «безнадежно слепых») приводит к страшным последствиям. Самый яркий пример тому - Третий Рейх, Германия времен Гитлера.

Построена на основе христианских ценностей, Германия конца 19-го - начала 20-го века достигла почти абсолютной секуляризации (Секуляризация - состояние, при котором общество характеризуется полной розцерковленностью. Подобно тому, как сейчас в Украине - Церковь есть, но ее никто не слышит и не воспринимает). Лучшее морально-нравственное чувство немцев было выражено словами Фридриха Ницше: «Бог умер». Почему так произошло? Скорее всего, потому, что немецкий народ увидел свое назначение не в верности Богу, а в достижении вполне земных и меркантильных целей. Земных - в прямом смысле этого слова, ведь название страны «Дойчланд» говорит о географическом или даже картографическом, самосознании немецкого народа - «земля, собранная вместе», или Большая Германия. Да, можно утверждать, что большое влияние на разрушение религиозной идентичности народа и его перевод в экономическую идентичность, произвели как католицизм, так и протестантизм. Католицизм потому, что не смог обеспечить правильное понимание своей миссии, протестантизм - потому, что фактически разрушил то, что не удалось разрушить католикам. И если Израиль - это народ для Бога, то Большая Германия - это народ для денег.

Отсутствие в мировосприятии Бога в качестве Творца заставило фашистов не только принять другое видение происхождения мира - теорию эволюции Дарвина, но и попробовать в реальности воссоздать свои эволюционные фантазии и уничтожить тех, кого они считали слабее себя. Миссия, придуманная славными германцами, навсегда покалечила их историческое наследие и прошлое, потому что попытки построить реальность с помощью обманчивых иллюзий всегда оборачивается смертью того, кто строит. Не видя ни одной ступеньки, которая вела вверх, к Богу, Который есть Любовь, Гитлер выбрал путь вниз, к сатане, который является ненавистью. Каждый, кто ненавидит другого, идет путем Гитлера. Ненависть способна продуцировать благосостояние, а способна лишь уничтожать и разрушать тех, в ком она живет. И чем больше ненависти в нас и вокруг нас, тем больше вероятность того, что она нас уничтожит. Среди собак, которые несут груз, побеждает всегда та, которую хозяин кормит. Так, немцы не исчезли с лица земли. Но на сегодня они перестали быть настоящим народом, а превратились в определенное количество людей, которые живут на заданной территории и разговаривают на почти одинаковом языке. Какая миссия этого народа? О чем он еще может сообщить миру? Вопрос, как мы видим, риторический.

Фактически, то же самое ждет и другие народы, которые «во главу угла» не ставят те нормы и законы, которые прописаны в Священном Писании. Империи исчезают не потому, что народ прекращает подчиняться императору, а потому, что народ начинает служить не тому Богу. Примеров тому более чем достаточно.

С этой точки зрения, пришло время взглянуть и на наш народ. Есть ли у нас миссия? Имеем ли мы, украинцы, некое послание к внешнему миру? Знаем ли мы куда идем? Что нам следует сделать, чтобы наш путь был единственно верным? На все эти вопросы, как я думаю, ответы есть. Правда, большинство из них неутешительны. Пока что. Время еще есть и исправить, пока жив, можно что угодно. Дело только в том, с чего начать, что взять за основу?

Конечно, за основу нашей миссии мы должны отвести свой взгляд в глубину веков и понять, благодаря чему мы появились как народ. Велес? Мокоша? Стрибог? Сварог? Нет, все «язык бесове», языческие бесы, слуги сатаны, которые не способны объединять и сеют смерть и раздор. Сейчас, к сожалению, нам все чаще говорят о язычестве как о некой «вере предков». Но вопрос, каких именно предков? Дулебов, древлян, полян? Ведь, если бы не христианство, то даже разговор ни о каких предках мы бы с вами не вели. Не было бы ни народа, ни нас с вами. Объединить может только Господь Иисус Христос: "Егда вознесен буду, всех привлеку к себе». Христос притягивает к себе различные славянские народы и из них образует государство, основная идея которого выражалась через название Святая Киевская Русь. Здесь нет даже малейшего намека на превалирование земного или материального в сознании тех, кто жил на этой территории. И если для того, чтобы стать иудеем, нужно было верой принять Бога Авраама, Исаака и Иакова, а также соблюдать установления Торы, то для того чтобы стать русином, надо еще стремиться к святости, реализовывать идеал святости как основной жизненный смысловой фактор.

Иудей не видел в святости смысла своей жизни, так как считал себя и без этого достойным Богообщения. Немец (европеец) не видит необходимости в святости, потому что ему хорошо и здесь, на земле. Он в принципе не стремится на небо - а то, что тело умирает и разлагается и становится кормом червей, он воспринимает как закономерный круговорот жизни. Все заканчивается здесь, все есть только здесь, а, следовательно, и жить нужно и можно только здесь - вот его функция. «Ешь, пей, веселись, потому что завтра умрешь» - это девиз. Бессмертие души - проблема, о которой предпочитают молчать. Вот и вся мораль. И совсем другое мировосприятие было у наших предков. Да, в Бога надо верить. Да, его установки надо выполнять. Да, мы живем в теле и на земле. Но наша Родина - не здесь. Наши стремления - не земля и тело, а Небо и душа.

Земля - ​​это только конкретное место, с которого ты можешь начать путь к Богу, путь к святости. Поэтому, возможно, и люди, которые работали на земле, назывались в Киевской Руси «крестьянами» - то есть христианами. Земля напоминала о смерти, о бренности и смертность всего живого. Но она же сообщала о воскресении. Одновременно находиться и в земном, и в небесном измерении бытия - вот, что удалось Киевской Руси. Наши предки смогли избежать религиозной гордыни, которая не дает увидеть путь к Богу, и меркантильной слепоты, которая направляет человека к сатане. Идеал святости давал им возможность исправлять прошлое и проектировать будущее. Святость - это реальность, которая требует актуализации, то есть, она не может быть только декларированной, а должна обязательно проявлять себя. Вот это и есть миссия нашего народа - нести святость в мир, в котором мы живем: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, что есть на небесах».

Только этот идеал может стать объединяющим фактором для нас. Только в святости мы сможем реализовать себя. Только в святости мы можем увидеть свою миссию. И только через святость мы можем стать настоящим народом.

 

священник Тарасий Забудько

uoj.org.ua

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: О Боге, церкви, вере... | Просмотров: 446 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar