Главная » ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ » Вербное воскресенье: 1 апреля 2018 года

12:15
Вербное воскресенье: 1 апреля 2018 года

Что такое Вербное воскресенье?

 
Вход Господень в Иерусалим — это переходящий двунадесятый праздник, то есть один из главных христианских праздников, в которые мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Он всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. Следует сразу за Лазаревой субботой, эти праздники тесно связаны между собой.

В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем. Верующие идут в храмы с веточками и целыми букетами вербы. Священник освящает вербы в субботу на всенощном бдении и в воскресенье после Божественной литургии. У этой красивой традиции интересное происхождение. 

 
Вход Господень в Иерусалим — событие, которое описывают все четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. После воскрешения своего друга Лазаря Христос отправился в Иерусалим на праздновение Пасхи. Это было за шесть дней до этого главного иудейского праздника.

За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.

На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.
 
Когда празднуется Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи.
 
Как поститься в Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим — один из двух праздников в период Великого поста, когда к постному столу разрешается прибавлять рыбу.
 
 

События Вербного воскресенья

 
Вход Господень в Иерусалим
 
Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Весной 30-го года н. э., накануне еврейской Пасхи, прокуратор Иудеи Понтий Пилат приехал в город, чтобы, если потребуется, предотвратить мятеж среди местного населения — подданных Римской империи. На Пасху в столицу стекались толпы народа, это был главный в году иудейский праздник.
 
Иисус Христос, как и все иудеи, тоже отправился в Иерусалим. Прямо после чудесного события — Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и уверились: Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. Он взойдет на царский престол и освободит страну от власти языческого Рима.
 
Именно за народную любовь иудейские первосвященники были злы на Христа. «Кто Он такой, чтобы называть себя Мессией?», — думали они. Первосвященники решили убить и Его, и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
 
Несмотря на гнев первосвященников и словно в подтверждение народных надежд на нового царя, Христос отсправляется в столицу. Это происходит за шесть дней до Пасхи. Но, к удивлению всех, Он въезжает в городские ворота не на коне, не с мечом, как подобает революционеру-освободителю, а на ослике. Этот ослик, на котором восседает Иисус, — символ неотмирности Царства, которое Он проповедует людям.
 
Вход Господень в Иерусалим
 
И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями, тем самым оказывая Христу царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»)
 
Пройдет несколько дней, и та же толпа, разочарованная тем, что Христос не свергнул Римское господство, будет требовать: «Распни, распни Его!»…
 
Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.
 
Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который мы называем Страстной седмицей.


 

Фильмы и видео о Вербном воскресении


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ


 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ЛЕТО ГОСПОДНЕ


 

Традиции Вербного воскресенья


Самая яркая традиция Вербного воскресенья в России — приносить в храмы и дома распустившиеся веточки вербы и кустов, похожих на вербу. В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали Его дорогу в Иерусалим цветами, ветвями пальмы и лавра.

Веточки вербы освящаются накануне — на Всенощном бдении в Лазареву субботу. Священник совершает чин освящения после чтения Евангелия.

В народе существует немало старинных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем. Например, люди хранят освященную в храме вербу в течение всего года — до следующей Пасхи. Веточки ставят в вазы, украшают ими домашний иконостас.
 
 

Обряд шествия на осляти

 
С XVII века в России известен обряд «шествия на осляти». Его совершали в Вербное воскресенье, вспоминая, как Христос въехал в ворота Иерусалима на ослике накануне событий Страстной седмицы. Вот так, кротко и смиренно, Спаситель появился в столице Израиля, люди же встречали Его с царскими почестями — устилали путь пальмовыми ветвями, бросали свои одежды под копыта ослика.
 
В середине XVII столетия, во время патриаршества Никона и царствования Алексея Михайловича, обряд «шествия на осляти» совершался особенно пышно. Шествие начиналось от Царской площади у собора Василия Блаженного. Там патриарх и царь облачались в богато украшенные одежды.
 
На Лобном месте православному люду раздавали вербы. Иногда — даже пальмовые ветви, из привозили специально из Персии. Потом, как сообщают письменные источники, царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лощадь, на которой сидел патриарх. Так они шли в Кремль.
 
Впереди ехала повозка, запряженная лошадьми в расшитых попонах. На ней стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветвях деревьев сидели дети в костюмах ангелов.
 
Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Сидящий на лошади патриарх осенял народ крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве начинал звучать колокольный звон.
 
Этот обычай упразднили в период правления Петра I, так как император считал унизительным для царской особы вести лошадь, на которой сидит патриарх.
 
 

Вербное воскресенье в других странах

 
О традициях Вербного воскресенья на Украине, в Белоруссии, Чехии и других странах
 
Некоторые народные обычаи, связанные с Вербным воскресеньем, похожи в разных странах. Есть и уникальные, которые можно встретить, например, только на Украине или в Чехии.
 
 
Обычай легонько бить вербой людей или домашний скот был распространен у восточных и частично южных славян, у поляков и чехов. Утром, после освящения вербы, люди собирались около храма или у дома и легонько стегали друг друга веточками, говоря присловья. Например, на Украине приговаривали: «Не я бью, верба бье. За тыждень — Велыкдень; Будь велыкій, як верба, А здоровый, як вода, А богатый, як земля». В Белоруссии: «Вярба б’е — не я б’ю; За тыдзень — Вялікдзень. Хвора у лес, на верас, А здароўе у косці. Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба». Чаще всего взрослые стегали детвору, чтобы дети росли здоровыми.
 
 
Хлестали вербами и домашний скот. В Белоруссии после этого крестьяне шли в огород или на поле и там втыкали ветку вербы в землю, чтобы урожай был хороший.
 
 
В Белоруссии в начале XIX века в храмах освящали большую вербу с корнями. После службы обламывали ветки и разносили их по домам.
 
В Польше парни и девушки стегали друг друга вербочками, называя их «пальмы» («palmowata się») и приговаривая: «Palma bije nie ja bije. Wielki Dzień za tydzień» («Пальма бьет, не я бью. Пасха через неделю»).
 
На Украине был обычай глотать вербные почки. Дети ели почки, «щоб горло не болио». В Белоруссии, как и некоторых областях России, пушистые шишечки вербы запекали в хлеб и скармливали скоту.
 
 
На кладбище вербные ветки носили во многих странах: на Украине, в Словакии, в Хорватии, в Болгарии. Их оставляли на могилах родных или втыкали в землю. У болгар-капанцев (северо-восток Болгарии) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой. Там кадили на могиле, втыкали в нее вербу и жгли огонь.
 
 

Особенности богослужения Вербного воскресенья


Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное воскресенье) — один из двунадесятых праздников. Таких праздников в церковном календаре 12, все они связаны с главными новозаветными событиями.
 
Это переходящий праздник, его дата зависит от даты Воскресения Христова. Вход Господень в Иерусалим всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. У этого праздники нет предпразднства и попразднства, потому что его окружают дни поста: Великий пост до и Страстная седмица после.
 
Если на Вербное воскресенье приходится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, службы этих праздников соединяются.
 
На праздник поются два тропаря: первый — «Общее воскресение», второй — «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».
 
После полиелея (часть праздничной утрени от начала пения псалмов до чтения канона) поется величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
 
Во время чтения 50-го псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг веток вербы. Священник читает молитву на «благословение ваий». После этого трижды окропляет ветки вербы, говоря: «Освящаются ваия сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».
 
Когда молящиеся подходят к Евангелию и иконе, им раздают ветки вербы. С этими веточками и зажженными свечами в руках они стоят во время пения канона.
 
Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Великого поста к Страстной Седмице.
 
 

Молитва в день Входа Господня в Иерусалим

 
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

 
Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
 
Кондак, глас 1
На престол на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
 
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.
 
 

Икона Вход Господень в Иерусалим

Иконография Вербного воскресенья
 
Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим основана, в частности, на тексте Евангелия от Матфея: «Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 7–9).
 
Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. К таким моментам можно отнести образ нарядного Иерусалима – белые или красные строения, яркие одежды на встречающих Христа.
 
Центральным изображением на иконе является фигура Господа, Который въезжает в город на осле. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову в сторону идущих за Ним апостолов, (в других вариантах – в сторону Иерусалима). Движением правой руки Он благословляет встречающих Его людей.
 
Verbnoe-icon
 
Группа апостолов, идущая за Христом, пишется на иконе слева. Ученики Господа изображаются спорящими между собой, так как сначала они не понимали, для чего необходимо было Спасителю так торжественно входить в город. Позже они осознали, что в этом исполнилось пророчество Захарии о Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).
 
Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, — они встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости, с ней евреи встречали знатных людей и полководцев. Здесь люди приветствуют Христа как Победителя смерти.
 
Перед ослом еще пишется фигура ребенка, который постилает под ноги животного свои одежды. Дети также являются частью процессии, встречающей Мессию. Постиланием одежд под ноги евреи встречали помазанников на царство. На иконе этот сюжет связан с тем, что Христос является Помазанником на Царство Божие.

 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Стихотворение

Когда неправда обвиняет,
Мы поминаем Божий суд:
Напрасно молнии сверкают,
Людские громы не убьют…
А нет, выходит, не напрасно.
Страстну́ю знаем наперёд.
И к смерти рабской и ужасной
Жребя́ Царя царей несёт.
Вон исцелённые стоят,
С детьми осанною гремят.
 
О люди! По любому счёту
Мы не имеем права жить!
Речь не о тех, кто в нечистотах,
О мёртвых что и говорить!
Да как же так могло случиться,
Что Жизнь никто не защитил?
Мир потому самоубийца,
Что выбор свой не отменил.
Глаза от Правды отвернул
И в развлеченьях утонул.
 
Листвой, одеждой застилают
Дорогу в Иерусалим!
Шумят, бегут, провозглашают…
День ликованья! А за ним –
Демократичный суд Пилата,
Архиерейская молва,
Правозащитные солдаты,
И терноносная Глава!
Ведь знают, что Его распнут,
И до́смерти пред смертью бьют!
 
Зачем прибиты ноги, руки?
Пилаты, старцы там и тут.
Иного Рима недоумки
Порядок новый стерегут.
А мы, идущие за Светом?
Не жалим ли Его Главу?
Давно устал быть в мире этом
Да вот наказан, всё живу!
Видать, моей нечистоте
Там места не нашлось нигде.
 
20 апреля 2008 г., скит Ветрово.
Вход Господень в Иерусалим.
Иеромонах Роман (Матюшин)


 

Текст службы Входу Господню во Иерусалим.
PDF-формат

 
Предлагаем текст службы Входу Господню во Иерусалим (Всенощное бдение и Божественная Литургия), с переводом на русский язык и изъяснением, подготовленный обществом им. М. Н. Скабаллановича.
Скачать
  

Читайте также другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение)


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ | Просмотров: 895 | Добавил: Православие | Теги: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, 24 апреля, Вербное воскресенье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar