Главная » О Боге, церкви, вере... » Жизнь по вере митрополита Агапита

16:00
Жизнь по вере митрополита Агапита
Если в центре нашего бытия есть место для Христа, то и в жизни будет порядок - уверен митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит (Бевцик). 


- Владыка, как Вы пришли к вере, что повлияло?

- Родился я на Буковине, в селе Давыдовцы, в котором родился ныне покойный митрополит Никодим (Руснак). В селе помнили владыку, знали его с юных лет. Когда он еще молодым ушел в Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь, все это обсуждали. Крестьяне были верующими, еще до революции, до Первой мировой войны бывали на Афоне, часто ходили крестными ходами. Также здесь действовал храм в честь Архистратига Божьего Михаила, который просуществовал до 90-х годов. А в 90-х годах как раз с помощью митрополита Никодима на месте старого был построен новый храм в честь Архистратига Михаила.

Все это наложило отпечаток на мою жизнь и жизнь других священнослужителей нашего села. Сейчас человек пять - молодых ребят, которые недавно закончили семинарию, приняли священный сан, несут послушание на Буковине, в Черновицкой епархии. Можно сказать, что именно владыка Никодим привил нам такую ​​любовь к священству и монашеству.

Известно, что наш Архистратиго-Михайловский храм в селе закрывался в 60-х годах, но люди восстали, объявили забастовку, не выходили на работу - а тогда уже были колхозы. Власти пошли на уступки - и открыла храм. Но через некоторое время храм был снова закрыт, формально, а неформально - там постоянно совершались службы при любой советской власти, но без священнослужителя. Люди сами собирались в храме служили утреннюю службу, вечернюю, изобразительны без евхаристического канона. И вот я ходил в такой храм. Мои родители были простые крестьяне, также ходили в наш храм - и баба, и мать, и отец. Сейчас они уже покойные.

Владыка Никодим знал о ситуации с храмом и ходатайствовал, чтобы дали священника, но, видно, у безбожной власти было предчувствие, что из нашего села выйдут будущие священники, епископы, посвятят свою жизнь служению Богу.

- Митрополит Никодим - знаменательная фигура в Украинской Православной Церкви. Мы знаем, что в 1991-м году, когда нужно было выбрать нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви и ставился вопрос: быть в канонической Церкви, или в расколе - именно владыка Никодим собрал и провел Архиерейский Собор в Харькове, где Предстоятелем был избран Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан).

- Это его большая заслуга - благодаря ему наша Церковь была утверждена, все епископы были собраны в Харькове, а в те времена было это было не так просто осуществить. 1991 год, коммунисты еще были на должностях и хотели, чтобы все было по-ихнему. Но владыка Никодим имел весомый авторитет, и было принято решение: в Украине быть - канонической Православной Церкви.

Вот такой наш земляк - владыка Никодим (Руснак). Я его тоже хорошо знал, мы с ним хорошо общались, он всегда радушно меня встречал, интересовался, как дела в деревне: кто живет, кто уехал, кто ходит в церковь. Он, к слову, был один у матери, и свой дом, после ее смерти, подарил бедным людям. В общем, это характерно для буковинцев, и я рад, что сейчас нашу Церковь возглавляет Блаженнейший Мирополит Онуфрий - тоже из Буковины, из священнического рода. А на Буковине священники и епископы воспитанные в крепкой канонической православной вере. Так что имеем надежного Предстоятеля Церкви, который будет вести этот корабль к спасению. Это однозначно. Митрополиты Никодим и Онуфрий, можно сказать, дружили, всегда встречались, общались, как бывали в Черновцах. Такая вот преемственность поколений в Буковине.

После обучения в школе и музыкальном училище я попал в армию, а потом у меня появилось горячее желание поступить в духовную семинарию. По благословению Черновицкого и Буковинского владыки Варлаама я попал в Вильнюс - в Свято-Духов монастырь.

К слову, до католицизма литовцы были православными, потому что литовские князья брали в жены московских княгинь, а вместе с ними в Литву прибывали и священники.

Свято-Духов монастырь был построен в 1460-х годах, имеет свои традиции и за свою историю ни разу не закрывался. Он известен также тем, что в обители покоятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

- Вильнюсский монастырь - достойный, даже в советское время там можно было увидеть настоящих старцев, которые бывали в Псково-Печерском монастыре, дружили с его подвижниками.

- Да это так. Старец Николай (Гурьянов) с острова Залит был насельником этого монастыря. Кто слышал о псковских старцах, знает - все они побывали в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе.

Этот монастырь действует до сегодняшнего дня, здесь подвизается много братии, сюда постоянно приезжают паломники отовсюду. В советские времена Свято-Духов монастырь Вильнюса был одним из немногих открытых - а их можно было сосчитать на пальцах одной руки. И тогда, и сегодня, когда заходил в этот монастырь, всегда чувствовал и горячую молитву, и монашеский дух.

Я тогда, в 1985 году, попал в этот монастырь, чтобы получить направление в духовную семинарию. Наместник обители пригласил меня стать его келейником. Так я служил в монастыре Вильнюса до 1988 года. В том же году меня пригласил владыка Ионафан (Елецьких), который тогда стал наместником Киево-Печерской Лавры. А я его знал, потому что он был преподавателем в Санкт-Петербурге и всегда заезжал по дороге в Вильнюс в монастырь.
Так получилось, что после празднования 1000-летия Крещения Руси я получил благословение ехать в Киев.

Киево-Печерская Лавра встретила меня прекрасно - в Киеве тогда был духовный подъем. Чувствовалось благоговение. Людей и в Дальних пещерах (Ближние пещеры еще были закрыты), и во время богослужений было всегда много. Первые месяцы мы жили на улице, потом нам уже дали помещение. Меня благословили нести послушание первого просфорника. Монашескую жизнь я уже знал - был три года послушником, поэтому проблем не было. А верующих тогда было столько, что в воскресенье на праздник мы пекли по 30 000 просфор.

- Что в те годы Вы искали в Православии?

- Не думаю, что было какое-то прозрение или наитие. (улыбается) Может, любопытство, любознательность - знать больше о вере, о Церкви.

Я занимался музыкой, окончил музыкальное училище, служил в военном оркестре, но мне было не интересно. О Церкви узнать было интересно. Но так получилось, что в семинарию я не поступил. Пожив в монастыре, я понял: мой путь к спасению - монашество. Так в 1988-м году, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Киево-Печерской Лавре я был пострижен в монахи, одним из первых. Постригал меня владыка Ионафан (Елецких), а восприемниками был ахримандрит Софроний (Шинкаренко). Сейчас он наместник мужского монастыря в селе Княжичи, Киевская области.

Каким был Киев в 1988 году? На всю столицу действовало четыре храма. Если ты приехал в Киев и верующий - тебя никто не пропишет и на работу не возьмет. Все шло через исполком - характеристика с места работы, ходатайство трудового коллектива. Много было атеистов, безбожников - верующему было тяжело здесь устроиться.

Даже после празднования 1000-летия Крещения Руси Киево-Печерской Лавре отдали только Дальние пещеры, а больше ни о чем и речь не шла. Хотя все знали, что до революции в Киеве действовало 10 монастырей.

Когда Лавру отдали Церкви, то каждый корпус приходилось отвоевывать. Сами работники заповедника иногда устраивали преграды. Никто не отдавал нам цивилизованно помещения, мол «мы освобождаем, людей переводим ...», - все надо было самим расчищать, переселять, делать ремонты, реставрировать и тому подобное. И все на свой страх, никто не давал разрешение - а мы все делали, чтобы только спасти лаврские памятники архитектуры. Уже потом Церкви передали Ближние пещеры.

- А как Вы попали в Троицкий Ионинский монастырь, начали его возрождать?

- В 1991 году стали открываться храмы и монастыри. С Выдубицкого монастыря поступила информация, что наверху есть Ионинская церковь, и есть угроза, что ее передадут униатам. Кравчук тогда побывал в Западной Украине и пообещал греко-католикам отдать этот храм. Они уже и общину свою прислали и стали "служить" у храма. Но исторически на том месте была наша православная обитель - в то время в Почаевской Лавре еще были живы монахи, которые помнили Ионинский монастырь.

Меня туда сразу направили - а я имел машину, привозил туда хор. Церковный хор тогда тяжело было собрать, потому что первые службы совершались на улице. Когда мы зашли в храм, оказалось, что нет крыши. Но главное для нас было - спасти эту святыню, чтобы ее никто не забрал.

Благословение на возрождение монастыря я брал еще у Филарета (Денисенко). Но он не хотел, чтобы там был мужской монастырь, и дал мне там служить с такой установкой: пока не найдет туда мирского священника - женатого. Понятно, что и руководство Академии наук Украины, и Ботанического сада были против монастыря.

Без согласия Ботанического сада невозможно было ни общество зарегистрировать, ни вообще вести строительные работы. Но так Господь устроил, по молитвам преподобного Ионы - мы и мощи вернули, и общество зарегистрировали, и устав монастыря разработали. Чудеса тогда в Ионинском происходили постоянно, но больше всего Промысел Божий было видно, когда вернули мощи преподобного Ионы.

Мощи были найдены в 1994 году. Нашли могилу преподобного Ионы, нашли архимандрита Игоря, который перезахоронил тело старца в 1960 году. Тогда сказали: «Если есть родственники, то пусть перезахоронят. А если - нет, то мы его где-то похороним как безымянного ». А из церкви хотели сделать ВДНХ. Поэтому архимандрит Игорь перезахоронил старца как своего родственника. Тело преподобного Ионы тогда уже было без головы.

Склеп, где были его мощи, говорят, раскрыли в советские времена и головой старца в футбол играли в ботаническом саду. То, что останки старца были без головы - было одним из признаков того. Когда мы нашли могилу преп. Ионы Киевского, то по наитию Святого Духа стало понятно, что надо переносить преподобного.

Трудно было. Ботанический сад - это одна из структур Академии наук, а в советские времена это - государство в государстве: свои законы, свои земли, свои работники, награды и повышения. Никто, даже Президент страны, не мог влиять на решение руководства Ботанического сада, потому что у них есть президент Академии наук.

Слава Богу, у нас были хорошие отношения с директором Ботанического сада Натальей Черниченко, но, разумеется, без президента АН Украины она не могла подписать никакой документ. Сразу нам сказала: «Вы служите, мы вам не мешаем, но никакие документы мы вам не подпишем».

Кстати, у нас была такая сплоченная община - подошли к мэрии, и когда там отказались подписывать, объявили голодовку, вызвали телевидение. Уже на второй день нам подписали документы. Но тогда только общину зарегистрировали, о монастыре и речи не могло идти!

Храм нам так и не передали, а нам нужна была хотя бы печать - как разрешение нашего там нахождения. Потому что нас могли в любое время попросить из Ботанического сада как с режимного объекта, и передать храм кому угодно - например, униатам. Но с Божьей помощью и молитвами преподобного Ионы общине удалось выхлопотать документ о передаче нам монастыря.

Могилу преподобного Ионы мы открывали ночью, без огласки, потому что нас бы заставили проводить эксгумацию тела, различные анализы. Господь дал нам отвагу, мужество - сегодня даже удивляешься, и мы с братией пошли ночью с фонарем, свечами, пели Псалтирь, на могилу старца.

Раскопали могилу, нашли гроб подняли - и пошли прямо так с гробом ...

Кстати, когда я поднимал мощи преподобного Алексея Карпаторусского, в Хусте, то ко мне приходили люди и говорили: «Закопайте назад, может беда быть». Такие были девяностые годы, люди боялись всего.

В Ионинском монастыре я нес послушание до 1998-го года. А в 1998 году я был направлен епископом на Хустскую кафедру. Тогдашний Хустский епископ Мефодий (Петровцы), родной брат Хустского митрополита Марка, пошел на покой. С владыкой Мефодием мы были знакомы - познакомились еще в Вильнюсе, где он был регентом-уставщиком братского хора и благочинным обители, имел очень хороший голос. Когда он ушел на покой, то Блаженнейший Владимир, зная, что мы дружим, и по просьбе священников, чтобы я был преемником на Хустской кафедре, благословил меня возглавить епархию.

- И Вы оставили после себя преемником ...

- Летом Блаженнейший Митрополит Владимир служил у нас в Ионинском службу и сказал, что нужно выбирать, кто будет преемником в Ионинском. Я сразу подвел игумена Иону (Черепанова) (сегодня - епископ, председатель Синодального молодежного отдела УПЦ) и говорю: «Он один из первых пришел».

Владыка Иона пришел в Киево-Печерскую Лавру в 1990 году, нес различные послушания. Крестили его в Днепре - он хотел, чтобы было по канонам, с полным погружением. Все время он был такой - чтобы все было строго по православной традиции. В Киево-Печерской Лавре, в пещерах, я постригал его.

Поскольку он еще не был готов вступать в число братии Киево-Печерской Лавры, я пригласил его в Ионинский монастырь - нести послушание звонаря и другие.

... Было трудно. Не было крыши, служили в морозном помещении, часто не было, что поесть. Но Господь давал силы и отвагу. Все в Ионинском монастыре монахи построили своими руками ...

Мужество - это добродетель. Если нет мужества, ты можешь быть благородным, но будешь - как тряпка. Монах должен быть мужественным. Надо, чтобы хоть кто-то один был мужественным, а другим будет легче подражать. И одной из добродетелей, которая была у Ионинской братии и у меня, - как раз мужество. Без мужества - нельзя! Люди видят, если у тебя решимости нет, значит можно закрыть перед тобой двери и сказать: "Подождите!".

Кстати, когда я уже уезжал из Ионинского монастыря, то приняла крещение и директор Ботанического сада Наталья.

- Какие еще святые, кроме прп. Ионы Киевского, сыграли важную роль в вашей жизни?

- Преподобный Иона - значимый святой, в моей жизни он сыграл чрезвычайную роль. После в моей жизни занял особое место преподобный Алексий Карпаторусский - я сам готовил документы на канонизацию. А в Северодонецкой епархии были найдены мощи блаженной Параскевы Старобельской и святого Димитрия Горского.

В Евангелии написано, что если тебя соблазняет твоя правая рука, нужно отсечь ее. Отшельник Димитрий Горский так и поступил - покалечил свою правую руку. И когда мы нашли его мощи, то правая рука его сухая. Вот такие люди были. Он еще до революции жил, не был ни монахом, ни священником, молился в пещере, но люди так или иначе к нему приходили. И даже когда после революции его уже похоронили - люди приходили к нему на могилу. А комсомольцы умудрились там лошадь дохлую закопать, чтобы там был запах. Но люди все равно шли. В том месте, где нам указали люди, мы и нашли мощи святого Димитрия - в селе Осиново, в Северодонецкой епархии.

А Параскева Старобельска была юродивой и до революции жила в Старобельском монастыре. Она предсказывала, что придет время, когда закроют монастыри, разрушат храмы. Ей не верили, хотя много было таких предсказаний. И монахинь она разгоняла, и говорила людям запасаться картошкой - мол, потом будете жалеть, если не запасетесь. Одному мужчине сказала кукурузу закопать - он послушался, а потом, когда голод был, откапывал кукурузу и тем спасался.

Прожила она до 1942 года в Лисичанске, и говорят, даже немцы к ней приходили, чтобы узнать, что их ждет впереди. Также наши люди приходили - узнавать о своих отцах, сыновьях - все Господь открывал ей. И после смерти многие приходили на ее могилу.

Старица много сделала, чтобы не допустить торжества «обновленцев». Луганщина - пролетарский край. И если в Киеве закрывали Лавру в 1930-х годах, то Старобельский монастырь был закрыт уже в 1919 году. Были такие «летучие отряды» - рабочих и шахтеров после смены сажали на лошадей, давали сабли и говорили, куда нужно ехать. Вот одну из таких наводок дали в монастырь. Залетают - и всех, кто попадается, рубят на смерть. Даже епископу так отрубили голову. Жестокость была страшная.

Параскеву сажали в тюрьму, в ссылке она была. Но и после этого она продолжала поучать людей: в этот храм не ходите, ходите в другой. И люди прислушивались. Благодаря этому стихло обновленчество на Луганщине. А без этого людей трудно было сохранить в канонической Церкви, тогда была модна «своя церковь».

Когда Параскева была в ссылке, начальник тюрьмы хотел посмеяться над ней, дали ей обувь 46 размера, а она носила 38. Заставили ее ухаживать за цветами в такой обуви, а сами смеются. Она говорит начальнику лагеря: «Ты не смейся, а иди домой. Потому что у тебя единственный ребенок, и сейчас он умрет ». Он прибежал домой, а ребенок, действительно, едва не погиб. И больше Параскеву не трогали. А был такой случай, когда ей на этапе явился вмч. Георгий и сказал, что она может идти - никто ее не тронет. И она вышла из колонны и пошла до Лисичанска. Вот такие святые люди были.

- Насколько отличаются люди и условия в приграничных епархиях?

- Первая епархия, которую я возглавлял как епископ, была Хустской, затем - Мукачевская, затем - Северодонецкая, теперь - Могилев-Подольская. Венгрия, Румыния, Словакия, Польша, Россия, Молдова - соседние государства этих епархий.

Благодаря Православию в Закарпатье сохранилась народность закарпатцев. Всю свою историю они были или под мадьярами, или под чехами, или под румынами. Но они были православными, ибо сохранили свою веру, свой язык - славянский язык. Все это сохранилось. Но что особенно отличает пограничные епархии, так это многонациональность. Для священника служить там - большая ответственность, нужно всегда быть, что называется, на высоте.

Семьи там смешанные, люди внимательно относятся к священнику: смотрят, что католический священник, допустим, порядочный, а православный нет - и могут перейти в унию. Но, слава Богу, Закарпатье дает много священнослужителей. Советская власть туда пришла в 1946 году, но закарпатцы Закон Божий учили и знали. В советское время многие священнослужители были из Закарпатья. И одни из самых достойных остались на месте.

Люди здесь хорошо службу знают - в Закарпатье храмы не закрывались, существует традиция, что во время богослужения весь храм поет. Там если человек называет себя православным, то он действительно православный. Его не смущают мелкие скандальчики, он не собирает сплетен - если местный священник оказался в чем-то не на высоте, прихожанин не так разочаровывается, как это бывает, скажем, в Киеве. Показали в новостях священника подвыпившего, и уже отовсюду: «Ой, горе!». В Закарпатье никто бы даже внимания не обратил. Священник - тоже человек. И если он где-то упал, то должен подняться. Это его личное дело, его личная жизнь, он сам будет за это давать ответ. У него есть семья и есть кому за него переживать. Надо переживать за себя.

В Закарпатье чувствуется, кто верен Православной Церкви, и можно быть уверенным: они не отпадут. Это однозначно! И вера, и церковные обряды здесь поддерживаются семьей. Но на первый взгляд может показаться, что в Закарпатье преобладает обрядность. Однако если начнутся гонения, вы увидите, что очень многие люди даже жизнью своей пожертвуют, чтобы только веру сохранить. Доминирующая Церковь в Закарпатье Православная - более 700 приходов в районе, где население - миллион сто тысяч.

- А что уникального в Могилев-Подольской епархии и что ее отличает от всех других?

- Это епархия новая, ее открыли три года назад, 2 января 2013 года. Это центр Украины, область - как купол всей страны. В Могилев-Подольской епархии 260 приходов, три мужских монастыря, и, слава Богу, священники несут послушание достойно.

Может быть, что это и влияние Молдовы, но у нас нет раскола и т.н. "Переходов" из одной конфессии к другой. Соседняя Молдова - тоже православная, это Бричанская и Кишиневская епархии. Православное Приднестровье также граничит с нашими районами.

Первые епископы Подолья жили в Шаргороде, а сама Подольская епархия - это современные Хмельницкая и Винницкая области. По статистике, больше всего приходов было в Подольской епархии, и именно эта епархия в царское время дала больше всего из всей Русской Православной Церкви монахов на Афон. НЕ Московская, НЕ Питерская, НЕ Сибирская епархии, которые имели больше приходов, а Подольская. А особое влияние на духовное развитие этого края, кроме Афона, имел, в частности, Киев.

В храмах можно увидеть очень много икон с Афона. Сейчас трудно привезти сюда написанную на Афоне икону - со всеми таможенными пошлинами, налогами, разрешениями и т.д. А иконы, хранящиеся в наших храмах, написанные еще до революции - представьте, какой это труд был! Бывало такое, что не хватало денег, чтобы написанную икону доставить из Афона сюда, и люди продавали корову: и тот человек продает, и его сосед ... Нелегкие времена были. Однако храмы сохранились. Это заслуга Одесского митрополита Агафангела, который принял Винницкую епархию в 1975 г.. И достойно нес на Винниччине послушание епископа.

Сейчас у нас такая ситуация. Есть храмы афтокефалов и раскольников, однако православные общины здесь преобладают. Мы все молимся за воинов и не допускаем, чтобы у нас появлялись какие-то другие конфессии, тем более - совершали службы в наших храмах.

Уникальным также является одно из чудес в нашей епархии, свидетелями которого мы сегодня являемся, - это "долина крестов". В этой долине, которая также получила название Иосафатовой, в 1920-х годах, когда закрывались храмы, было явление Божьей Матери. Проводилась коллективизация, распадались целые семьи, люди не знали, что делать. Людям явилась Божья Матерь и обратилась с такими словами: "Приходите, славьте Христа и кресты ставьте". С тех пор люди приходят в ту долину, приносят кресты и молятся, чтобы Господь облегчил их жизненный, духовный крест. Эта традиция жива до сих пор - люди приезжают из Прибалтики, Беларуси, России, Крыма и ставят кресты, а Господь каким-то образом облегчает их страдания. Думаем в будущем в "долине крестов" открыть мужской монастырь.

У каждого свой нелегкий жизненный крест. Главное - надеяться не только на себя, а прежде всего, на Бога. Если в центре нашего бытия есть место для Христа, то можно, как говорится, и в жизни порядок навести.

Наталья Горошкова
Юлия Мягкая

 

 

 

 

 


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: О Боге, церкви, вере... | Просмотров: 1136 | Добавил: Православие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar