22:02 Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством | |||
На самом деле никакой прямой связи с бесом у слова «беспокойство», конечно, нет. А за мнимое созвучие мы должны благодарить большевиков, а точнее – реформу А. Луначарского 1918 года, после которой по просторам русского языка запрыгали «бес страшный», «бес печный» и другие. До реформы все эти слова имели приставку «без». Просто я придумал такое название, чтобы зацепить, привлечь внимание читателя к весьма важной и актуальной теме: как справиться с тревожным, гнетущим состоянием, которое и именуется беспокойством. И хотя этимологически в самом слове «беспокойство», повторю, нет ничего от инфернального мира, но, согласитесь, в этом состоянии есть что-то «от лукавого». То, что лишает человека мира душевного, не может быть от Бога, а значит, беспокойство является грехом. «Всякую вещь красит мера», – говорит святой Исаак Сирин. Как и многие другие грехи и страсти, беспокойство происходит от вполне естественных человеческих свойств, просто доведенных самим человеком до гипертрофированного излишества и перерожденных в некое греховное состояние. Любой человек в той или иной степени переживает все случающееся с ним. Мы испытываем страх, тревогу, волнение. Все эти свойства заложены в нас от Бога. Они для нас являются сигналами, предупреждающими об опасности или побуждающими к каким-то активным действиям. Они не только помогают нам самим, но и заставляют быть неравнодушными к чужой беде, прийти на помощь другим людям. Мы переживаем за ближних, волнуемся, и это есть также тревожный звоночек, зовущий нас к действию. Но плохо, когда страх, тревога и беспокойство берут над нами верх, когда мы начинаем чрезмерно проявлять эти эмоции. Такое состояние может стать навязчивым, доминирующим, а потом и паническим. Тут уже недалеко до психического расстройства. Беспокойство от маловерияК чрезмерному беспокойству могут приводить разные причины. Например, психические заболевания, наследственная склонность, психотравмы и прочее. У беспокойства могут быть и вполне естественные причины. Оно может быть реакцией на непростые, тревожные обстоятельства жизни, которые в данный момент тяготят человека. Это состояние называется реактивной тревожностью. Но, повторюсь, плохо, когда теряется мера и беспокойство приобретает хроническую, постоянную форму. Какие грехи лежат в основе излишней тревоги, обеспокоенности? Во-первых, маловерие. Очень многие люди, считая себя верующими, настоящей веры и любви к Богу не имеют. Потому что «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Отсутствие подлинной духовной жизни, молитвенного опыта порождает всякого рода суеверия, ужас перед темным духовным миром и тревогу перед будущим. Любому священнику приходится регулярно общаться с людьми, которые прибегают в храм с перекошенными от ужаса лицами и начинают рассказывать батюшке, что их хотят: сглазить, «сделать», навести порчу, наслать болезни и всяческие неудачи и т.д. и т.п. Начинаешь расспрашивать, задаешь вопрос: «Почему вы так думаете?» И выясняется, что они нашли где-то под ковриком клок волос, или обнаружили булавку, якобы с колдовскими целями воткнутую в их косяк, или просто что-то часто стали болеть… Недавно я шел на службу в храм, а там меня уже давно дожидалась женщина. Она была страшно перепугана. Поведала, что работает в салоне красоты, и рассказала, что недавно сотрудники салона нашли под рабочим креслом одной из их парикмахерш деньги, которые она вроде бы специально подложила, чтобы переманить к себе всех клиентов. Что же теперь делать, ведь у всех остальных мастеров уже начали падать доходы и вообще заведение скоро разорится, так как прочие работники ножниц и расчески останутся без работы? Иногда сталкиваешься со страхами уже явно бесовской природы, когда люди умоляют священника взять себе крест, который они случайно нашли на улице, иначе якобы на них неминуемо перейдут все болезни и несчастья человека, потерявшего крестик. От чего происходят все эти фобии? От отсутствия настоящей веры. Была бы она, люди не боялись бы экстрасенсов и колдовства, а знали: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31). В существование духовного мира они верят, но вера эта однобокая, основанная на страхе перед темными силами. И при отсутствии живого молитвенного опыта, общения с Господом, Богородицей и святыми эта вера способна превратиться в панический страх перед неизведанным, в ощущение полной своей незащищенности. Беспокойство, паника, порожденные маловерием, могут возникнуть не только от боязни сглаза или веры в приметы. Если нет настоящей крепкой веры, поводов для страха может быть море: боязнь болезней, старости, потери работы, страх перед нищетой, переживания за детей и другие житейские страхи. Все они лечатся обращением к Богу. Вера может укрепиться только личным опытом. Когда ты начинаешь обращаться к Господу, когда у тебя устанавливается живая молитвенная связь с живым Богом, страх, беспокойство отступают. Ты уже знаешь, что ты не один на один с твоими проблемами, ведь рядом с тобой Господь. И чем больше ты приобретаешь опыт молитвы, тем явственнее начинаешь ощущать руку Божию, Его присутствие в твоей жизни. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54: 23), – свидетельствует псалмопевец Давид. «Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха», – говорит нам преподобный Силуан Афонский. Кроме молитвенной связи с Богом и надежды на Его помощь и защиту беспокойство лечится также укреплением веры в Промысл Божий и покорностью Его святой воле. Верующий человек знает: что ни делает Господь, всё к лучшему. Всё, что нам посылается, для чего-то нам нужно. Это или дар Божий, или урок нам. Тревога от печалиКроме греха маловерия в основе беспокойства лежит одна из восьми страстей, называемая страстью печали. Страсть, в отличие от обычного греха, это укоренившаяся греховная зависимость, хроническая греховная болезнь. Апостол Павел говорит о такой печали: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10). Мирская печаль – это как раз излишние житейские попечения, переживания, приводящие человека в постоянное тревожное, угнетенное состояние. Тревога, беспокойство, переживания способны кого угодно довести до депрессии. Печаль, так же как маловерие, можно победить молитвой к Богу, укреплением веры в Него и надежды на Его благой Промысл. Христианину известно, что без воли Божией и «волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21: 18). В страданиях, скорбях, испытаниях люди верующие должны видеть большой смысл для себя. Они посылаются для нашего совершенствования, для того, чтобы мы многому научились, многое начали ценить, проявили свои лучшие качества. А когда начинаешь видеть, что «не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана», как писал А. Пушкину святитель Филарет (Дроздов), то и начинаешь ценить жизнь, видеть в ней великий смысл и великие дары Божии. Тогда негативная картина мира, тревожное состояние, вызванное преувеличенным беспокойством, отступают. Господь дает нам в Евангелии указание, что наши неизбежные для всякого земного человека попечения о земных вещах, о хлебе насущном и делах мирских не должны стать для нас чрезмерными: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Мф. 6: 34). Заботы, труды, воспитание детей и общественно полезные дела – все это нужно и необходимо человеку, особенно подвизающемуся в миру, без всего этого не прожить. Но когда все эти попечения начинают излишне беспокоить нас, они становятся злом. В церковнославянском переводе этого места Священного Писания заботы так и называются: «злоба дня». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя данный текст, говорит, что Господь «злобой дня называет беспокойство и грусть». Таким образом, будем заботиться о будущем, но так, чтобы эти попечения не превратились в источник постоянного беспокойства и переживания. Ибо такое состояние очень отвлекает от духовной жизни и приводит человека в состояние перманентного стресса. Как избежать этого напряжения и беспокойства о житейских делах? Всегда разделять главное и второстепенное: «ищите же прежде Царства Божиего… и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Сначала будем думать о спасении души, а уже потом о том, что поесть или во что одеться, а не наоборот. Тогда попечения о материальных предметах не будут нас беспокоить настолько, чтобы вводить в состояние тревоги и страха перед будущим. Беспокойство и дух миренБеспокойство, тревога и рождающаяся от них печаль – состояния, полностью противоположные тому, к которому должен стремиться в своей жизни каждый христианин. В чем цель жизни христианской? По преподобному Серафиму Саровскому, в стяжании Святого Духа. Если человек его стяжал, ему даются дары, один из которых –состояние мира, душевного покоя. Вот как говорит сам батюшка Серафим о мире, который дает Господь: «Нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим». Это тот самый «дух мирен», который нужно стяжать, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи. Вот к чему мы должны стремиться. Ведь Царство Божие должно прийти уже здесь, в земной жизни, – в душе человека. А Царство Небесное – это, как известно, вечный покой, мир и отсутствие тревоги и тоски. Стремясь к Богу, живя духовной жизнью, молитвой, таинствами, стараясь строить свою жизнь по заповедям Божиим, мы преодолеваем беспокойство. И, наоборот, людям, далеким от духовной жизни, нарушающим заповеди Божии, очень трудно находиться в состоянии покоя, мира душевного. Если человек нарушает все (или почти все) десять заповедей, может ли он не беспокоиться и ни о чем не тревожиться? Очень сомнительно, разве что его совесть уже совершенно прожжена. Люди, живущие без Бога, служащие своим страстям, очень мучаются, не находят себе покоя, не имеют смысла жизни. А для страдающих алкоголизмом и наркоманией тревога, тоска, уныние вообще почти каждодневное состояние. Психиатры, психотерапевты хорошо знают, как много людей, очень бурно проведя молодость, наделав ошибок, грехов, а потом наломав дров уже в зрелом возрасте, страдают различными психическими расстройствами, неврозами и депрессией. Как видим, чистая совесть, жизнь по заповедям Божиим помогает нам в том числе и избавиться от беспокойства. Сегодня не очень часто можно встретить молодых людей, которые хранят девство и чистоту до брака. А потом, уже в семейной жизни, они мучаются от ревности, боятся, что их супруг или супруга изменят им, бросят их или заразят «нехорошей болезнью». Если молодые люди до брака вели распущенный образ жизни, начали сожительствовать вместе до свадьбы, то они подспудно осознают, что после этого вряд ли можно ожидать друг от друга целомудрия и взаимной верности. Но следуя заповедям Божиим, ведя христианскую жизнь, можно избежать подобной тревоги и беспокойства. Сейчас во многих храмах введена практика обязательной исповеди и Причастия для приступающих к таинству венчания. Я исповедую всех, кого потом буду венчать. И как же радостно бывает встретить молодых людей, которые не позволяли себе телесных отношений друг с другом до брака. И вы знаете, слава Богу, таких молодоженов я встречал немало. И что самое удивительное, многие из них были людьми еще совсем далекими от Церкви. Просто они чувствовали, что, не удержавшись и совершив грех блуда, они многое потеряют и расплачиваться за невоздержание им придется уже в семейной жизни. Ведь мы знаем: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7–8). Беспокойное хозяйствоПоговорив о духовных причинах беспокойства и методах борьбы с ними, перейдем к более приземленным вещам. Скажем немного о том, как бороться с тревожным, беспокойным состоянием в нашей повседневной жизни, так сказать на бытовом уровне. Начнем с того, что почти все наши страхи и беспокойства совершенно нереальны. Психологи утверждают, что более 90% из них надуманны и беспочвенны. Мы переживаем то, что, скорее всего, никогда не случится. Как говорит об этом Библия: «Там убоялись они страха, где нет страха» (Пс. 13: 5). Со Священным Писанием перекликается и отечественная народная мудрость, вспомним пословицу: «У страха глаза велики». Зададим себе вопрос: как часто оправдывались в действительности наши страхи и переживания? Очень-очень редко. Конечно, наша постоянная обеспокоенность вполне объяснима. Современный человек со всех сторон просто задавлен тревожной, негативной информацией, которой нас щедро снабжают различные масс-медиа. Как часто мы сходили с ума оттого, что не могли дозвониться до близкого нам человека, а оказывалось, что у него просто разрядился телефон (кончились деньги на счету, мобильник попал в зону плохой связи и т.п.); кто из нас не переживал за якобы не выключенный дома утюг или непогашенный свет, кто не начинал мысленно прощаться с земной жизнью и близкими и представлять себе, как его вагон разнесет бомба террориста, когда наш поезд вдруг останавливался на несколько минут в тоннеле метро? Вспомним теперь, что, за редчайшим исключением, всё разрешалось совершенно благополучно. Мобильный телефон просто забыли дома, утюг был выключен, поезд через пять минут пошел своей дорогой… О чем это говорит? Что все наши страхи у нас в голове. Они нереальны так же, как были совершенно виртуальны страхи известного персонажа сказки братьев Гримм – Умной Эльзы. Думаю, многие помнят эту поучительную историю с детства. Жила-была девушка Эльза. К ней посватался юноша Ганс. Однажды, во время застолья в родительском доме, Эльза пошла в подвал за пивом. Там она увидела высоко на стене кирку. Девушка начала представлять, что, когда они с Гансом поженятся и у них родится сын, мальчик пойдет в подвал, а кирка свалится ему на голову и убьет его. Она так горько заплакала об этом, что ее страхам поддались домочадцы и жених. Ганс подивился «уму» и «дальновидности» Эльзы, женился на ней. Да, немало таких особ, которые обладают большим воображением и способны сделать из мухи слона. Чаще всего «синдромом Умной Эльзы» страдают женщины как существа более впечатлительные и обладающие большим воображением. Такие дамы склонны проявлять гиперопеку, во всем контролировать своих детей и мужей, переживать за них, волноваться. Они бывают склонны и к ревности, начинают подозревать своих супругов в неверности по малейшему поводу. Кстати, желание полностью контролировать свою жизнь и жизнь своих близких – всегда очень большой источник беспокойства. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что и многие мужчины страдают повышенным беспокойством, помноженным на богатое воображение. Главная проблема людей такого типа – потеря реальности. Им нужно понять, что страх – это нормально, но ни в коем случае нельзя позволять ему брать над нами верх, иначе он полностью завладеет нашей душой. Использую аналогию из мира техники. Почти на всех современных автомобилях сейчас ставят ограничитель, который не позволяет испортить двигатель чрезмерной нагрузкой. Когда обороты при езде на первой передаче становятся критическими, срабатывает специальный отсекатель и обороты двигателя тут же падают. Подобный ограничитель тревоги очень хорошо установить себе каждому, кто подвержен излишнему беспокойству. Для этого важно научиться разделять наши мысли на полезные и вредные, идущие от лукавого. Вредные – в данном случае тревожные, беспокойные, тоскливые – нужно научиться вовремя отсекать. Не пускать их на порог нашей души. Отгонять молитвой, как и все вредные помыслы, и заменять на другие – позитивные, жизнеутверждающие. Методы борьбы с нежелательными помыслами подробно изложены в различных аскетических творениях. Очень важно понять нереальность, надуманность наших страхов, осознать, что они вызваны не настоящей опасностью, а нашим не совсем здоровым эмоциональным состоянием. Именно оно и является настоящей причиной нашего беспокойства. При таком состоянии очень хорошо помогают также всевозможные успокоительные и седативные средства. Умная Эльза переживала о еще не родившемся ребенке и о каких-то совершенно нереальных событиях. Конечно, подобная ситуация анекдотична, но ведь любые нормальные родители испытывают вполне естественное беспокойство за детей, особенно когда они находятся далеко от нас и связь с ними ограничена. Например, путешествуют, служат в армии, лежат в больнице. Но тут нужно понять: переживаниями, тревогой, беспокойством мы своему ребенку не поможем, а только сами доведем себя до нервного срыва. Помочь как-то на расстоянии тоже бывает очень трудно, а иногда и вовсе невозможно. А вот чем мы действительно можем помочь своим чадам и вообще людям, за которых переживаем, так это нашей молитвой. Недаром говорят: «Молитва матери со дна морского достает». Когда я сильно переживаю за детей, то обычно начинаю читать канон Богородице. Он есть почти в любом православном молитвослове. Даже из его названия – «Канон, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии» – понятно, что он особенно подходит для подобной ситуации. Когда мы обращаемся к Богу, к Матери Божией, мы доверяем Им наши беды, беспокойства и чувствуем, что уже не одиноки в борьбе с нашей проблемой. Будь готов!Что делать, когда проблема, которая нас беспокоит, является не вымышленной, не надуманной, а вполне реальной и серьезной? Священное Писание вовсе не учит нас жить беспечно и бездумно. Нет, просто оно говорит нам о том, что нельзя позволять беспокойству о житейских проблемах брать над нами верх. Попечение о наших земных делах не должно становиться доминантой нашей жизни и вызывать в нас беспокойство и маловерие. Поэтому «довольно для каждого дня своей заботы». Но, вместе с тем, Христос призывает нас спокойно и уравновешенно готовиться к будущим трудностям, чтобы мы потом не испытывали ненужного беспокойства и не впадали в панику: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лк. 14: 28–31). Очень часто нас пугает неизвестность, незнакомость для нас предстоящей ситуации или какого-то нового для нас дела. В этом месте Евангелия мы находим ответ, как победить этот страх. Нужно тщательно продумать проблему, то есть «сесть и вычислить издержки», собрать информацию о ней, посоветоваться со знающими, опытными людьми. Тогда неуверенность, страхи отступят, ведь большая часть из них происходит от неопытности и недостатка знаний. Помогает также способ визуализации. Когда мы заранее как бы проигрываем ситуацию: представляем, что может произойти плохого и при каком условии, а потом представляем ситуацию с удачной для нас позиции и стараемся понять, как вести себя, чтобы всё закончилось удачно. Например, что будет, если я не смогу противостоять с десятью тысячами более многочисленной армии противника? Не стоит ли тогда начать переговоры о мире? Или, наоборот, нужно подумать, какую мне избрать тактику и как подготовить бойцов, чтобы без труда одолеть превосходящие силы противника. Знание ситуации и правильная, трезвая оценка собственных возможностей поможет справиться со страхами. Беспокойство, трепет перед неизвестной, незнакомой ситуацией происходят от недостатка опыта. Идя навстречу страху, мы способны его одолеть. Преподобный Паисий Афонский рассказывает, как он победил свои детские страхи: «Я, когда был маленьким, боялся ходить мимо кладбища в Конице. Поэтому я спал на кладбище три ночи, и страх ушел. Я осенял себя крестным знаменем и заходил туда, даже фонарика не зажигал, чтобы никого не напугать». Помочь справиться с беспокойством может и профилактика некоторых тревожных ситуаций. К примеру, многие из нас страдают забывчивостью, рассеянностью и постоянно нервничают, что забудут, упустят что-то важное. Тут опять-таки помогает профилактика. Можно вести ежедневник или записывать текущие дела в электронную записную книжку. Некоторые забывчивые люди приклеивают на видных местах записки-напоминания. Такие нехитрые приемы помогут сберечь немало нервных клеток. Люди, имеющие привычку постоянно везде опаздывать, также часто волнуются, переживают из-за этого, а потом еще со страхом ждут выговора от начальства. Избежать стресса из-за опозданий можно очень простым способом: взять себе правило всегда приходить на работу или на важную встречу на 15–20 минут раньше положенного срока, заранее планировать свой день и текущие дела. Всё к лучшемуМы говорили о том, как преодолеть беспокойство и страх перед ожидаемой нами проблемой. Но как быть, если мы уже столкнулись с трудностью лицом к лицу? Ведь и здесь легко впасть в панику, начать беспокоиться и унывать. На долю одного моего знакомого выпало огромное количество напастей и скорбей. В его многодетной семье дети рождались инвалидами или становились таковыми в результате автомобильных катастроф. Он сам и его супруга страдали многочисленными болезнями, он постоянно попадал в очень тяжелые жизненные ситуации. Несчастья преследовали его почти на каждом шагу. Скажу честно: если бы на меня свалилось только десять процентов перенесенных им скорбей, я бы впал в глубокое уныние. Как-то я спросил этого страдальца: «Что помогает тебе пережить все это?» И он ответил мне: «Однажды я понял, что все, что мне посылает Господь, очень нужно для меня и моей семьи. То, что со мной случается, – вещи неизбежные. Они либо следствие моих грехов, либо посланы мне для моей пользы и спасения. Поняв это, я почти перестал беспокоиться и волноваться. Я почувствовал, что нахожусь внутри Промысла Божиего обо мне и моей семье». Мой знакомый очень многому меня научил. К своим скорбям он относился по-философски. Даже в великих несчастьях он видел большую пользу для себя и своих близких и умел радоваться тому, что ему дает Бог. Проблемы, скорби, потери в нашей жизни неизбежны. Но беспокоиться, тревожиться нас заставляют не они сами, а неправильное отношение к ним. Из этого вывод: нужно учиться видеть пользу и получать радость от всего, что с нами происходит. «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1: 2–3), – говорит нам апостол Иаков. Один мудрец долго наблюдал за пожилой женщиной, которая постоянно плакала в любую погоду – и когда светило солнце, и когда шел дождь. Мудрец спросил у старушки: «Почему ты всегда плачешь? Что тебя беспокоит? Почему ни солнце, ни дождь не радуют тебя?» Тогда женщина сказала ему: «У меня есть две дочери. Одна из них прачка, она стирает белье, а другая продает зонтики. Если светит солнце, то зонтики никто не покупает и дочь остается без заработка. А в дождливую погоду не сохнет белье и тяжело работать прачке. Вот я и переживаю за них». Тогда этот мудрый человек дал женщине совет: когда идет дождь, радоваться за продавщицу зонтов, а когда стоит солнечная погода, радоваться за ту, которая стирает белье. После этого женщина успокоилась, была всегда в хорошем настроении и радовалась за двух своих дочерей. Итоги Еще раз вкратце вспомним, что нам помогает справиться с беспокойством.
Протоиерей Павел Гумеров
Православие.Ru | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |