13:19 Чего нам в жизни не хватает? | |||
Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.
Самое главное – это благодать Святого Духа, которая в виде огненных языков на пятидесятый день после Воскресения Христова снизошла на апостолов. Она способна малодушных и слабых сделать сильными и мужественными, невежественных и малознающих – рассудительными и мудрыми. Под ее воздействием простые неграмотные рыбари стали учителями Вселенной; ранее робкие и малодушные ученики ради проповеди Евангелия жизни свои отдали. Это сокровище благодати не покупается за деньги, как думал Симон Волхв, оно не подчиняется никакой мирской власти, не приобретается томосами, как ныне думают политики. Благодать вселяется только в кроткое и смиренное сердце, как об этом предвещал за много веков до Рождества Христова пророк Исаия: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66:2). А после Боговоплощения и Крестных страданий Христа апостол Иаков прямо и дерзновенно говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Однако в наше время добродетели кротости и смирения игнорируют и даже презирают. Их не понимают и чаще всего несправедливо отождествляют с робостью и малодушием. Больше в почете наглость, напористость, хитрость, грубая физическая сила. Лишь пройдя через многие жизненные испытания и скорби, а иногда уже на смертном одре человек вынужденно смиряется. Так не должно быть. Благодать Святого Духа снизошла на апостолов, и они начали понимать наречия других народов именно для проповеди Евангелия. Мы счастливы, что находимся в Церкви, шаг за шагом через молитву и покаяние учимся кротости и смирению и таким образом обретаем благодать. Как Вы думаете: зачем преподобные отцы Печерские здесь, на киевских холмах, в тесных пещерах и кельях проводили свою жизнь? Они преследовали лишь одну цель – приблизиться к Богу и стать Ему подобными. Но это возможно только благодаря кротости и смирению. Эти добродетели ничего общего не имеют с малодушием и трусостью. Наоборот, лишь кроткий и смиренный человек способен мужественно и стойко переносить любые испытания. Если бы у преподобного Моисея Угрина не было настоящей веры и мужества, то разве он мог бы устоять перед соблазнами, а затем насилием знатной полячки? Если бы у преподобного Тита не пробудилось чувство смирения, а с ним и мужество, то разве он мог бы попросить прощения у Евагрия? Если бы у преподобного Исаакия не было этих добродетелей, то разве мог бы он в итоге устоять перед бесовскими искушениями? И от нас, дорогие братья и сестры, тоже постоянно требуется мужество, чтобы не плыть за грязным соблазнительным потоком этого мира, чтобы уметь терпеть, смиряться, по-настоящему любить. Итак, возревнуем о стяжании не высокоумия, не одной физической крепости и силы, не богатства и властных привилегий, а добродетелей кротости и смирения. Ибо лишь в таком случае наше сердце окунется в Божественную благодать, которая наполнит жизнь подлинным смыслом. Аминь! | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |