Таинство Исповеди универсально — оно дано Господом как средство очищения души человеческой. Дано для приобретения душевных сил, для противодействия греху, для более глубокого понимания того, как и чем ты живешь. Вполне естественно, что через исповедь действует одна и та же Благодать как на мужчин, так и на женщин. Другое дело: как человек подходит к Таинству Исповеди. Больше «для галочки», составив некий список на бумажке, или выделив те страсти и грехи, которые в приоритете в его душе, проанализировав их. И как он оценивает то, что с ним происходит во время исповеди, во время действия той или иной страсти.
Конечно, как мужская, так и женская психология накладывает отпечаток на то, как человек исповедуется. С точки зрения покаяния, наверное, можно говорить о том, что и у мужчин, и у женщин есть общие ошибки в исповеди и, скажем так, «перегибы».
Мужские и женские исповеди: «перегибы»
Мужская психология более рассудительна, так сказать, логикоориентирована, когда в исповеди — выстроен четкий порядок грехов. Здесь главная опасность – формализм. Хотя можно с уверенностью заявить: этим страдают не только «мужские» исповеди. В целом — у любого человека есть опасность свести Таинство Исповеди к формальному совершению неких внешних действий, не прилагая сердце, искренне не молясь, чтобы Господь поддержал, помог и открыл нам наши грехи.
Женская психология, конечно, больше ориентирована на чувства, на сердечный подход к осознанию того или иного поступка, слова. Но здесь другой нюанс: для того чтобы создать образ кающегося человека — для себя и для священника, показать, что покаяние искреннее, включаются эмоции. Это эмоциональные детали в описании греховных действий и ситуаций, в описании отношений с другими людьми, это исповедь с переживаниями, нюансами, мыслями, образами. Но это — абсолютно неуместно и только отягощает всё. Чаще всего только кажется, что человек все сказанное очень эмоционально и очень глубоко переживает, а по факту — это вовсе и не чувства. Но это уже другой перегиб, в эмоциональную сторону. Безусловно, этим в меньшей мере, но могут страдать и мужчины. Например, такой может быть первая мужская исповедь.
То есть то, как оценивает себя и других мужчина, и то, как оценивает себя и других женщина, — разительно отличается.
Опасности, мешающие искренней исповеди
И главные опасности — в подготовке и совершении исповеди. Хотя, по факту, трезвая оценка того, в чем ты согрешаешь перед Богом и перед другими, в чем ты согрешаешь перед своей личностью, которая Образ и Подобие для тебя самого есть, всегда ли ты должным образом, с ответственностью подходишь к своей духовной жизни – этот вопрос всегда открыт и для мужчин, и для женщин.
Эти опасности нужно учитывать также священнику, который исповедует, чтобы в некоторых ситуациях помогать человеку. Не скажу — корректировать исповедь, но — корректировать поведение человека на исповеди. Есть моменты, которые необходимо углублять, не просто общее «согрешил осуждением» или «плотскими грехами». В любом случае предполагается, что человек максимально подробно, насколько это уместно, указывает на грехи. А если и грех — из ряда вон, то необходимо описать ситуацию, чтобы понимать, где корень греха. И тогда человек этот корень видит.
И здесь очевидны крайности: когда начинаются какие-то уточнения, корректировки, или наоборот — человек разворачивает ситуацию, детализируя, что происходило в душе, как реагировали люди и т. д. В этом случае тоже приходится говорить, что давайте не будем так углубляться. Вы грех назвали, действующую страсть назвали, вы видите, что это разделяет вас с Богом, это разрушает вашу личность, искажает Образ Божий в вас — этого вполне достаточно.
Мужская и женская исповеди отличаются так, как отличаются, в особенности, подходы к решению проблемы, подходы к воспитанию ребенка, отношения со священником, общение с друзьями. Психология накладывает отпечаток, но не предопределяющий. Он может задавать тон, но проявляется, скорее, в типичных ошибках.
В исповеди всегда надо искать «золотую середину»
И важно помнить, что настоящая исповедь предполагает ряд условий, выполнив которые можно говорить, что это Таинство с нашей, человеческой, стороны совершено с максимальной ответственностью, усердием, вниманием, благоговением. Помимо того, что мы честно называем то, в чем мы согрешаем перед Богом, помимо того, что при необходимости мы готовы открыть наши мысли, наше реальное отношение к отдельным людям (конечно, без имен), очень важно еще понимать: исповедь — это покаянный срез.
В итоге — после исповеди чувствуешь искреннее покаяние, а может быть, еще и до исповеди, что будет правильней, к чему молитва перед исповедью и направлена: приобрести, испросить, разбудить в себе чувство покаяния, чувство недостоинства тех благ, которые тебе дает Господь, недостоинства и где-то расстройства от того, что нет в тебе никаких сил. Осознаешь, сколько в тебя вложено Господом, а ты никак не отзываешься, твоя душа не ищет исправления, не имеет искреннего желания исправляться сейчас же. А это очень важно! Я нередко людям об этом напоминаю: «Вы раскаялись, представили перед Господом, разобрались, чем болеет наша душа, какие меры вы готовы предпринять уже сегодня вечером, чтобы отдельно взятый грех или страсть не проявлялись в такой мере?»
Например, вы очень много спите и понимаете, что это уже не просто отдых, это — «разленение», это многоспание. У этого греха может быть много нюансов, но это уже не физиологическая потребность, это раздутое человеческое желание себя усладить, расслабить. Что мы делаем? Мы уже сегодня вечером ставим себе три будильника и просим нашего ближнего человека помочь утром пробудиться и ночью вовремя лечь спать. Это — реальная попытка побороться с грехом нашими человеческими силами, но с помощью Божией.
архимандрит Леонтий (Золотарев),
благочинный Архистратиго-Михайловского Зверинецкого монастыря
pravlife.org
|