«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». Это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (10, 17). Что же делать человеку, если он на богослужении не понимает смысл слов молитв и псалмов? Разъясняет протоиерей Александр Пономаренко – настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах.
Православный христианин – это очень интересующийся человек. У него постоянная пытливость ума, он хочет знать ответы на многие вопросы, много читает.
«Блаженные нищие духом» – Говорит нам Господь.
И если в человеке есть это качество, он будет изучать свою веру. Значит, он возьмет книги, где описывается устав Церкви, и те, где есть перевод всех молитв во время Литургии. И тогда он будет понимать, что происходит на богослужении, будет знать его смысл.
«Не может же человек топтаться на месте!»
И еще очень немаловажно, чтобы мирянин готовился к службе, а не только каноны к Причастию читал, но и воскресное Евангелие, и Апостол. Чтобы он пришел в церковь и уже знал, о чем читается. Чтобы еще идя в церковь, размышлял на евангельскую тему.
Человек, который ходит в храм несколько месяцев, может еще что-то не понимать на службе. Но тот, кто посещает богослужения годами, уже знает и значение самой службы, и текст молитв, которые священник читает, знает перевод каждого слова.
Ну, не может же человек топтаться на месте! Если он любит Церковь, он будет изучать все, что с ней связано.
Потому что православному христианину интересно, о чем молится священник, и какой смысл этих молитв. Тем более, что священников сейчас благословили читать тайные молитвы вслух, и теперь все это слышно в храме. И даже если он не очень хорошо слышит физически, то должен знать смысл Литургии и Всенощного бдения.
«Будет благоговение – не будет спешки»
Священник должен беспокоится о качестве чтения – это немаловажная деталь храма. Чтобы не было так, что чтец читает бегло, и никто ничего не понимает. Как-то я был в одном из храмов, где читают не очень много канонов, но медленно и членораздельно – слышно каждое слово. У них не все читается, служба длится два часа, но люди активно понимают ее. Я взял это за основу в своем храме. И думаю, лучше пусть меньше будет прочитано в церкви, но чтобы людям это было понятно. Чем прочитать-протараторить, а миряне слов не слышат.
Ведь с нас, священников, спрашивается, не сколько мы канонов в храме вычитали, а сколько людей к Богу привели.
Также немаловажны и моральные качества чтецов. Потому что если люди собрались в церкви, а псаломщик, допустим, кого-то обидел или оскорбил, то человеку, которого он обидел, сложно молиться, когда он слышит голос обидчика. Конечно, надо все прощать, но ведь мы люди… Человеку может быть больно. Поэтому нравственные качества чтецов и пономарей нужно обязательно учитывать.
Но главное — все молитвы и псалмы должны читаться с благоговением. Будет благоговение – не будет спешки. Без благоговения — и самого богослужения не будет.
Батюшкам тоже нужно читать молитвы внятно, чтобы люди слышали. И если слов священника не разобрать, прихожанам лучше ему об этом сказать. Потому что задача пастыря – собрать людей, а если они его плохо слышат, то возникают искажения в восприятии.
«Вносить элемент творчества»
Вообще, должна быть школа для молодых священников. Чтобы недавно рукоположенный иерей не после Сорокоуста выходил на приход, а хотя бы год прослужил в соборе или храме, где есть опытное духовенство.
А еще я думаю, что священник должен вносить элемент творчества в богослужение – заранее обдумывать его, выстраивать проповедь так, чтобы людям было понятно. Задача священника – донести слово Божие человеку.
Также считаю, что проповедь не должна быть длинной. Потому что каждый учитель знает: если он не выложит материал за десять минут, дальше внимание учеников рассеивается.
И все-таки, в первую очередь, важно, чтобы православный христианин знал богослужение. Тогда ему не помешает ни плохая акустика, ни дикция чтеца или священника.
И когда происходит самая главная часть Литургии, читается Евхаристический канон, и Господь руками священника вино и хлеб прилагает в Тело и Кровь, где бы человек не стоял в храме – умом и сердцем он должен быть рядом со Христом.
И для священников, и для мирян есть три главные христианские ценности: Христос, Евангелие и Предание. И тогда не будет никаких недопониманий, недоумений, наслоений и другой «каши» в голове.
источник
|