00:00 Что важно знать о Страстной седмице: как прожить, какие богослужения посетить | |||
Страстная седмица – время, когда Христос просит нас помочь нести Его крест. Страстная седмица (неделя) особая в богослужебном отношении как для жизни каждого христианина, так и для жизни Церкви. Нам необходимо по мере возможности мысленно переселиться в Святой Град Иерусалим времени последней для Христа Пасхи на земле. Удивительный парадокс: когда мы проживаем в себе предательство Иудой Христа, Тайную Вечерю, синедрион, суды у Ирода и Пилата, крестный путь на Голгофу, Распятие и смерть Сына Человеческого, умирает наш ветхий земной человек и воскресает новый – НЕБЕСНЫЙ. Тайная Искупления, Тайна Страстей Господних, Тайна Воскресения Христова дарует человеку жизнь. Именно потому так важно ПРОЖИТЬ Страстную седмицу вместе со своим Богом. Богослужения Православной Церкви как раз и направлены на духовное соединение человеческой души со своим Создателем. Страстная неделя в этом году продлится с понедельника 2 апреля (н. ст.) до Пасхи (8 апреля н. ст.). Она является самой строгой в Великом посте. Обычно в этот период Церковь предлагает нам отложить (конечно, по возможности) все свои мирские дела для того, чтобы углубиться в подвиг Господа нашего Иисуса Христа, в Его Крестные страдания и смерть, понесенные Богочеловеком для нашего спасения. Потому все дни Страстной недели (по-церковному – седмицы (семь дней)) называются Великими. О них мы расскажем по порядку… В Великий понедельник вспоминается проклятие Христом смоковницы, которая не приносит плода (Евангелие от Марка 11:12–27). Церковь хочет сказать человеку прежде всего о том, что, если он искренне молится, то по его молитве Господь творит чудеса. С другой стороны, мы должны помнить, что нашим душам не следует превращаться в бесплодную смоковницу, не приносящую плода молитвы, покаяния, дел милосердия, любви. В Великий вторник поддерживается тема Великого понедельника притчей о десяти девах (Евангелие от Матфея 25:1–13). Пять дев были мудры и имели в своих светильниках елей, потому зажгли их и вошли вслед за женихом в покои, а пять нерадивых не имели масла в светильниках. Они не смогли их зажечь, когда появился жених. И их в покои не пустили. В православном богословии дается следующая трактовка притчи: жених – это Христос, девы – наши души, масло в светильниках – добрые дела, вхождение в покои – рай, невхождение в покои – ад. Евангелие нас учит тому, что мы должны быть готовы ко Второму пришествию Христовому. Эта готовность состоит в том, что нам необходимо творить добрые дела милосердия, молитвы, поста, покаяния, заботиться о ближнем. В Великую среду вспоминается предательство Христа Иудой. С этого дня в храмах запрещаются земные поклоны до праздника Святой Троицы и не читается Псалтирь до окончания Светлой седмицы. В Великий четверг вспоминается установление Спасителем на Тайной Вечери Божественной литургии, на которой благодатью Святого Духа хлеб, вода и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы – спасительные для души и тела человека. Ведь сам Господь сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Уже вечером в Великий четверг начинается чтение Страстных Евангелий, то есть тех отрывков Святого Писания, которые повествуют о предательстве Иудой Христа, суде над Ним, страданиях и крестной смерти Богочеловека. Великая пятница – особый день в жизни православных христиан. Это день смерти Иисуса. Потому во второй половине дня из алтаря износится особая икона – Плащаница, представляющая собой ткань с изображенным на ней Телом Христовым, полагающимся во гроб. Плащаница износится на центральный аналой для поклонения, где верующие могут приложиться к ней, мысленно и сердечно переживая момент смерти Христовой. В Великую субботу вспоминается телесное погребение Спасителя и сошествие Его во ад для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников и ввести их в рай. Потому ранним утром (около 3-5 часов) совершается утреня, крестный ход с плащаницей вокруг храма, что символизирует собой сошествие Христа во ад и одновременно погребение учениками Его тела. После субботнего богослужения верующие начинают готовиться к Светлому Воскресению Христовому. В пищевом отношении дни Страстной недели также непростые. Для православного христианина в это время желательно воздержатся от употребления пищи животного происхождения. Разрешается только растительная пища. Монастырский устав предлагает питание распределить следующим образом: понедельник, вторник и среда – сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), четверг – вареная пища с растительным маслом, суббота – вареная пища без растительного масла. В Великую пятницу, по крайней мере до вечера, нужно стараться и вовсе обходиться без пищи и воды. Но, конечно, меру своего поста желательно обсудить со своим духовником или со священником. Православие – это путь золотой середины. В Страстную седмицу нам, дорогие братья и сестры, необходимо сердечно, духовно, мысленно и некоторым образом телесно приблизиться к подвигу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Попытаемся же, говоря словами святого первоверховного апостола Павла, спогребтись со Христом, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Иерей Андрей Чиженко | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |