ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
(Мф. 18, 10-20)
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Царство Христово на земле открыться должно было внутренно, духовно (Лк. 17, 20; 21, 31), в явлении Духа и силы (1 Кор. 2, 4). А ученики Христа все еще не отрешились от тогдашних иудейских мечтаний, что Иисус как Мессия станет основанием могущественного земного царства наподобие мирских царств, в )тором будут мирские же почести. При таком на-(I роении они заняты вопросом: Кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1). Этот вопрос дал Христу повод научить учеников, а чрез них и всех нас, смирению, каким отличаются дети с их чистой душой и незлобием.
По словам святителя Иоанна Златоуста, дитя для Бога дороже целого мира. Ясно, что Иисус Христос был строг относительно тех, кто соблазняет одного из малых сих, а также строго судил и всех, кто презирает тех, «кои умалили себя до подобия дитяти, ради Царствия Божия», кои «от многих почитаются» бедными, незнатными и презираемыми. Не презирайте малых сих, то есть униженных и бедных, ибо им всегда служат существа высшие и благороднейшие, постоянно (выну) близкие Царю Небесному,— Ангелы-хранители (Евр. 1, 14; Деян. 12, 15). Кроме того, ради них (Мф. 11, 28) пришел на землю Сын Человеческий, чтобы взыскать и спасти погибшее. Когда кто-либо из грешников спасается, то радость на небе бывает подобна радости господина, который ради одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять, идет отыскивать одну заблудшую, а когда найдет ее, то радуется о ней более, чем о девяносто девяти незаблудших. Подобно сему и Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, чем об утвердившихся в добродетели.
При этом Иисус Христос научает благоразумному обращению с согрешающими, дозволяя отлучать ближнего (брата) после целого ряда постепенно испытанных мер: обличения наедине, увещания при свидетелях и, наконец, объявления в церкви приходскому собранию, или, как изъясняют Златоуст и блаженный Феофилакт, «представителям» Церкви — пастырям и учителям. Если и после того грешник будет упорствовать, да будет он тебе, как язычник и мытарь, то есть не считай более упорного своим братом, как закоснелого и неизлечимо больного, прекрати с ним христианско-братское общение, чтобы не заразиться его духовною болезнью.
|