23:31 Для чего нужно поститься? | |||
![]() На первый взгляд, аргументация людей, придерживающихся либеральных взглядов на пост, довольно убедительная. Разве не бывает так, что человек усердно постится, тщательно изучает, присутствует ли молоко в составе печенья, которым его угощают, но в то же время может быть грубым и невоздержанным по отношению к домашним и коллегам по работе, часами просиживать в интернете, рассматривая неприличные изображения. Действительно, в монастыре, где все братья добровольно подчинены определенному Уставу, поститься намного легче, чем в мирских условиях. Напротив, в больших семьях не все могут и хотят соблюдать постный устав, а потому на хозяйку дома во время поста при готовке пищи ложится двойная нагрузка: нужно приготовить пищу и постную, и скоромную, что существенно увеличивает время труда и количество затрат. Также непросто поститься тем людям, которые каждый день выполняют тяжелую физическую работу или серьезно болеют. Как определиться? Большинство все-таки выбирает для себя легкий путь, сводя пост к минимуму, или совсем не постится. Известно, что западные христиане почти полностью упразднили телесный пост и главный упор делают на его духовную составляющую. При этом они оправдывают себя словами святого пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8). Невозможно не согласиться со святым Исаией, который почти за тысячелетие в точности пророчествовал о рождении, страдании и воскресении Христа Спасителя. Проблема лишь в том, что очень часто каждый из нас вместе со святым апостолом Павлом может признаться: «Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:14–24). В то же время вместо того чтобы, подобно апостолу, раскаяться в своей греховности и приложить все усилия для искоренения её, мы склонны по-всякому оправдывать себя и обвинять в своих неудачах других людей – домашних, соседей, начальников, политиков и т. д. В результате получается, как в басне И. Крылова «Лебедь, щука и рак» – «воз и ныне там», то есть не происходит никакого духовного роста, ибо мы неправильно определили цель своей жизни: вместо концентрирования всех сил души – воли, сердца и чувства – на изменении себя мы пытаемся трансформировать окружающий нас мир. Если при таком бедственном духовном положении мы игнорируем пост, то окончательно загоняем себя в тупик, из которого нет никакого выхода. Как свидетельствует опыт многих поколений христиан, лишь пост способен нас окрылить и помочь нам подняться над всеми проблемами, чтобы с высоты духа нелицемерно и правильно оценить свои возможности, выделить и укрепить в нашей жизни необходимое и отбросить второстепенное. То есть пост помогает посмотреть на себя как бы со стороны и правильно оценить ситуацию. Еще пост дает возможность снять с лица маску, которую мы надеваем в зависимости от ситуации и окружающих нас людей. То мы притворяемся милосердными, то строгими, то образованными; то мы вынужденно улыбаемся и высказываем свое одобрение, а в душе таим злобу и ненависть. Пост позволяет стать самим собой и, кроме того, открывает для нас перспективу не казаться, а быть по-настоящему добрыми, искренними, щедрыми, любящими и любимыми. Тот, кто отказывается от поста, пресекает возможность правильного духовного роста и обрекает на жалкое, преисполненное бесконечных дрязг со своими ближними существование. Неумеренные плотские удовольствия могут утешить лишь временно, ибо они стремительно сокращают нашу земную жизнь и обрекают на мучения в жизни будущей. Воздержание же душевных и телесных чувств при кратковременной скорби и неудобствах дарует нам возможность насладиться подлинной духовной радостью в этой жизни и перенести её в жизнь вечную. Грядущий Рождественский пост, если мы проведем его нелицемерно, поможет нам подготовить ясли нашей души, хоть и скудные добродетелями, для вмещения самого дорогого – Христа. Архимандрит Маркелл (Павук) | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |