Главная » Духовная трапеза » Неделя 27-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

21:00
Неделя 27-я по Пятидесятнице. Духовная Трапеза.

Неделя 27-я по Пятидесятнице
(Лк 13:10-17)

 
Значение дней праздничных — Позволительные занятия в праздник — Гибельные последствия от недостойного провождения праздников
 
В Евангелии настоящей недели содержится повествование об исцелении Иисусом Христом женщины, которая была скорчена и не могла выпрямиться. Это было в субботу, в синагоге, и дало повод начальнику синагоги осудить Иисуса Христа за нарушение субботы. В ответ на неправедную укоризну Спаситель сказал фарисею: лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк 13:15-16). В этом ответе не слышится ли глас Господа, повелевающего и нам в дни праздничные искать себе освобождения от тех тягостных уз, которыми житейская многопопечительность связывает нас, не оставляя и минуты, когда бы мы могли вздохнуть свободно, воспрянуть духом, выпрямиться и ободриться в силах телесных и душевных.
Поистине с этой целью и установлен Творцом праздничный покой, и божественный закон о субботе вполне приспособлен к силам человеческим, так что занарушение его неизбежно постигает человека наказание не только от Бога, но и со стороны самой природы человеческой, насилуемой истощением ее сил в непрерывной работе. Велики нужды людей, много напряженных усилий требуется от человека, чтобы их удовлетворить. Но велика и ненасытима часто бывает также и алчность человеческая, для которой все кажется мало, которая все более и более стремится себе захватить и не останавливается даже тогда, когда, по-видимому, всего довольно и все устроено. Чем же это необузданное напряжение должно оканчиваться? Силы человеческие скоро истрачиваются, теряется в человеке бодрость, охота к делу и даже является отвращение к нему. Между тем от непомерного труда здоровье подрывается, так что человек преждевременно делается неспособным к работе. Это приводит к тому, что нарушающие заповеданный Богом праздничный покой и по алчности работающие в праздники, вместо упрочения своего благосостояния неминуемо разоряются. Напротив, где этот покой свято чтится, там люди благоденствуют и, несмотря на самую горячую деятельность, не испытывают упадка и истощения сил, восстанавливаемых праздничным отдыхом. Если мы знаем, что в странах неправославных, в Англии, например, и в Америке, по строгому требованию гражданского закона все занятия в воскресные и праздничные дни прекращаются и не происходит от этого никакого вреда и убытка в делах сельскохозяйственных, коммерческих и других, напротив, народ благоденствует, или же евреи — народ самый многопопечительный, но свято чтущий свою субботу и другие праздники, во время которых они вполне отдыхают, — от этого ничего не теряют, то не стыдно ли тем православным, которые по любостяжанию нарушают праздники, обращая их в будни и не давая себе благотворного отдыха? Отметая праздники, дни Божий, назначенные на служение Богу, кому в это время служат и чью волю исполняют люди, как не волю мучителя своего диавола, стремящегося на погибель нам отменить все праздники Божий на земле, дабы помешать христианам исполнить долг богопочтения, освободиться от суеты и после благочестного и мирного провождения праздничного дня с благодушием и благодарением Творцу выступить на делание свое. Некогда гонитель и мучитель фараон, когда Моисей от лица Божия говорил ему: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни, насильно удерживал от этого, говоря: идите кийждо вас на дела своя (Исх 5 1,4), и чтобы евреи не думали о праздниках, приказал вдвое увеличивать им работы. Так и ныне поступает диавол с христианами, задавая им в праздник столько работы, что им некогда бывает ни в церковь сходить, ни отдохнуть в семье или в кругу друзей и товарищей, ни насладиться во время прогулки созерцанием природы. В лишении всего этого не обнаруживается ли прямое насильство врага спасения нашего, старающегося погрузить душу христианскую в бездну житейской суеты? Действительно, шесть дней утомительного труда до того могут утомить рабочего человека, что он, если для него нет праздничного отдыха, наконец может потерять сознание своего человеческого достоинства, сделаться подобным подъяремному животному. Но вот наступает праздник. Труженик бросает работу, снимает с себя грязную будничную одежду, отряхает с души своей заботы и с облегченным сердцем идет прежде всего в храм Божий. Сколько здесь душа христианская может получить благодатного утешения, отрады и просвещения от священнодействий и песнопений церковных, от слышания слова Божия и пастырских поучений! Затем придет он в дом свой. Как живительно может действовать на душу человека, утомленного недельной работой, отдых среди семьи и домочадцев! Или вот он обходит свой дом и обозревает хозяйство. Взойдет ли он в мастерскую или пройдется по полям и огородам, где он в поте лица трудился и был вполне рабом своих нужд. Теперь он уже чувствует себя существом свободным, ободряется духом и получает запас бодрости на всю следующую неделю. Теперь он может спокойно обсудить положение дел своих, усмотреть свои ошибки и обдумать, как их поправить, составить план и порядок будущих занятий. Все это может ему обеспечить успех дел, особенно при благословении Божием, которое невидимо почивает на свято и благоговейно чтущих праздники Божий.

Но за что же Христос обличал евреев, строго соблюдавших праздничный покой? Христос обличал современных Ему иудеев, которые, следуя произвольно установившимся у них узаконениям, по преданию старцев, в праздновании субботы дошли до странных мелочей к ущербу требованиям закона нравственного, запрещали делать в праздник всякое дело, даже доброе и необходимое. Христос прямо и решительно (Мф 12, 2-12), говорил, что позволительно делать в праздник то, что необходимо для жизни и для блага ближних: темже достоит в субботы добро творити.

Но какие занятия и труды, добрые и необходимые для нас самих и для блага наших ближних, могут быть позволительны в праздники, относительно этого многие христиане, по своим личным склонностям, судят различно. Люди ленивые, беспечные, склонные к праздности, обыкновенно ждут не дождутся праздника, чтобы предаться разгулу и ничегонеделанию. Весь день, с самого утра, они проводят в местах увеселительных, бродят по улицам, толпятся на площадях без цели и нужды, чтобы только убить время. Другие, напротив, склонные к любостяжанию, прикрываясь правилом, что лучше чем-нибудь заниматься, нежели бездельничать, принимаются в праздник за обыденные занятия и увлекаются ими до того, что превращают праздник в будни. Те и другие, очевидно, не понимают истинной цели установления праздников и оттого проводят их не так, как должно по закону Божию. Чтобы знать, как должно проводить праздники, прежде всего надо твердо помнить, что праздники — дни Божий, посвященные служению Богу. Мы исполним главную свою обязанность, если в эти дни будем неопустительно присутствовать при общественном богослужении. Исполнивши этот долг, христианин может исправить и свои урочные дела, то есть такие, которые не могут быть отложены до следующего дня и исполнение которых требуется немедленно. Но тут следует быть весьма осмотрительным. Можно счесть за необходимое и неотложное много такого, что на самом деле легко может быть оставлено, и при совершении дел необходимых и неотложных можно сделаться явными нарушителями праздника, когда эти дела мы станем совершать так, что они будут утомлять телесные наши силы, отягощать душу излишними заботами, волновать ее корыстными стремлениями и, таким образом, будут препятствовать праздничному покою, душевному и телесному. Праздничный покой особенно необходим для души нашей, чтобы ей легче было вознестись к небесному и приблизиться к Богу в мире и богомыслии. Мысль о Боге никогда, конечно, не должна оставлять нас, но в праздники мы должны особенно упражнять душу в благочестивом созерцании дел милости Божией чрез благоговейную молитву, чтение и слышание слова Божия. В молитве мы беседуем с Богом, а в слове Божием Бог с нами беседует и передает нам глаголы жизни вечной. То и другое может быть совершаемо беспрепятственно только когда душа отрешится от суеты и злобы дней рабочих, будет свободна от житейских забот. Когда же христианин только по наружности выполнит свой долг в праздник, то есть сходит в церковь, пожертвует на храм, подаст бедным милостыню, а затем на весь день погрузится в омут житейской суеты, не даст душе своей отдохнуть и возрадоваться о Господе, то погибнет для него праздник без пользы душевной и телесной. Обыденные заботы и труды в праздник не дадут ему ни как следует помолиться, ни принять участия в мирных и благочестивых собеседованиях, в чтении слова Божия и других душеспасительных писаний. Праздничная же работа, как незаконная и неблагословенная от Бога, никогда не может быть успешна, напротив, она внесет повреждение и в те дела, которые законно делаются в непраздничное время. Так и действительно бывает, что Господь явно карает нарушителей праздничного покоя. Неложно сказанное чрез пророка Аггея слово Господа Вседержителя: зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношения своя, то есть не даст своих произведений (Агг 1:9,10). Приличными для праздника и богоугодными занятиями могут быть только те, которые совершаются с благотворительной целью, по неотложной нужде и без корыстных побуждений. Помочь ближнему в крайней нужде личным трудом хотя бы в праздник не только не грех, но и прямая наша христианская обязанность, как дело служения самому Богу. Темже достоит в субботу добро творити (Мф 12:12), говорит Спаситель.

Подумайте, до чего ныне дошло в православном русском народе уклонение от богоучрежденного порядка проведения дней, посвященных Богу. Что мы видим? Еще в некоторых мирных селениях, отдаленных от городской суеты, праздники чтутся, как дни Божий, и проводятся благоговейно. Но что делается в больших городах и селах торговых или промышленных? Здесь уже нельзя отличить праздников от дней будничных: житейская суета, торговля, работы и все занятия с утра до вечера непрерывно продолжаются, и мало кто слышит праздничный призыв к богослужению. Но особенно прискорбно видеть, когда святые дни праздников всецело отдаются суетным и вредным развлечениям, проводятся в объядении и пьянстве, сопровождаемых буйством и драками, и таким образом христианин, вместо того, чтобы воспользоваться праздничным временем на пользу души и тела, в разгуле только расстраивает себя и расслабляет телесные силы так, что на другой день делается неспособным к работе. Мало того, от необузданного праздничного разгула весьма часто люди теряют самую жизнь свою, разбиваются, тонут, мерзнут и в скоропостижной смерти обретают вечную погибель своей души. Не явное ли это наказание Божие бесчинным нарушителям праздников? Не грозное ли предостережение всем нам и вразумление к достойному провождению святых дней? Нет сомнения, что зло в этом случае главным образом происходит от пьянства, которое у нас считается и всегда бывает непременно принадлежностью праздничного веселья. Вино полезно, говорит премудрый, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя. Горесть для души вино, когда пьют его много. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного. (Сир 31:31-35). У кого вой? — говорит Соломон, — у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином (Притч 23:29,30). Горе тем, которые с раннего утра игцут сикеры, говорит пророк Исайя, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют (Ис 5:11,12). Да и могут ли пьяницы помышлять о делах Господних, о благе ближних, даже о своем погибельном состоянии, когда винные пары омрачают их ум и наполняют головы непотребными и богопротивными помыслами. Пьяница теряет совесть, злословит, сквернословит и даже богохульствует. В необузданном раздражении от вина он оскорбляет семейных, друзей, благодетелей, родителей своих. Одним словом, пьяный человек готов на все дурные дела, так как в омрачении ума не видит опасностей и тяжкой ответственности за свои слова и поступки. Пьяному море по колено. Пьянство, приводящее ко многим смертным грехам, есть самый тяжкий грех. От этого ужасного порока, предостерегает нас Сам Иисус Христос. Смотрите за собою, говорит Он, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк 21:34). Тот день, о котором упоминается здесь, есть день страшного суда. Хотя до страшного суда мы здесь на земле, может быть, и не доживем, но смерть каждого человека уже есть начало суда над ним. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Ев 9:27), говорит апостол. Смерть не за горами, а за плечами у каждого из нас. Что же ожидает человека за гробом? Отойдет он на тот свет внезапно, не раскаявшись, весь оскверненный смертными грехами — и погибнет безвозвратно, навек. Не слышите ли, что в Писании сказано: пьяницы царствия Божия не наследуют (1 Кор 6:10), а если не наследуют царствия Божия, значит, пойдут в ад, потому что на том свете одно из двух: или рай, или ад.

Внемлите спасительным предостережениям слова Божия и блюдите себя от необузданности в чувственных наслаждениях всегда, а особенно в праздничное время, когда много предстоит соблазнов нарушить воздержание и трезвость. Что за радость, что за польза, когда ради минутных, скоропреходящих, чувственных удовольствий человек лишает себя доброго здоровья на всю жизнь, а душе своей уготовляет вечную погибель? Какое безумие святые дни праздников, назначенные Богом для телесного отдохновения от трудов и для умиротворения души, проводить в разгуле, гибельном для здоровья и душевредном.


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Духовная трапеза | Просмотров: 794 | Добавил: Православие | Теги: Лк 13:10-17, Духовная трапеза, Позволительные занятия в праздник, Значение дней праздничных, Неделя 28-я по Пятидесятнице | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar