Неделя жен Мироносиц
(Мк 15:43-16:8)
Свойства истинной любви к Богу — Молитвенное усердие — Прилежное посещение храма Божия
В примере святых жен мироносиц, память коих мы ныне прославляем, содержится вразумительное для нас указание существенных свойств любви к Богу. Заповедь о любви к Богу есть первая, важнейшая из всех заповедь. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая первая и наибольшая заповедь (Мф 22:37,38), говорит Иисус Христос. Святые жены мироносицы, проявившие истинную любовь к Богу, да послужат образцом, какова должна быть и наша любовь к Богу.
Любовь всегда выражается в сердечной привязанности к любимому лицу или предмету. Кого мы любим, с тем желаем чаще видеться, дольше беседовать и не отлучаться от него. Жены мироносицы так возлюбили Господа Иисуса Христа, что, оставив свои житейские занятия, прилепились к сонму учеников Христовых, были усердными слушательницами Божественного Наставника, неотступно пребывали с Ним, не отлучаясь от Него до последних минут Его земной жизни. Так ли мы выражаем свою привязанность к Господу? Господь близ нас, как вездесущий, и особенно благоволит Он являть Свое присутствие в храме, который посему и называется домом Божиим. Помним ли мы о такой близости к нам Господа? Созерцаем ли своим умственным взором Его промыслительную благость и правосудие в судьбах творений Его и в обстоятельствах жизни, подобно Давиду, который свидетельствует о себе: всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную меня; и не поколеблюсь (Пс 15:8). Спешим ли мы в дом Божий, чтобы в молитвенном общении с Господом доставить отраду душе своей и усладиться глаголами божественными в пророческих и евангельских чтениях? Уготовляем ли себя к благодатному и преискреннему общению с Господом в принятии Тела и Крови Его, или, по крайней мере, неопустительным и благоговейным присутствием при совершении Евхаристии выражаем ли свою любовь к сладчайшему Иисусу? Признаемся, что наша мысль и наше сердце более привязаны к земному, житейскому, чем к божественному. О Боге мы забываем, небрежем о домашней молитве, ленимся ходить в храм Божий, скучаем стоять при службах церковных, развлекаемся при этом посторонними житейскими попечениями, с холодным сердцем приемлем участие в таинственном общении с Христом, не удосуживаемся даже и один раз в год приступить к божественной трапезе. Это ли любовь к Богу, Спасителю нашему, возлюбившему сущие в мире, до конца возлюбившему их! (Ин 13:1).
Жены мироносицы, сопровождавшие Иисуса Христа с самой Галилеи, были не простыми слушательницами Его учения, но выразили Ему свою любовь деятельной заботливостью о телесных нуждах Божественного Странника, не имевшего где главу преклонить, — они служили Ему, сказано в Евангелии, от имений своих (Лк 8:3). Это служение святых жен Спасителю не было основано на какой-либо своекорыстной надежде получить преимущество в земном Его царстве, о котором неправильно думали современные Иисусу Христу иудеи и которого ожидали даже сами апостолы. Нет — святые жены мироносицы были исполнены высшей бескорыстной любви к Спасителю. Они пребывают с Христом не только при благоприятных обстоятельствах, когда Он, окруженный любовью и всеобщим почтением народа, ходил по городам и весям Галилейским и Иудейским, но не отступают от возлюбленного своего Учителя и Господа в самые скорбные и страшные минуты. Св. жены не оставляют Его осужденного, распятого и умершего поносною смертью. Это истинная бескорыстная любовь.
Такою ли любовью мы воздаем Богу за все Его естественные и благодатные дары, коими он ущедряет нас? Господь не требует угождений от рук человеческих, будучи вседовольным и всеблаженным, но Он указует нам средство благоугождения Ему в делах милосердия. Служили ли мы Господу Иисусу Христу в лице бедных, нуждающихся, коих Он благоволит нарицать меньшею Своею братиею, и оказанные этим бедным дела милосердия принимает как бы обращенные к Нему Самому? Если мы холодны делами милосердия, то это явный признак, что мы не любим Бога. Ибо любовь к Богу неразрывно соединена с деятельной любовью к ближним. Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин 4:20), свидетельствует великий апостол любви святой Иоанн Богослов.
Наконец, отличительное свойство, венчающее истинную любовь, есть самоотвержение. Когда ради любимого человека мы готовы пожертвовать своим трудом, спокойствием, даже самой жизнью, тогда несомненно можно сказать, что имеем совершенную любовь. Жены мироносицы вполне проявили такую самоотверженную любовь к Господу Иисусу. Несмотря на ожесточенную злобу врагов Христовых, когда все апостолы, кроме Иоанна, разбежались, жены мироносицы — эти слабые, беззащитные существа, воодушевленные крепкой, как смерть, любовью к Спасителю, неотступно и мужественно следуют за Ним крестным Его путем, явно выражают свое сострадание Невинному Страдальцу, безбоязненно восходят на Голгофу — стоят при Кресте и с участием смотрят, как погребают Божественного Мертвеца. Мало того, забыв всякий страх, святые жены, с благовониями рано утром еще в темноте идут к гробу Спасителя, чтобы воздать Ему последний долг. Очевидно, святые жены ради возлюбленного Спасителя решились идти навстречу всякой опасности, ничего не жалели и сами жизнью своей не дорожили, чтобы только исполнить свой благодарный долг по отношению к Спасителю. Кто нас отлучит от любви Божией, так думали святые жены, скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим 8:35). О, если бы и каждый из нас был воодушевлен такой же самоотверженной любовью к Господу! Тогда малоценными и ничтожными показались бы все прелести мира, так часто пленяющие наше сердце и отвлекающие его от любви божественной. Тогда ничего не значили бы для нас все беды и напасти многопечального жития нашего: силою любви божественной мы всякую скорбь превозможем и сохраним себя от всякого уныния и печали.
По слову апостола Павла, ныне пребывают три сия: вера, надежда и любовь — три стихии жизни христианской, без которых душа не может жить, как тело без воздуха, воды и пищи, но любовь из них больше, говорит тот же апостол (1 Кор 13:13). Итак, совершенствуйтесь в любви. Любите Бога и ближних не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин 3:18).
Евангелие повествует, что жены, бывшие ученицами Иисуса Христа и сопровождавшие Его, начиная с Галилеи (Мк 15:40,41), а именно: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, движимые любовью и сердечной благодарностью к умершему Спасителю, возымели желание помазать тело Его миром, и так как, по случаю наступавшего праздника, не могли этого исполнить в день погребения, они, купив на другой день после субботы ароматы, решились воздать возлюбленному Учителю своему последний свой долг. Как сильно и пламенно было это желание, видно из того, что они, превозмогши свою женскую робость, отправились к гробу Спасителя зело рано, еще сущи тьме и пришли ко гробу при самом восходе солнца: приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Мк 16:2). Оказалось, что Христос уже восстал из гроба и весть об этом, сообщенная сначала ангелом, а затем подтвержденная личным явлением Спасителя, возбудила в мироносицах благоговейный трепет и такой избыток радости, что они, пришедши в Иерусалим, ничего не сказали о своих видениях ничтоже реша, бояхубося (Мк 16:8).
О Так драгоценное миро и осталось без употребления в руках мироносиц; но их подвиг любви, с какой они стремились помазать тело Спасителя, пред Богом был многоценнее их вещественного дара и сильнее всяких ароматов благоухало пред Спасителем их сердечное к Нему благоговение. За такую любовь из всех земнородных мироносицы первые были обрадованы вестью о Воскресении и были первыми созерцательницами и провозвестницами единственного, беспримерного, светоносного для Воскресения Христова, такого дня, который сам отец верующих Авраам рад был видеть: и виде и возрадовася (Ин 8:56). Он этот день Христов только в прообразах, а жены мироносицы были счастливее Авраама, потому что видели действительное исполнение того, что в Ветхом завете было прообразовано; ход солнца, озарившего в первый раз мрачную и погибавшую под тяготой божественного проклятия землю и живущих на ней животворным светом благодатного просвещения и оправдания.
Нам, христианам, живущим в свете веры Христовой, дорого должно быть утреннее время по воспоминанию о столь великом благодеянии, явленном нам Воскресением Христовым. Ежедневно, при каждом восходе солнца, мы должны славить Спасителя. Так поступали издревле христиане; они любили утром собираться на молитву и славословили Христа, даровавшего нам духовный свет. Великое славословие, находящееся в составе утреннего богослужения и начинающееся возгласом священника: Слава Тебе, показавшему нам свет, в древнее время всегда приурочивалось к тому времени, когда первые лучи восходящего солнца озаряли землю. Какой прекрасный и достоподражаемый обычай! Примером жен мироносиц не зовет ли и ныне нас святая Церковь к утреннему богослужению и славословию Христа в грубокознаменательных словах сей священной пасхальной песни: утренюем утренюю глубоку и вместо мира (благовоний) песнь принесем Владыце и Христа узрим, правды Солнце, всем жизнь возсияюща. И подлинно, ни в чем так ощутительно не можем мы, христиане, познавать славу и силу животворящего и спасительного Воскресения Христова, как в образе восходящего солнца, разгоняющего мглу ночную, согревающего и оживляющего всю тварь. Не так ли точно нам, живущим в мрачной юдоли плача, скорбей и тяготы житейской, свет, воссиявший от гроба Спасова, служит источником вечной блаженной радости. Но и независимо от благотворного для души нашей воспоминания о светоносном утре воскресения Христова, утро всякого дня, по естественному состоянию нашему, есть самое удобное и более располагающее к молитве время. Утром вся природа является в полноте и свежести; тогда и человек бывает бодрее духом и телом, его чувства — живее и восприимчивее к впечатлениям доброго и прекрасного, его воля — сильнее к направлению его деятельности согласно с законом Божиим. Утром и молитва наша может быть пламеннее, разумнее, сердечнее. Недаром царственный певец Израиля пророк Давид любил от нощи восхвалять имя Всевышнего и возвещати заутра милость Его (91:2). Как же неблагоразумно с нашей стороны терять столь драгоценное утреннее время без молитвенного подкрепления и ободрения души нашей? Когда мы поставим себе за правило вставать пораньше и с бодренным сердцем и трезвенной мыслью возносить молитву к всещедрому Богу, то невидимая благодатная сила могущественно укрепит нас в наступающий день на благое дело и делание наше до вечера. Бог тому подает, кто рано встает; Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся, — так говорят наши русские пословицы. Но как мало ныне следуют советам вековой мудрости народной! Многие до того отвыкают вставать рано, что для них это становится весьма трудным и составляет настоящее мучение, а которые и встанут пораньше, обыкновенно принимаются не за молитву, не в храм Божий спешат к утреннему богослужению, а принимаются скорее за еду и питье; едва встанут начинают ссориться, браниться, срамословить, вместо того, чтобы славословить Создателя, воздвигшего нас от одра и сна невредимыми. И вот еще что, к стыду христиан, нередко бывает между ними. При ночных пиршественных весельях часто утренний восход солнца встречается христианами не с молитвой на устах, но с неистовыми воплями разгула, продолжавшегося всю ночь. И это чаще всего допускается под воскресные и праздничные дни, свободные от служебных занятий и потому неблагочинным празднолюбцам дающие повод и возможность дольше поспать. Какое это прискорбное явление! Сколько гибнет христиан от такой распущенности нравов и неуважения к заветам святой матери нашей — Церкви православной, назначающей праздник не для разгула, а для укрепления и отдохновения нашего в молитве, Богомыслии и добрых делах.
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф 5:15,16). Смотрите, будьте осторожны — дорожите временем. Не теряйте благословенного утра — особенно молитесь тогда, чтобы по сне нощном, воссиял вам день безгрешен, просветил ваши мысли, очеса и ум, восставил вас от тяжкого сна лености, помогал вам на всякое время во всякой вещи и избавлял от всяких мирских злых вещей, сподобляя всегда творить святую волю Его.
Жены мироносицы, желавшие исполнить долг почтения к умершему Спасителю помазанием пречистого тела Его миром, чего они не могли сделать по причине праздника, собрались для этого по прошествии субботы зело рано (Мк 16:2). Они с приготовленными ароматами и мастями вышли из дому еще сущи тьме (Ин 20:1) и подошли к гробу при первом сиянии восходящего солнца. Видно, велико было усердие святых жен к добровольно принятому на себя долгу, что они в темноте не убоялись идти по пустынным улицам города, наполненного озлобленными врагами Христовыми, мимо страшной Голгофы, к месту погребения Спасителя. Этот долг любви и усердия был весьма благоугоден Господу и был награжден тем, что воскресший Спаситель прежде всех апостолов, даже самых присных Ему, удостоил Своего явления жен мироносиц.
И нас, по примеру жен мироносиц, святая Церковь побуждает приносить Спасителю дары нашего усердия и любви к Нему, только не в вещественных ароматах, но в благоухании нашей молитвы, которая, как фимиам от кадила, возносится к престолу Божию. Мы должны, по слову псалмопевца, утреневатъ в молитве к Богу (Пс 62:2), т.е. быть прилежными к исполнению молитвенного долга, любить молитву и исполнять ее неотложно, прежде всякого житейского дела. Теперь спросим самих себя: имеем ли мы такое прилежное усердие к молитве и к посещению храма Божия, чтобы отложив все свои дела, забыв все неудобства и оставив свои прихоти, исполнять молитвенный подвиг терпеливо, с усердием и любовью? Христианин, благочестивый и горячо любящий храм Божий, как только услышит звон церковного колокола, даже в самое раннее время, при неблагоприятной погоде, при нездоровье, спешит в храм Божий, приходит своевременно, стоит благоговейно и не уходит до окончания службы. Он скорбит и томится, когда лишен возможности идти в церковь. Его душа так же стремится к Богу крепкому и живому, так же желает пред лицо Божие, как жаждущий олень стремится к источнику воды (Пс 41:2). Но у христиан, ленивых к молитве и беспечных о спасении души, столько есть разных отговорок при нехождении в храм Божий! Для них то служба начинается слишком рано и они не могут подняться с постелей своих; то идет она очень долго и они очень устают — оттого будто и опаздывают, не поспевая к началу, а также и уходят до окончания службы. Другие не ходят в храм по отдаленности, по причине дурной погоды, по нездоровью, а больше всего уклоняются от посещения храма Божия по недосугам при множестве житейских дел. Все подобные отговорки вовсе неизвинительны и показанные препятствия к хождению в храм Божий легко могут быть устранены при усердии. Но когда нет этого усердия к храму Божию и когда не сознается даже важность его как дома Божия, самое хождение в храм, при рассеянном, неблагоговейном стоянии в нем, не принесет душевной пользы, а только послужит в осуждение. Что же касается нашей отговорки от посещения храма Божия по житейским недосугам, то такая отговорка прямо выражает маловерие и недостаток любви к самому Господу, Который, по неизреченному снисхождению Своему к нам, грешным, благоволит являть свое особенное присутствие в храмах, уготовляет здесь благодатную и таинственную трапезу для утоления нашей алчбы и жажды духовной и зовет нас с высоким проповеданием к Себе на вечерю. Как неблагоразумно и неблагодарно с нашей стороны отказываться от сего божественного призывания и предпочитать ему коварные внушения нашей плоти и страстей, влекущих нас из-под мирного и благодатного покрова дома Божия на шумное торжище греховной суеты и своекорыстной наживы!
Ныне любят говорить, что время — золото, что временем надобно дорожить, но при этом совершенно забывают, что время дано нам для приготовления к вечности, а не для устроения житейского быта. Если бы мы хорошо все это помнили, то не стали бы считать потерянным время, проведенное в храме Божием, где более всего душа наша может обогащаться спасительными дарами благодати Божией и откуда износится самое неоцененное для жизни нашей благо — милость Божия, без которой мы в своих житейских начинаниях ни в чем не успеем, сколько бы ни старались. Как Бог благословляет ревностных посетителей храма Божия, приводится пример в отеческих сказаниях (Пролог, 9 июля).
В одном месте жили два человека, по ремеслу портные. Один имел много детей, содержал отца и мать и всех их пропитывал. Другой не имел семейства но ему едва доставало на пропитание. Первый свято соблюдал дни праздничные, никогда в эти дни не работал, но всегда ходил в церковь, даже и в будни. Другой был искуснее в своем ремесле, но сколько ни трудился, ничего у него не спорилось, он и в праздники работал, но пользы было мало. Видя своего товарища в достатке, при многочисленном семействе, он спросил его, откуда он получает средства для прожития, хотя меньше его работает? Тот отвечал: «Я хожу в церковь и по дороге часто нахожу золото, оттого и не терплю нужды. Если ты будешь со мною вместе ходить, то и ты разбогатеешь». И действительно, когда нарушитель праздников стал, по примеру своего товарища, чтить эти дни прилежным посещением храма Божия, благословение свыше невидимо посетило его дом, и он начал иметь избыток от трудов своих.
Ходите чаще в храм Божий, и там обретете богатый источник благословений небесных и земных. Молитесь и просите усердно, и дастся вам от Господа все благопотребное для временной и вечной жизни.
Читайте также:
|