Свв. апп. Петр и Павел.
(О том, как мы должны переносить постигающия нас беды, напасти и скорби?).
I. Ныне праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
«Ап. Петр» (Кифа, Симон) — рыбарь из Вифсаиды, брат ап. Андрея, призван к апостольству Самим И. Христом. По вознесении Господнем, он первый из апостолов начал проповедывать в Иерусалиме воскресшаго Господа, много прострадал за это от иудеев и даже потерпел темничное заключение, откуда был чудесно спасен ангелом. Потом проповедывал евангелие в Самарии, Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии и Египте. Он был апостолом преимущественно иудеев. Подвиг благовестия окончил в Риме, где в Нероново гонение был распят на кресте, вниз головою, около 67 г., так как в образе страданий он не хотел уподобиться своему Божественному Учителю.
«Ап. Павел», именовавшийся прежде Савлом, родился в городе Тарсе киликийском, воспитывался в Иерусалиме под руководством знаменитаго учителя Гамалиила и был ревнителем отеческих преданий по учению фарисеев. Чудесно обращенный Самим И. Христом, на пути в Дамаск, он принял св. крещение в Дамаске и из гонителя веры Христовой сделался самым ревностным ея проповедником. Он больше всех апостолов потрудился в устроении церкви Христовой и насаждении веры между язычниками, причем перенес многочисленныя страдания и гонения как от иудеев, так и язычников. Он основал церкви в Малой Азии, Греции и Риме. Скончался в Риме, быв усечен мечем, в один год с ап. Петром. Важнейшия события жизни и деятельности верховных апостолов описаны в книге «Деяний апостольских».
Святые апостолы Петр и Павел в земной жизни переносили безчисленное множество трудов, лишений, бед и напастей. Так св. ап. Петр три раза был заключен в темницу (Деян. 4:3; 5, 18; 12, 4), подвергался поруганиям и побоям (Деян. 5. 18 и 35) и наконец, как мы видели, умер мученическою смертию в царствование Нерона: он был распят на кресте головою вниз. А св. ап. Павел был безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано было ему по сороку ударов без одного. Три раза били палками, и однажды побивали его камнями, три раза терпел он кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был он в путешествиях, в опасностях на реках, от разбойников, от единоплеменников, от язычников, в опасностях в городе, в пустыне, на море и между лжебратиями (2 Кор. 11:23-27). Слова И. Христа: «в мире скорбни будете» (Иоан. 16:33), сбылись над ним во всей точности. Но среди всех бед, напастей и скорбей св. ап. Петр и Павел утешались и радовались.
II. А мы, бр. христ., как переносим постигающия нас скорби и напасти?Если случится с ними какая-либо скорбь, или несчастие, или беда, то как мы тогда печалимся, сокрушаемся и унываем! Сколько ропота на Бога вырывается тогда из уст наших, сколько досады и зависти на людей тогда возникает в нашем сердце? Нет, не так мы должны переносить постигающия нас беды, напасти и скорби.
а) Свв. отцы церкви учат нас иному перенесению скорбей.
«Св. Ефрем Сирин» говорит: «если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушение. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем посевать слез, то как, не плакав здесь, станем пожинать там, т.-е. на том свете. Если можно было бы получить царство без скорбей, без искушений, без терпеливаго подвига в прочих добродетелях, то для чего Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил жить всем в своеволии и роскоши? Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорбь, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых» (Твор. св. Ефрема Сирина, ч. III, стр. 423, 441 и 444, по изд. 1859 г.).
«А св. Иоанн Златоуст» учит: «душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Скорбь искореняет высокомерие, отсекает всякое нерадение, уготовляет к терпению, обнаруживает ничтожность дел человеческих и в жизни вводит много любомудраго. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души; она стирает с нея скверну, делает ее чистою, светлою и ясною. Скорбь вводит в царство, а безпечная жизнь в геенну. Итак, если ты ученик Христов, иди путем тесным и скорбным: не ропщи и не унывай» (Иоан. Злат. толк. на 2-ое посл. к Коринф., стр. 320 и 321, по изд. 1851 г.).
б) Зная благодетельное и благотворное значение бед и скорбей в деле нашего спасения, люди богобоязненные даже тревожились, безпокоились, сокрушались, когда их долго не постигали какия-либо беды и скорби.
Вот пример тому один из многих. Разсказывал некто из отцов другому, что, бывши в Александрии, он пришел однажды в церковь помолиться и увидел там женщину богобоязненную. Она была в черном одеянии и, молясь пред иконою Спасителя, плакала и со слезами повторяла: «оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, милостивый». Что это она так плачет? думал я. Видно, вдова она и от кого-нибудь терпит обиду. Поговорю с нею и успокою ее. Я сказал ей: «видно, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?» «Ах, нет, отвечала она и опять заплакала, нет, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том-то я и плачу, что так как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три уже года, как я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни чего у меня из дома не пропадало. Думаю, поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу пред Ним, чтобы Он помиловал меня по милости Своей». Вот как люди богобоязненные разсуждают, когда долго у них не бывает скорбей: им тогда думается, что Бог забыл их; скорби они считают за особенное к себе вниманиеот Бога, за особенную Его к себе милость. («Троицкий листок» № 119).
III. Итак, «христианин, скажем словами святаго Иоанна Златоуста, не скорби среди скорбей, помышляя, кому ты чрез них приобщаешься и как искушения очищают тебя и сколь много приносят тебе пользы». (Толков. на 2-е посл. к Коринф., стр. 10, изд. 1857 г). Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», 1889 г., июнь).
Поучение 2-ое.
День свв. первоверховных апостолов Петра и Павла.
(Апостолы своею жизнию научают нас той истине, что без благодати Божией человек весьма слаб).
I. Великия похвалы св. церковь относит ныне празднуемым апостолам: Петру и Павлу. Труды их для распространения и утверждения св. веры нашей и церкви выше всех похвал наших. Для нас в этом отношении достаточно участвовать умом и сердцем в песнопениях св. церкви, сложенных в честь св. апостолов. Лучшаго мы не придумаем. Да и для чего было бы придумывать, когда труды благовестия апостолов Петра и Павла у всех на виду и заставляют каждаго размышляющаго только благоговеть к ним? Однакож — размышляющаго, потому что без рамышления о подвигах апостолов нельзя понять всей их важности.
II. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? По своему характеру, по своей особенной ревности к благовестию Христову, по смелости своих действий для распространения веры христианской, за которую Петр был распят, по собственному желанию, головою вниз, считая себя недостойным быть распятым по образу Христа Спасителя, как некогда трикраты отвергшийся Его в испуге, по живости характера; а Павел был усекнут мечем.
а) «Ап. Петр» избран Господом в самом начале открытаго Его служения роду человеческому, и переименован из Симона Петром, потому что он первый из апостолов признал в Иисусе истиннаго Мессию. «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», сказал он на вопрос Спасителя: «вы же Кого Мя глаголете быти» (Матф.16:15 и 16)? Исповедание сказанное Петром есть краеугольный камень христианства, потому и сказавший назван камнем: Петр значит камень; назван он так и в знак того еще, что Спаситель знал, какую со-временем он покажет твердость веры. И действительно, омывший горькими слезами свое троекратное, но самое кратковременное отречение от Христа в часы страданий Его, — он запечатлел после веру свою кровию и крестною смертию. По истине апостол Петр есть первоверховный!
б) Но «Павел» вначале не был апостол, не только в числе двенадцати, но даже в числе семидесяти. Он не сопровождал Господа во время Его проповеди, а обратился ко Христу уже по вознесении Его на небо, — чудесным образом. Павел, в иудействе Савл, был самым жестоким гонителем христиан, а потом сделался достойным названия первоверховнаго апостола по своим великим заслугам для церкви; вот что значит благодать Божия! Она сделала из страшнаго врага самаго сильнаго защитника христианства.
Апостол Павел сам о себе говорит: «благодатию Божиею есмь, еже есмь» (1 Кор. 15:10). И действительно, как можно объяснить такой великий переворот в душе человека, какой совершился с Савлом, иначе, как не особенным сверхъестественным действием Божиим? За то Павел сделался достойным сосудом благодати своею неутомимою деятельностию в пользу христианства; он сам говорит: «паче всех их потрудихся — (ст». 10). И кто достойно изобразит все труды Павла? Сам св. Златоуст отказывался вполне восхвалить великаго апостола. Св. церковь воспевает: «яже по вся грады узы и скорби твоя кто скажет, славне апостоле Павле? Труды, болезни и бдения, яже во алчбе и жажде злострастия, яже в зиме и наготе, каменометания и обхождения глубины истопления? позор бысть ангелом и человеком: вся убо претерпел еси о укрепляющем тя Христе».
Павел еще до обращения в христианство был отлично образован; он не только в совершенстве знал ветхозаветныя книги св. Писания, но и языческих древних писателей греческих; он обладал превосходными способностями, и вот, когда благодатная сила возродила его к новой жизни, он принес в жертву христианству все свои познания и способности; он с неотразимою силою доказывал истину христианской веры, и опровергал ложныя мнения иудейския; его послания, которыя так часто слышатся в церкви, самое высокое богословие. Не достоин ли Павел, после сего, имени первоверховнаго апостола? А проповедь его в разных странах света? Сколько основал он церквей! Но не исчислить мне всех заслуг апостола Павла; лучшее его изображение в его же посланиях.
III. Поспешим к заключению. Апостолы Петр и Павел, своею жизнию преподавая урок пастырям церкви Христовой, проповедникам веры и руководителям ко спасению, вместе с сим поучают своими делами каждаго, что может, какую силу может иметь человек при благодати Божией, и как он слаб, оставленный самому себе.
«Петр» без благодати неоднократно показывает опрометчивость и слабость; с благодатию он тверд, не поколебим, пламенен. «Павел», при естественных своих силах, образован, но не видит истины; с благодатию он увидел свет истинный, познал нищету мирской мудрости без Христа, сделался силен самоотвержением для истины, неутомимо деятелен, любвеобилен. «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе. Кто ны разлучит от любве Божия» (Фил. 4:13,Рим. 8:35)?
Будем же помнить, что одне естественныя силы наши слабы и что мы можем быть всегда сильными словом и делом при содействии благодати Божией. Но как часто мы забываем это! и получая благодать в св. таинствах, мы слабы от того, что вследствие грехов теряем ее, не возгреваем своим трудом, своими делами, своим покаянием. Благодать Божия действует в нас, но не без нас, — не принуждая, но наклоняя волю нашу к добру чрез нашу свободу, и дар Божий, живущий в нас, необходимо возгревать христианскою деятельностию, собственным старанием; тогда огонь ревности по вере и благочестию будет в вас апостольский, постоянный и сильный. Аминь. (Извлеч. из «Слов и речей» Леонтия, митр. моск.),
Поучение 3-е.
Свв. апостолы Петр и Павел.
(О молитве ко святым).
«Молю вы, братие... споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу» (Рим.XV:30-31).
I. Так писал ублажаемый ныне апостол Павел христианам римским.
Что-же это значит? Ужели апостол имел нужду в молитвах чужих? Ужели он, сосуд благодати, ожидал помощи молитвенной от людей? Ужели считал он не лишним ходатайство за него других? Ужели не видел он ничего несообразнаго с духом христианским в том, что, по его примеру, будут молить его самого о ходатайстве за других? Братия, мы собрались в храм сей вознесть молитвы к святым апостолам о помощи за нас грешных.
II. Соединим же с размышлением о молитве апостола размышление о наших молитвах ко святым.
а) «Молю вы, братие, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу». Апостол просит, апостол молит, чтобы молились за него. Откуда такое расположение в апостоле? Почему апостол просит молиться за себя? Чтобы понять апостола, возьмем другия слова его о себе самом. «Окаянен аз человек», восклицает он, «кто мя избавит от тела смерти сего?» (Рим. VII. 24). Так сознавал он в себе немощь плоти, безсилие природы человеческой для добра, и не надеялся избавиться от немощей прежде гроба. В чувстве сей-то немощи, в сознании сей-то слабости молился он за себя, молил и других молиться за него. Он был исполнен дарами благодати, но эти дары всегда оставались дарами Божиими, собственностию чужою, а не его самого; они оставались во власти Того, Кто даровал их — Духа утешителя; Тот мог уменьшить или увеличить их, удержать или усилить их действие.
Да, братия, на какой бы степени духовнаго совершенства ни стоял кто, сознание немощей неизбежно, чувство нужды в помощи необходимо для каждаго; падения наши с того и начинаются, что мы не видим грехов своих, не видим ран и болезней своих; не видя их, мы не просим помощи, — не прося помощи, слабеем час от часу более и доходим до изнеможения, до глубины греха.
Вот основание молитвам нашим ко святым, основание в самой глубине христианскаго духа!
б) Но для чего не обращаться с молитвою прямо к Богу или Господу Иисусу? Для чего нужно обращаться к посредству святых? Если чистый луч света пропускают сквозь зеленое или окрашенное стекло: он не доходит до нас светлым, — он кажется нам зеленым или окрашенным; но ни вера моя в светлость света не уменъшается, ни свойство света не изменяется от того, что нечистое стекло показывает его мне нечистым: возьмите чистое стекло и до глаза вашего дойдет чистый свет. Так точно, если хотите, чтобы небесный луч благости Божией дошел до вас во всей его светлости: пусть проходит он сквозь чистыя мольбы святых; а моя и твоя молитва, возлюбленный брат, легко быть может, покажет нам его совсем в другом виде, — оттого, что она не чиста. Вот почему столько чудес благодати Божией испытывают на себе по молитвам святых Божиих! Молитва ко святым соединяет нашу душу с чистыми проводниками благодати Божией, и через них низводит на душу лучи света благодатнаго. Грехи мои удаляют меня от Бога моего, служат преградою между моими ранами и Его благостию. Св. братия мои о Христе близки к Господу, чистыя души их с Ним и в Нем живут. Что мне остается, чтобы душа моя грешная не оставалась лишенною благодатнаго света, чтобы не потеряла наконец и самаго вкуса духовнаго к сладостям неба? Остается средство верное — обратиться к святым Божиим, да милость Его к ним станет между Богом и мною, и через них излиет елей свой на израненную грехами душу мою.
III. В заключение скажем, что все возражения против молитвы ко святым обнаруживают полную свою несостоятельность при первом прикосновении к ним непредубежденной мысли.
«Станет ли дитя, любящее отца, обращаться к посредничеству лица сторонняго с просьбою о заступлении пред отцом»?
а) О! без сомнения, станет, если оно доброе дитя, и провинится. Если же не станет: то тем самым покажет, что оно дитя не доброе, дитя упорное, на которое мало надежд в будущем. Обращаясь ко святым, мы выражаем недоверие не к Богу, а к себе самим, свои грехи признаем препятствием к общению нашему с Богом и Бога с нами. Может ли такое расположение души оскорблять Бога? Напротив, если что не угодно Господу, если что может оскорблять Его: то всего более дерзкая гордость. Если бы молитва ко святым была несовместна с благостию Божиею: то и молитва к Богу была бы тем же, и она также была бы недоверием к милосердию Божию.
б) Говорят: знают ли святые на небе о наших земных молитвах к ним? О! пусть не тревожатся ни за знание святых о земле, ни за любовь их к нам — земным странникам. Во Христе Иисусе соединены небо и земля союзом самым тесным. Во Христе Иисусе земные странники суть сожители святым, сущим на небе, сограждане Иерусалиму небесному, церкви, торжествующей в славе Божией, и тьмам ангелов Божиих. Так сказано нам в откровении Божием (Еф.II:19. Евр. XII:22. 23). А при такой близости небожителей к странникам земли, как не слышать первым молитвеннаго гласа последних? Святые Божии и на земле столько были прозорливы, что прозирали в тайные помыслы человеков, видели сокровенныя чувства и желания ближних, зрели отдаленное пространством и временем. Вспомните, как апостол Петр видел тайныя расположения и дела Анании и Сапфиры. Вспомните, как пророк Елисей верно видел происходившее в сердце ученика его Гиезия, и то, что тайно замышлял сирский царь. Что же сказать о небесном зрении святых Божиих? Здесь, говорит апостол, видим мы отчасти, — там вполне; здесь смотрим на предметы духовные как бы в зеркале, — там будем видеть их лицом к лицу, в самой сущности их (I Кор. XIII:9. 12).
Любовь святых на небе, без сомнения, полнее и чище, чем была на земле. Если они на земле готовы были отказаться от собственнаго спасения для спасения братий, готовы были считаться чуждыми для Христа, лишь бы были своими Христу чуждые Его; чего же не готовы они делать на небе для спасения тех же братий? «Кто изнемогает», говорил Павел, «и не изнемогаю» за него?«Кто соблазняется, и аз не разжигаюся» любовию к нему? «Сердце наше распространилось», «и не тесно вмещаетесь вы в нас» (2 Кор. XI:29. Ѵ40;I, 11. 12).
Будем же ни мало не сомневаясь, несмотря на все речи враждебных церкви сектантов (штундистов), обращаться с молитвою ко святым. (Сост. по «Слов. и реч.» Филарета, архиеп. черн.).
Поучение 4-ое.
Свв. апостолы Петр и Павел.
(Жизнь и труды св. ап. Павла и уроки из его жизни).
I. Св. апостол Павел, память коего вместе с первоверховным ап. Петром ныне празднуется, был иудей из колена Вениаминова, житель киликийскаго города Тарса, имевший права римскаго гражданина и, наставленный в строгих правилах фарисейских, был сперва ревностным гонителем Христовой веры. Еще будучи юношею, он стерег одежды убийц архидиакона Стефана. Не довольствуясь гонением христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письма в Дамаск, чтобы там отыскивать христиан и приводить их в Иерусалим на мучения. Когда он со своими спутниками приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, превосходивший солнечное сияние. От света небеснаго Павел, или Савл, ослеп и пал на землю. Потом он услышал голос Господа: «Савл! Савл! что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «кто ты, Господи?» Голос отвечал: «Я — Иисус, Котораго ты гонишь; трудно тебе итти против рожна». Савл спросил: «Господи! что повелишь мне делать?». Господь отвечал: «иди в Дамаск: там тебе будет сказано, что делать». Савла повели в Дамаск. Там был ученик Христов, Анания, и Господь в видении сказал ему: «иди в улицу, называемую Прямою. Там, в доме Иуды, спроси тарсянина Савла. Он теперь молится и видел в видении, что человек, по имени Анания, придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». — «Господи! сказал Анания, я от многих слышал, что он сделал много зла святым Твоим в Иерусалиме, да и сюда пришел, чтобы гнать призывающих имя Твое». Господь отвечал: «иди, ибо Я избрал этого человека, чтобы пронести имя Мое к народам, и царям, и сынам израилевым». Анания пошел к Савлу, возложением рук исцелил его и сподобил его святого крещения. С этого времени Савл стал таким же ревностным проповедником евангелия, каким прежде был гонителем. Сперва чуждались его как иудеи, так и христиане: иудеи досадовали на его обращение, а христиане не верили искренности обращения. При участии апостола Варнавы Савл был, наконец, принят в общение с прочими апостолами. Этого-то Савла Господь избрал на подвигпроповеди среди язычников, и Савл справедливо мог сказать о себе, что он при помощи благодати Божией потрудился более всех. Он проповедывал преимущественно среди образованных греков и римлян, не щадя ни трудов, ни самой жизни, которую, как он говорил, охотно бы отдал за спасение ближних, которых любил всем пламенем своего сердца.
Посетив с проповедию многия страны, св. ап. Павел прибыл в Иерусалим. Здесь апостолы приняли его с радостию и прославляли Бога за успех его проповеди, сопровождавшейся великими чудесами и множеством обратившихся ко Христу. Но иудеи, досадуя, что он учит язычников не соблюдать закона Моисеева, возмутились на него и готовы были его растерзать; 40 человек иудеев дали даже клятву — не есть и не пить, пока не убьют его. Павел, в свое оправдание, говорил, что он во всем действовал по указанию свыше, изъявлял готовность умереть за свое дело, но, ссылаясь на право римскаго гражданина, требовал суда у кесаря, т.-е. у римскаго императора. Областной правитель, не находя его виновным, готов был отпустить его, но, угождая иудеям, отправил Павла в Рим. После плавания у берегов Сирии и Малой Азии корабль вышел в открытое море, и настала такая буря, что 14 дней не было видно ни неба, ни солнца. Павду было открыто Богом, что корабль погибнет, а спутники ради его спасутся. Действительно, корабль сел на мель, а ехавшие на нем спаслись на остров Мелит или Мальту. Здесь чудеса и проповедь Павла обратили многих жителей. Чрез три месяца поехали дальше. От Неаполя Павел пошел пешком в Рим и, встреченный христианами, поселился в Риме, как узник, но не лишен был права посещать христиан и принимать посетителей. Сначала он беседовал с иудеями, но когда те начали спорить с ним, то обратился к язычникам и своею проповедью обратил ко Христу многих знатных римлян и даже, говорят, одну из жен императора Нерона. Тогда император предал его смерти. Как римский гражданин, Павел был казнен почетною казнью, т.-е отсечением головы. Павел скончался 29 июня 67 года по Р. Хр. в один день с ап. Петром.
II. Св. ап. Павел учит нас пламенно любить ближних наших и стараться обращать их к Богу, как сам он любил всех и как старался обращать всех ко спасению во Христе Иисусе.
а) «О любви Павловой», говорит св. Златоуст, что она была шире всякаго моря, сильнее всякаго огня; это был неизреченный пламень, о котором что ни говори, ничего не скажешь достойнаго. Один Павел достиг ее, как вполне обладавший ею. Святая душа Павлова обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Боге почитая выше всякаго родства. Павел всех любил так, как бы сам родил их, или лучше сказать, всякаго отца он превосходил нежностию любви. Ибо такова благодать Духа; она выше плотского рождения и обнаруживается в пламеннейшей любви. Особенно это видно в душе Павла, который, как бы окрылившись любовию, неутомимо всех обтекает, нигде не медлит, нигде не останавливается. Он знал, что Христос, сказав Петру: любишь ли Мя? Паси овцы Моя (Иоан. XXI:15), указал тем высочайшую степень любви, и потому сам с преизбытком явил эту любовь в себе.
б) «Соревнуя же Павлу, убеждает св. Златоуст, чествуя таким образом истинно достойно память славнаго апостола, будем и мы назидать, если не весь мир, не целые города и народы, то, по крайней мере, каждый собственный свой дом, свою жену, своих детей, друзей, соседей. И никто не говори мне: я неопытен, я невежда. Нельзя быть неученее Петра, неискуснее Павла. Он сам признается в том и, не стыдясь говорит: хотя я и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. XI:6). Но невежда Павел, но неученый Петр победили тысячи философов, заставили молчать тысячи витий, и все то произвели собственным усердием и благодатию Божиею. Какое же извинение найдем для себя, когда не можем научить двадцати человек, быть полезными для живущих с нами в одном доме? Пустой предлог, пустая отговорка! Не малоученость, не малообразованность, но леность и сон препятствуют нам учить. Оттрясем этот сон и со всем тщанием позаботимся о собственных членах, чтобы, наставляя ближних своих страху Божию, и здесь насладиться полным спокойствием, и там соделаться участниниками безчисленных благ по благодати и человеколюбию Господа нашего И. Христа». («Толков. св. Иоанна Златоуста на посл. ап. Павла к римлянам»).
III. Да укрепит нас Господь Своею всесильною благодатию любить наших ближних, как самих себя, и заботиться об их преуспеянии в вере и благочестии, как заботился о всех ныне прославляемый с ап. Павел. Аминь. (Свящ. Г. Д-ко).
Поучение 5-ое.
Св. апп. Петр и Павел.
(Жизнь и труды св. ап. Петра и уроки из его жизни).
I. Свв. апостолы Петр и Павел называются «первоверховными» из всех апостолов, и им двоим установлен особый праздник, потому что они трудились в деле евангельской проповеди более всех прочих апостолов и пострадали в один день. Ныне побеседуем о жизни св. ап. Петра.
Св. апостол Петр, до призвания ко Христу, назывался Симоном и занимался вместе с братом своим Андреем рыбною ловлею. Происходили они из небольшого городка, Вифсаиды галилейской. Андрей уверовал во Христа прежде и, пришед домой, сказал Симону: «мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. И. Христос, увидев Симона, наименовал его«Кифою» или «Петром», что значит камень, в знак твердости его веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым. Апостол Петр, как простой иудей, не получил образования. Он был женат на племяннице апостола Варнавы, дочери Аристовула, одного из 70-ти апостолов. Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких-либо вопросах со стороны И. Христа отвечал первый. Он был в числе 3-х любимых учеников И. Христа и посему присутствовал при особенно важных случаях жизни И. Христа, например, при преображении, в саду Гефсиманском пред страданиями и др. случаях. Ему на тайной вечери указан был И. Христом через Иоанна Богослова предатель. Здесь на вечери ап. Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему троекратное отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение глубоким раскаянием, и Господь возвратил ему апостольское звание. Ап. Петр первый начал проповедь о И. Христе в день сошествия Св. Духа и этою проповедию обратил ко Христу около 3000 человек. Он первый начал крестить язычников, крестив, по внушению свыше, сотника Корнилия с его семейством. Он действовал на апостольском соборе.
Правитель Палестины Ирод Агриппа заключил ап. Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Ап. Петр проповедывал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два послания, или письма, о христианской вере и жизни. Окончил жизнь свою в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Когда император Нерон воздвиг гонение на христиан, то ап. Петр хотел удалиться из Рима, но встретил в воротах Господа, идущаго в город, и на вопрос: «куда идешь, Господи?» сказавшаго: «в Рим, чтобы снова быть распятым». Тогда ап. Петр понял из этого, что настало для него время прославить Бога своею смертию, и возвратился в Рим. Нерон осудил его на крестную смерть. Апостол просил распять себя головою вниз, потому что считал недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Это было в 67 году по Р. Христ.
II. Из многих уроков, предлагаемых нам жизнию св. ап. Петра, остановимся ныне на одном — «на покаянии его» после кратковременнаго отречения его от I. Христа во дни Его страданий.
а) Припомним, бр. и сестры во Христе, тяжкое, греховное падение ап. Петра и научимся его спасительному возстанию чрез глубокое покаяние.
Будучи самым ревностным и преданным учеником Христа Спасителя, Который назвал Петра — твердынею церкви Своей, — однако ап. Петр допустил тяжкое согрешение пред Господом, трижды отрекшись от Него во дворе первосвященника. И когда-ж он отрекся! в то время, когда скорбному, изъязвленному сердцу всячески мучимаго, заушаемаго Христа-Страдальца безбоязненная твердость веры и горячий пламень любви Петра должны были доставить утешение, облегчение скорби и некую отраду. Как видите, велико было падение Петрово, но посмотрите, как быстро совершилось и возстание его и как глубоко было покаяние Петрово! Кинул Божественный Страдалец издали грустный взгляд на отрекшагося Петра — и сердце грешника тотчас сокрушилось: «Петр вышел вон и горько плакался в своем раскаянии..». И не в тот только раз Петр горько плакался в своем покаянии об этом грехопадении: каждую полночь, заслышав пение петуха, он вставал на молитву, умоляя в слезах Христа-Бога о прощении ему этого падения!.. И Господь услышал покаяние Петра, ибо, по воскресении Господа, Петр был тем же избранным из всех других учеников Христа, как и прежде.
б) Братия, — все мы — грешники, от них же первый есмь аз! Не отрекаемся ли и мы, подобно Петру, от Христа-Спасителя? О, да, отрицаемся и не трижды только, а безчисленно, во всякое время, и на всяком месте владычествия Его, отрицаемся многообразно, — не словом только, как ап. Петр во дворе первосвященника, а горше того — делами и всею жизнию своею. И наше отречение, бр., уязвляет сердце Божественнаго Стрададьца паче Петрова грехопадения, ибо мы спасены честною кровию Христа Спасителя.
Вы хотите яснее уразуметь, когда, как и в чем мы, во Христа крестившиеся,отрицаемся Его?
Мы отрицаемся от Христа тогда, брат., когда не хотим, или не стараемся исполнять Его св. волю и божественный закон. По Его святому и спасительному закону мы, напр., должны прежде всего и паче всего возлюбить Господа Бога, а затем ближних, а мы, христиане, в наш, так называемый, эгоистический (себялюбивый) век, прежде всего и больше всего любим себя и своих друзей от мамоны. Нарушая так основную заповедь христианства, на которой закон и пророцы висят, не отрицаемся ли мы Христа?
Христиане должны любить, творить и хранить в своей жизни все божественное, святое, чистое, честное, богоугодное и спасительное всегда, а тем паче в праздничные дни, а у нас в праздники-то и самыя богомерзкия и стыдныя слова и дела!.. Разве мы этим не отрицаемся от Христа и не досаждаем Спасителю нашему? Итак, всмотрись каждый в заповеди закона Божия, заключеннаго в слове Божием и в учении церкви, и постарайся увидеть там свои беззакония, свою греховную нечистоту и черноту души твоей, которая оскорбляет Христа в тысячу раз горше Петрова грехопадения, и мучит Спасителя нашего не менее древних мучителей двора Каиафы, претории Пилата и Голгофы еврейской.
III. Если, брат. мои, таково тяжко наше падение, то пусть, по образу ап. Петра, и возстание наше будет столько же быстро, и покаяние столь же глубоко и живодейственно. Согрешив, как немощный, торопись, брат, подобно Петру, скорее улучить спасительную минуту, дабы узреть тот скорбный взгляд Спасителя, который сокрушил сердце Петрово и исторг слезы покаяния. Где-ж узреть? и в очах ума своего и памяти, и на св. иконе Спасителя, которая должна украшать дома всякаго исповедующаго Христа во плоти. Да, возлюбленный о Господе брат, согрешив, скорее взирай на икону Спасителя и Заступницы усердной, падай на колени и ниц, с молитвою на устах и с слезами на глазах. Плачь горько и молись долго о прощении твоего грехопадения, пока не отойдет от твоей слабой воли сатана-искуситель и не приблизится к тебе ангел-хранитель, — пока не почувствуешь ты благодатнаго успокоения измученной бременем грехов души твоей.
А так ли мы каемся в наших грехах? Мы все покаяние наше отлагаем на время говенья и ограничиваем покаяние исповедью только великим постом. Но чтобы искренно покаяться, чтобы принять прощение грехов от Господа-Бога на таинстве исповеди, и чтобы попалить в сердце своем терния содеянных прегрешений, так чтобы впредь этими уже греховными язвами не болеть, — для этого, братия мои, надо готовиться не неделю, а целый год, — в каждодневной молитве о прощении грехов с плачем и сокрушением сердечным по поводу содеянных в каждый день грехов. Вот это покаяние и будет подобно Петрову покаянию. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» 1889 г. июнь).
Другие материалы читайте в рубрике Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел
|