Св. мученик Трифон.
(О средствах борьбы с диаволом).
I. Св. мученик Трифон, память коего совершается в нынешний день, в юном возрасте силою благодати Божией врачевал болезни и изгонял бесов.
Римский император Гордиан, из дочери котораго св. Трифон изгнал беса, — пожелал увидеть изгнаннаго демона в каком либо чувственном виде. Св. мученик Трифон, уступая его велению, действительно вызвал беса, и все увидели его в виде чернаго пса с огненными очами.
Св. Трифон спросил беса: «кто послал тебя в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде». Св. Трифон снова спросил: «кто дал тебе власть такую?» Бес отвечал: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единороднаго Сына Божия; только по попущению Божию наносим им легкия искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодныя же нам дела суть: идолопоклонство, хула, блуд, зависть, убийство, сребролюбие, гордость и проч. пороки. Эти люди опутываются грехами, как сетями; — они друзья наши, и одна участь с нами ждет их». (Ч. М.).
II. Из этого замечательнаго разсказа, христолюбивые братия и благочестивые посетители сего св. храма, мы можем вывести то заключение, что диавол, первый и сильнейший наш враг, особенно страшен по своему гибельному влиянию для тех христиан, которые, нося имя христианина, не творят дел, требуемых их высоким званием, — для тех, которые хотя крестились во Христа, но не облеклись ни верою и любовию, ни другими добродетелями христианскими.
А так как вообще мы все грешны пред Богом, то для нас весьма полезно побеседовать в настоящий раз о средствах борьбы с диаволом.
Диавол, яко лев рыкая ходит иский кого-либо из нас поглотити. Для борьбы с ним нам нужно пользоваться всеми оружиями Божиими. Какия же это оружия?
а) Первое средство есть призывание имени Божия. «Именем Моим бесы ижденут» (Мр. ХѴ40;И, 17), сказал Господь. «От имени Иисусова трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает. Сие имя есть сильное орудие на супостаты», говорит св. Иоанн Лествичник (ст. XXI). «Всегда именем Иисусовым бий ратники, крепчае бо сего орудия не обрящеши ни на небеси, ни на земли». Авва Илия передает следующий разсказ: один старец жил в идольском капище. Однажды приходят к нему демоны и говорят: «выйди из нашего места!» Старец не хотел выйти. Демон, схватив его за руку, повлек насильно из капища. Когда же старец, приблизившись к дверям, ухватился за них и воскликнул: «Иисусе, помоги!» демон тотчас исчез. (Дост. сказ. о подв. св. бл. отцев, стр. 88).
б) Второе средство — животворящий крест Христов. «Оружие на диавола крест Твой, Господи, дал еси нам», воспевает святая церковь (Хвал. стих. 8 гл.). Даже сами демоны поневоле сознаются, что крестное знамение «связывает, палит их, как огонь, и далеко прогоняет» (См. в Ч.-М. Житие Киприана и Иустины, окт. 8 д., жит. Варлаама и Иоасафа, ноябр. 19 д.). К преподобному Симеону столпнику явился однажды диавол на великолепной колеснице, во образе светлаго ангела, и сказал: «слыши, Симеоне! Бог послал меня к тебе с колесницею и конями, чтобы взять тебя на небо, как Илию; ибо ты достоин сего». Симеон лишь только хотел правой ногой ступить на эту мнимую колесницу, но прежде сотворил крестное знамение, — и диавол, во мгновение ока, исчез с колесницею («Чет.-Мин.» житие св. Сим. сент. 1 д.). Преподобная Феодора и другие святые крестным знамением тоже прогоняли бесов (сент. 11 д., жит. Пелаг. окт 8, Григ. нояб. 17 д.). Но чтобы эта непобедимая, непостижимая, божественная сила честнаго и животворящаго креста не оставляла нас грешных, для сего нужно употреблять крестное знамение не просто по обыкновению, по привычке, не с небрежением, как это часто мы делаем, и потому лишаемся силы крестной, но с полным сознанием силы и важности святаго креста, со страхом и благоговением, с сердечною и твердою верою в крестныя заслуги Христовы и с воспоминанием страстей Христовых. «Должно изображать крест не просто, одними перстами», говорит св. Златоуст (на Матф. беседа LIV), «но прежде начертать его в мысли, со всею верою... с воспоминанием всей силы креста, всего крестнаго дела».
в) Третие оружие против демонов — молитва и пост. Христос Спаситель однажды сказал: нечистый дух не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Марк. IX:29). «Кто молится с постом, — учит св. Златоуст, — тот имеет два крыла, легчайшия самаго ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящагося и постящагося». («Толковое евангелие» еписк. Михаила, стр. 335).
А св. Василий Великий о силе поста учит: «пост — надежное ограждение души, оружие воюющим, он прогоняет искушения» (Беседа XIII). На св. мученицу Иустину диавол делал частыя нападения, но не мог победить праведницы. Однажды она стояла на молитве и во время молитвы почувствовала в сердце своем наплыв нечистых беззаконных пожеланий; удивлялась святая такому в себе греховному движению и стыдилась такой нечистоты; но мудрая Иустина скоро поняла, что это искушение ей приходит от диавола: она начала поститься и молиться Господу Богу — и своими молитвами и постом посрамила и победила врага («Ч.-М.» октября 2 д.).
г) Четвертое средство нашей борьбы и победы над диаволом есть смирение. Сам диавол некогда признался св. Антонию, что он, т.-е. св. Антоний, одним смирением побеждает его («Чет.-Мин.» жит. св. Ант. янв. 19 д.). «Когда св. Антоний, увидев распростертыми все сети диавола», пишет св. Дорофей, (поуч. о смир.) «вздохнул и вопросил Бога: «кто же избегнет их?» тогда получил ответ: «смирение избегает их». Однажды диавол явился некоторому пустыннику, в образе светлаго ангела, и сказал ему: «я Гавриил и послан к тебе от Бога». Пустынник возразил ему: «смотри, не к другому ли ты послан; я не достоин видеть ангелов, как человек грешный». Диавол при этих словах тотчас исчез (Прол. апр. 21 д.). Смирение ненавистно для диавола, потому что поставляет христианина на тот самый путь, которым шел Сам совершитель нашего спасения, Сын Божий, Господь наш И. Христос.
д) Наконец для успешной борьбы с врагами нашего спасения христианин должен во-первых, восприять щит веры, т.-е. иметь твердое и непоколебимое убеждение в святости, истинности и непреложности всего открытаго нам Богом, или «детскую уверенность в Боге, столь тесно с Ним соединяющуюся, что она не разделяет себя от Него и Его от себя», «отчего она и всесильна; ибо в ней действующим является Сам Бог, Который и дает ее»; во вторых — восприять и шлем (крепчайший покров головы со всех сторон)спасения, т.-е. «сочетания с Господом Спасителем в таинствах, и именно, чрез частую исповедь и причащение», и в третьих — меч духовный, иже есть глагол Божий (Ефес. Ѵ40;И, 11, 14—17), т.-е. богооткровенное слово. «Восприять такой меч, значит — знать на память Божественныя изречения, и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским» (еп. Феофан) — «читать в слух изречения слова Божия против всякой страсти». Особенно слова 67 пс.: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его», как показывают опыты духовной жизни, производят поразительно быстрое действие на врагов нашего спасения, которые с быстротою молнии исчезали от тех христиан, которые с верою и благоговением их произносили. Св. Василий В. говорит, что, когда св. мужи спрашивали являвшагося к ним диавола, какой молитвы особенно боятся демоны, диавол отвечал им: «нет столько страшнаго и прогоняющаго нас слова, как начало псалма Давида 67». И действительно, как только произносили св. мужи начальныя слова этого псалма: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — диавол сию же минуту исчезал от них с воплем (Воскр. чт. 1842 г. № 13).
III. Вот вся оружия против начал, властей и миродержителей тмы века сего, духов злобы поднебесных! Противитеся же, братия, диаволу, и бежит, от вас (Иак. IV:7). Да поможет нам Господь избавиться от сетей лукаваго молитвами св. мученика и чудотворца Трифона, который и при жизни своей страшен был демонам и после своей мученической за Христа смерти является таким же. Аминь.
(Сост. по Воскр. чт. 1842 г. № 13, творениям св. отц., «Чет.-Минеям» и др. указ. в своем месте источн. священник Г. Дьяченко).
|