Преподобный Мартиниан.
(О средствах борьбы с соблазном).
I. Преподобный Мартиниан, память коего совершается ныне, был пустынник, подвизался сперва в окрестностях Кесарии палестинской, а потом на каменистом острове. Скончался в Афинах в начале IV века; мощи его перенесены в Антиохию. — Одна блудница, соблазнявшая праведника, обращена была им к добродетельной жизни и под именем Зои 12 лет провела в суровых подвигах в Вифлеемском монастыре.
Дело происходило так. Сняв роскошную одежду и надев вместо нея разорванное рубище, эта женщина в одну бурную, ненастную ночь проникла в уединение отшельника и, подойдя к его пустынной келлии, с притворным плачем и испуганным голосом просила его укрыть ее от непогоды и не предать на жертву зверей...
Сжалившись над застигнутой бурею странницею, Мартиниан принял ее, развел огонь для того, чтобы она могла отогреться, принес фиников и, оставив одну, заперся в особой половине келлии, где всю ночь, по обыкновению, молился и пел псалмы.
На другой день, когда взошло солнце, женщина скинула с себя рубище, нарядилась в красивую одежду, спрятанную в нищенском мешке, надела на себя драгоценныя украшения и, увидав отшельника, приветствовала его...
— Кто ты и откуда пришла? — спросил отшельник, не узнав странницу.
Тогда разсказала она ему, что решилась она прибегнуть к хитрости, чтобы увидеть его, и начала говорить о мире и его радостях, и убеждала его нарушить безполезное воздержание.
Смутился праведник речами и красотою женщины... Неудержимою волною нахлынуло на него внезапное, неожиданное искушение... Но это было лишь на короткое мгновение.
— Подожди немного, сказал он женщине, многие имеют обычай приходить ко мне за благословением; я пойду и посмотрю на дорогу, не идет ли кто ко мне...
Он вышел из келлии и, встав на высокий камень, смотрел вдаль, а духовный взор его прозирал истину, что нужно отвращаться от греха... А в душе его подымалась та сила, которая созрела в нем путем долгаго подвижничества, — та сила, которая дает устоять душе на правом пути...
Под ногами его лежал сухой хворост; он поднял его, возвратился в келлию и, бросив на землю хворост, зажег его... Когда он разгорелся, Мартиниан снял с ног своих обувь и стал посреди огня. Ноги его жестоко обжигал огонь, а он говорил себе: «что, Мартиниан? Каков этот огонь временный и какова боль от него? Можешь ли вытерпеть терзания вечныя? В таком случае, поступи, как говорит эта женщина»...
Наконец, у него не стало сил терпеть боль от огня, он упал на землю и воскликнул: «Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!»
Как от страшнаго сна встрепенулась вдруг женщина... Вопль чистой души коснулся ея душевнаго слуха, свет Божественный озарил ея душу... Она содрогнулась, сознав всю бездну своего падения... Прошедшая жизнь ея как бы сожглась внезапно в пламенном раскаянии...
— Научи меня, как спастись! — воскликнула она, сбрасывая с себя в огонь свою роскошную одежду и драгоценныя украшения...
— Иди в Вифлеем, сказал ей Мартиниан, ты найдешь там подвижницу Павлу, создавшую церковь, открой ей свою душу, и она научит тебя, как спастись...
— Молись за меня, грешную! простилась с человеком Божиим обращенная им к Богу женщина, называвшаяся Зоя, и, обливаясь чистыми слезами, устремилась в неведомый путь. Не останавливалась она больше в городе; внезапно отрешилась от прошедшей своей жизни и безвозвратно пошла по новому пути, пока не достигла спасительнаго приюта в обители великой Павлы палестинской. Здесь двенадцатью годами сокрушенной и подвижнической жизни стяжала мирный исход в царство вечной славы...
А Мартиниан?... Когда через несколько месяцев излечились раны его от обжога, он пожелал оградить себя в мире полнейшим уединением и, покинув свою келлию на горе, отошел к морю и здесь шесть лет провел в глубоком уединении на одном острове.
II. Препод. Мартиниан есть превосходный учитель борьбы с силою соблазна. Вот советы, которые можно предложить тем, кои поставлены бывают в необходимость бороться с соблазнами.
а) Удаляйся от соблазняющей обстановки, как сделал это правед. Мартиниан, сначала живший в пустыне и отсюда перешедший на уединенный остров. «Внешние соблазны так сильны, говорит препод. Нил, что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими, и посему-то нужно оставить мир и искать покоя и тишины в пустыне, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, не раздражает страстей. Там око не видит соблазна, а чего не видит глаз, то не приходит на мысль, а чего нет в мысли, то не трогает воображения и не возбуждает страсти. Не развлекаемый ничем, пустынножитель имеет время и удобство для нравственнаго самонаблюдения и усовершенствования; он истребляет грех в самом корне, уничтожая помыслы и вожделения прежде, нежели они обнаружатся в действиях».
(«Чет.-Мин.» 12-го нояб., см. житие преп. Нила постника).
б) Избегай людей порочных, как избегал их ныне прославляемый угодник Божий, Мартиниан. «Как тела погибают от заразы испорченнаго воздуха, говорит св. Златоуст, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Поэтому-то Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: аще же, говорит Он, око твое десное соблазняет тя, изми е, и верзи от себе (Мф. 5:29), разумей в этой заповеди не глаза, — ибо что худого может сделать глаз, когда душа находится в здравом состоянии? — но друзей,близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить и их дружбою, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Посему и пророк говорит: не седох с сонмом суетным, и с законопреступными не вниду(Пс. 25:4). И прор. Иеремия ублажает того, кто сядет наедине и возъмет ярем в юности своей (Пл. Иер. 4:27-28). Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними, — ибо, если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободныя?»
в) Обуздывай похоть очес, чрез которую приходит соблазн в душу.
Послушаем, что, в научение нас, говорит св. Ефрем Сирин: «великое дело воздержание очей. Если не воздержишься от скитания очей, то не приложишь прямых стязей целомудрия. Не позволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощию глаз твоих не низложил тебя противник твой. Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия».
(«В подражание притчам». Ч. I).
г) «Презри мир сей с прелестию его, и возлюби единаго Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим».
(Св. Тихон задонск.).
«Когда птицы парят в воздухе, их не поймаешь сетью: так и тебя не уловят сети страстей и соблазнов, когда ты взираешь на горнее, как сделал препод. Мартиниан. Кто взошел на вершину горы, тому город и стены его представляются в малом виде, а люди, ходящие по земле, кажутся муравьями: так и тебе все земное покажется ничего незначущею малостию, если ты вознесешься на высоту любомудрия». (Златоуст).
д) Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском, и ты, подобно препод. Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «видишь человека огневицею, или горячкою мучима; или вшедши в баню чувствуешь жар великий; или видишь пещь огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенскаго, вь котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие разсуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от той беды избавиться».
III. Да послужат нам эти наставления богомудрых св. отцев руководством избегать соблазнов!
(Свящ. Г. Дьяченко).
|