Главная » Душеполезные чтения на каждый день » Душеполезные чтения на каждый день. 31 июля

00:01
Душеполезные чтения на каждый день. 31 июля

Поучение 1-е. Св. муч. Емилиан.

Голос совести

 
   I. Св. Емилиан, память коего совершается ныне, родом славянин, был рабом одного знатнаго родом жителя фракийскаго города Доростола. Во время пирования начальника всей Фракии (безпощаднаго деспота, которому поручено было пресдедование христиан) Капитолина с начальственными лицами этого города, по тому радостному поводу, что в городе не оказалось христиан, так как, убоясь одного имени его, они все скрылись, Емилиан вошел в капище и сокрушил молотом всех идолов, опрокинул жертвенники, и потом, когда обвинение в раззорении народной святыни пало на случайно проходившаго мимо капища поселянина, то Емилиан, обратясь к людям схватившим его, сказал: «отпустите этого человека, потому что не он, а я сокрушил ваших бездушных богов...» 


   На вопрос Капитолина, кто научил его, и что заставило его решиться на такой проступок? Емилиан отвечал, что Господь Бог и душа его повелели ему сокрушить идолов...

   Правитель велел обнажить и бить христианина, потом осудил его на сожжение. Неустрашимо взошел мученик на костер, разложенный на берегу Дуная, и, стоя в огне, осенял себя крестным знамением и молился, и спокойно предал свою душу Богу — 18-го июля 362 г., в царствование Иулиана.

   II. Обратите, братия, внимание на слова св. муч. Емилиана. На вопрос мучителя — что́ заставило его сокрушить идолов? св. Емилиан отвечал: «Бог и душа его повелели ему сокрушить идолов; другими словами: голос Божий живущий «в моей совести» повелел мне чрез это действие отвратить людей от гибельнаго заблуждения». Так св. муч. свято слушался голоса своей совести, давая и нам пример послушания этому спасительному голосу нашей души.

   Вникнем же, братия, в совесть нашу, чтобы яснее увидеть, что такое она, и на какой конец она ведет нас.

   а) Кому неизвестно, что совесть есть самый неподкупный страж правды и самый неумолимый судия человеческих дел. Когда мы совершим какое нибудь постыдное или нечестное дело, и особенно целый ряд дурных дел, тогда мы начинаем чувствовать в душе своей какое-то безпокойство, какую-то тяжесть, какое-то неприятное и мучительное состояние (хотя бы даже никто из людей не знал о нашем дурном поступке). Так как это состояние тягостно и несносно для нас, то мы хотели бы заглушить его в себе, изгнать из себя. Но что бы мы ни делали, что бы ни предпринимали для этого, мы не можем заглушить совесть и заставить ее молчать, — мы не можем умолить ее никакими просьбами, не можем устрашить ее никакими угрозами, не можем подкупить ее никакими благами мира сего; совесть будет мучить и мучить нас, пока мы не раскаемся, не исповедуем свой грех и не исправим своей жизни. Это значит, что над человеком стоит высшая духовная сила, которая господствует над ним посредством совести, — это значит, что человек находится в полной зависимости от вечно святаго и правосуднаго Бога, Который говорит человеку в совести. Потому то еще древние язычники говорили — «живет Бог в нас».

   б) Вот и «пример мучительнаго действия виновной совести», записанный в достоверных летописях церковных событий.

   Греческий император Конста имел брата Феодосия, котораго велел патриарху Павлу насильственно постричь и посвятить в диаконы; после сам не раз приобщался св. крови из его рук. В 659 году император велел его умертвить, опасаясь его, вероятно, как своего соперника по власти, но с тех пор постоянно стал видеть его во сне: убитый брат его являлся ему во сне с чашею дымившейся своей крови и, подавая ее царю, говорил: «напейся, брат, моей крови!» Не находя покоя от таких ужасных видений, он решился перейти на жительство в Рим, и в 662 году, оставив жену и детей в столице, отправился на запад. Но нигде не нашел несчастный царь покоя своей душе. Только смерть (насильственная: по попущению Божию он был убит в бане) прекратила его страдания. (См. «Летопись церковных событий», архим. Арсения. Выпуск 2, изд. 1870 года, стр. 42).

   III. Так. обр. видите, бр., что мы никогда не можем выйти из послушания Богу и быть счастливыми, т.-е. спокойными в своей совести и довольными;мы можем быть спокойными и довольными и, след., счастливыми только тогда, когда находимся в повиновении Богу. Видите, что долг наш поступать честно и справедливо не есть что-то такое, что мы можем произвольно коверкать и извращать, и тем не менее оставаться не наказанными; нет, он есть вечно святой закон, требующий вечно справедливаго возмездия (воздаяния). Правда, в настоящей жизни шум мира сего и различные земные интересы иногда заглушают голос совести, — сделавши доброе дело, мы иногда не слишком утешаемся, и сделавши дурное дело, мы иногда не слишком мучимся в совести. Но когда мы оставим сей шумный земной мир с его различными земными интересами и перейдем в жизнь загробную, тогда все, совершенное нами во всю жизнь нашу, начиная с ранняго детства, предстанет пред нами ясно, тогда все, совершенное нами назад тому много лет, покажется нам совершенным только вчера. И вот тогда-то мы вполне узнаем, что такое совесть! Вот тогда-то мы вполне увидим, как мало значит «иметь честь у людей» и как много значит «иметь честь у своей совести и у Бога». Тогда она будет для грешников тем, «червем неумирающим» «и огнем неугасающим», о котором говорится в евангелии.

   Итак, совесть или ангел-утешитель, или злой мучитель. Люди бедствующие на земле и невинно преследуемые находят в ней внутреннее утешение; а люди обладающие всеми благами мира сего и прославляемые на земле иногда находят в ней свое мучение. Будем же, братие мои возлюбленные, жить по закону Божию и по совести. (Сост. по кн. «Уроки и примеры христ. любви» свящ. о. Гр. Дьяченко и др. источн.). 
 
 
 

Поучение 2-е.
Препод. Памва.

Можно ли различными одна от другой добродетелями одинаково угодить Богу?

 
   I. В дни преп. Памвы, память коего св. церковь ныне празднует, жили в Египте два родных брата: Паисий и Исаия, которые были дети богатых родителей. По смерти последних Паисий и Исаия, разделивши между собою большое наследство, сказали друг другу: «какое нам житие избрать?» И на общем совете порешили избрать житие иноческое. И вот один из них роздал свое имение нищим, монастырям и церквам, затем ушел в пустыню и там в уединении проводил время в посте и молитве. Другой же выстроил монастырь, устроил при нем странноприимницу и больницу и всех приходящих странников упокоивал, больным служил, нищих кормил. Прошло несколько лет и оба брата умерли. После их смерти между иноками, знавшими братьев, относительно последних произошел спор о том, кто из братьев больше угодил Богу. Одни говорили, что пустынник, а другие более ублажали устроившаго монастырь и служившаго нищим, странным и больным.

   Не придя к соглашению, иноки обратились к преподобному Памве и спросили его: котораго из братьев жизнь угоднее Богу и который из них большее воздаяние получил? Памва отвечал: «оба равное воздаяние получили; ибо странноприимец уподобился праведному Аврааму, а пустынник пророку Илии, и оба одинаково угодили Богу». Но этот ответ не удовлетворил иноков и они продолжали спорить. Видя безполезное пререкание между ними и желая прекратить его, преподобн. Памва наконец сказал спорившим: «погодите спорить, братие, до тех пор пока я получу извещение от Бога о том, который из братьев угоднее ему. Когда получу извещение, тогда скажу вам». Прошло после сего несколько дней, и иноки пришли к Памве, требуя ответа о братьях. Памва сказал пришедшим: «свидетельствуюсь Богом в том, что я видел обоих братьев. — Паисия и Исаию вместе в раю стоявших». Иноки после этого спор прекратили и прославили Бога.

   II. Надеемся, что после этого вы согласитесь с нами братия, что и«различными одна от другой добродетелями можно одинаково угодить Богу», если только эти добродетели совершаются из любви к Богу, с чистым и простым сердцем, с единственною целию, чтобы из них вытекала слава Божия. Упомянутый пример, как видели, самым делом подтверждает эту истину. Один брат жил в пустыне, угождая Богу молитвою и постом; другой же ближним служил, и в конце концов оба получили равную награду от Бога. Посему, когда служите Богу известною преимущественно добродетелию, не о том думайте, что угождающий Богу иною добродетелию получить большую награду против вас, — а о том, чтобы побуждения к совершаемой вами добродетели были у вас чисты и чтобы целию ея была единственно слава Божия. И когда так будете думать и поступать, то и одна добродетель ваша будет иметь цену в очах Божиих и очень может быть, что доставит вам награду, равную даже и с теми, которые угождают Богу и добродетелями многими. Так, св. Григорий Назианзин говорит: «и одно добродетельное дело, исполненное со всевозможным совершенством и со всею горячностию, возвышало иногда человека до величайшей святости. Так милосердая и верная Раав (Иис. Нав. 6:16) достигла величайшаго благополучия за то, что однажды только оказала гостеприимство некоторым израилътянам, но оказала с величайшим тщанием». (Руков. к благоч. жизни Ч. 3, гл. 2-я стр. 23). Значит Бог зрит главным образом на побуждения, с которыми совершается та или иная добродетель, и на усердие при совершении ея. И потому разными добродетелями можно одинаково угодить Богу и за различныя добродетели равную от Него награду получить.

   III. Молитвами препод. Памвы да сподобит нас Господь по неизреченному Своему к нам человеколюбию служить Ему в сей нашей жизни хотя одной какой-либо добродетелью, особенно же милосердием христианским, дабы сподобиться жизни вечной (Сост. по Душ. чт. за 1892 г.). 
 

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Душеполезные чтения на каждый день | Просмотров: 392 | Добавил: Православие | Теги: муч. Емилиан, Препод. Памва. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar