01:00 3-е обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Душеполезные чтения. 7 июня | |||
3-е обретение главы св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна I. Ныне празднуется третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Во времена смятений, бывших в Константинополе по случаю ссылки св. Иоанна Златоустого, глава Предтечи Господня была унесена обратно из Константинополя в Емессу в Сирии. Когда усилились притеснения от сарацин (в 8 веке), ее из Емессы перенесли в Команы (место ссылки св. Иоанна Златоустого) и по случаю гонений на св. мощи от иконоборцев скрыли в землю. Но, по устроению Божию, в третий раз глава Предтечи обретена была в Команах и принесена в Константинополь после восстановления иконопочитания при императоре Михаиле и патриархе Игнатии около 850 г. и положена в придворной церкви. В день третьего обретения честной главы Предтечи Церковь взывает: «Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». II. Итак, в настоящий день Св. Церковь ублажает одного из величайших избранных Божиих, св. Иоанна Предтечу и Крестителя Господня, коего св. глава, несмотря на троекратное сокрытие ее в земле, трижды была открываема по устроению Божию и явлена верующим, как Божественное сокровище; она хранится нетленной в роды родов среди окружающего тления и смерти, и, как неоскудеваемый источник, источает силу чудотворения и исцелений для всех, приходящих к ней с верою. Для чего Господь дарует такую награду избранным Своим ныне, прежде того дня, который Его же премудростью предоставлен от вечности, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла? Не столько для самих праведников, достигших уже небесного отечества, сколько для нас, странствующих еще на месте пришельствия. Их истинная мзда у Вышнего, и прославление от человеков, которого убегали они в своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той вечной славе, которой прославлены они у Бога; но для нас, земных странников, непрестаемое чудо нетления тел святых угодников Божиих неизъяснимо утешительно и поучительно. а) Нетление св. мощей убеждает нас, что смерть побеждена. Свет воскресения Христова осветил пред всем миром неисходный мрак могилы. Свв. апостолы узрели и проповедали миру, что владычество диавола ниспровергнуто Крестом и царство смерти разрушено воскресением Христовым. Но этот немерцающий свет, при окружающем нас мраке, нередко тускнеет пред очами нашими. Для рассеяния этого-то мрака, для уничтожения в нас всяких сомнений и колебаний по этому предмету и благоволит Бог являть в Церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. Теперь один взгляд на бренное, по существу своему, тело, целые века пребывающее благодатью Божией нетленным, уничтожает все сомнения; здесь не веруешь только, а видишь, что для Всемогущего вся возможна суть. При этом нет места вопросам: возможно ли и как возможно бессмертие тела? Прииди и виждь, осяжи и веруй! Не какое-либо чуждое, а подобострастное нам тело, по глаголу Божию, пребывает нетленно и по смерти; по тому же всемогущему глаголу, и наше тленное тело облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в безсмертие, и самая смерть, сколь ни страшна теперь, пожерта будет животом. б) Нетление св. мощей поучает, далее, нас жизни благочестивой в мире сем. Не одна, впрочем, смерть, а и жизнь наша покрыта не малым мраком, для рассеяния которого нужен постоянно свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Как жить и действовать сообразно существу своему и цели бытия своего? Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами нашими. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при таком обольщении! Сколько потребно мужества, чтоб устоять против этих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всей силою духа устремиться к невидимому! И вот, милосердый Господь, для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в загробную жизнь и мздовоздаяния, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, творящих волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешников зрят прямо во дно адово. Стоя при гробе праведника, нельзя поколебаться в выборе между путем добродетели и спасения и путем порока и погибели. И неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, нежели вкушать временную греха сладость. III. Так много милости, любви и снисхождения являет нам Господь, прославляя в Церкви Своей благоугодивших Ему праведников нетлением их свв. мощей. (Составлено по «Проповедям» Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II).
Третье обретение честной главы св. Иоанна Предтечи(Как христиане должны почитать память Иоанна Крестителя?) I. Сегодня мы, братия, празднуем третье обретение главы честного, славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще до рождения Иоанна было предсказано о нем, что он будет угоден Господу и будет Предтечею Его; что он будет великим подвижником; не будет пить никакого винного напитка; будет вести самую строгую, постническую жизнь. Таким действительно и был Иоанн Креститель. С ранних лет поселился он в дикой Иорданской пустыне; пищей его были акриды, – род саранчи, и дикий мед, питием – только одна чистая вода; всех приходящих к нему он учил покаянию, правде, любви, богоугодной жизни. Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. За то и прославил его Господь, Который назвал его ангелом и сказал о нем, что не было на земле между людьми человека большего и славнейшего Иоанна Крестителя. А Св. Церковь в своих песнопениях называет его праведным, достойным всякой похвалы нашей, честнейшим всех пророков; ныне, в день обретения его честной главы, которая была усекнута по повелению царя Ирода и по желанию незаконной его жены Иродиады, за обличение их беззаконной жизни, она установила празднество, приглашая всех нас почтить достойным образом св. память его. II. Как же мы, христиане, должны почитать память св. Иоанна Крестителя? а) Во-первых, молитвами, обращенными к св. Иоанну Предтече. Св. Церковь, твердо веруя в силу и заступничество Иоанна Предтечи, часто призывает его в своих молитвах и, после Божией Матери, обращается к нему, как ближайшему к Богу святому, с своими молитвами. А в одной великопостной молитве Св. Церковь прямо указывает нам основание или причину своих надежд и упований на Иоанна Крестителя: тебе бо дадеся благодать молитися за ны, – говорит она. Потому, как можно чаще мы должны молиться Иоанну Крестителю о предстательстве его за нас грешных пред Богом. Такой великий праведник и угодник Божий, как Иоанн Креститель, больший всех рожденных женами, может оказать нам великую помощь в наших нуждах и трудных житейских обстоятельствах. Только надобно просить его с верою и упованием. б) Вторым выражением нашего уважения и почтения памяти св. Иоанна Крестителя служит благообразное поведение во дни праздников, нарочито посвященных в честь и славу Его. Память праведного человека и следует праздновать праведным, достойным образом. Вообще все праздники установлены для нашего отдохновения от трудов, для молитвы и добрых дел. Праздность и всякие недобрые занятия, совершаемые в праздники, нарушают святость праздничных дней; о подобных праздниках говорит Господь: праздников ваших не терпит душа Моя; не угодны они и св. Иоанну Крестителю. Посещение праздничного богослужения, посильное приношение в пользу храма Божия, дела милости и тихое, скромное поведение дома – вот чем мы можем освящать всякий, и настоящий праздничный день. в) Третьим обнаружением нашего уважения к св. Иоанну Предтече должно быть подражание его св. жизни. Необыкновенная жизнь Иоанна Предтечи имеет в себе много поучительного для всех, которые ведут и самую обыкновенную жизнь. Никто не должен отговариваться, что он не может подражать св. Иоанну. Ежели всесвятой Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас грешных – святи будите, как и Я свят есмь, то почему же не подражать человеку? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. Всякий подвизайся неленостно, по мере своих сил. Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, непрестанно молился, ревновал о славе Божией, беседовал с Богом; а для нас довольно, если мы будем удаляться от общества злых, испорченных людей, если утром и вечером несколько времени посвятим на молитву и богомыслие, ежели по лености и житейским суетам не будем уклоняться от богослужений церковных во дни праздничные. Иоанн был великий постник, а мы в подражание ему не будем упиваться вином, предаваться всякому невоздержанию; будем есть и пить не для удовлетворения похоти, а для поддержания своей жизни и укрепления сил к перенесению трудов житейских. Иоанн учил любить правду и поступать во всем по правде, не обижать ближних, не брать чужого, не клеветать, быть довольным своим состоянием и вообще творить плоды, достойные покаяния. III. Будем же, братия, следовать его учению и подражать по возможности его житию; этим мы прославим его св. память, найдем в нем сильного молитвенника и помощника и можем заслужить себе вечное спасение. (Прот. Г. Дьяченко)
День рождения Ее Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны(Как употреблять дар жизни) I. Нынешний день отечественная Церковь наша благодарно воспоминает и празднует рождение Благочестивейшей Государыни нашей Императрицы Александры Феодоровны и молит Господа, да дарует Ей многие лета во здравии и непременном благополучии. Дар жизни, возлюбленные братия, беспредельно велик для всякого и частного человека, как дар жизни разумной, свободной, которой обещано бессмертие, как дар, с которым сопряжено бесчисленное множество сладостных даров Творца в продолжение всей жизни человека, и особенно человека христианина. Но дар жизни Государыни, Матери русского народа, облегчающей тяжкое бремя правления Своего державного Супруга Государя, дар, говорю, жизни, драгоценный для Нее, драгоценен и для всего народа, потому что ее жизнь принесла и приносит многие блага всему народу. А потому было бы большой с нашей стороны неблагодарностью пред Богом и пред священной особой Государыни не торжествовать этот день благодарственными песнями и славословиями Господу, проистекающими от признательных и благодарных сердец великого русского народа. II. Впрочем, дар бытия, дар жизни столь велик, что кроме благодарности и хвалы Господу, – этой словесной жертвы Богу, – со стороны словесного существа, человека, требует большей, высшей жертвы – жертвы благих дел, без которых хвала и благодарение наше Богу неприятны: ибо не красна похвала во устах грешника (Сир. 15, 9), по слову премудрого. Человек создан именно на дела благие, т. е. на дела святости, верности, правды, любви и милосердия, на дела самоотвержения и мужества, воздержания, многостороннего и разнообразного учения, – для служения многообразным нуждам Церкви и отечества. Человек создан не для себя одного, а для служения обществу как и общество, в свою очередь, служит ему. Всякий из нас есть член, с одной стороны, Церкви и благодатного царства Божия на земле, члены коего должны преуспевать непрестанно в вере, правде и благочестии; с другой стороны – член гражданского общества или великого политического тела, называемого государством. Тому и другому обществу, церковному и гражданскому, каждый из нас обязан верно служить и во всем повиноваться его властям в пределах правды и закона; общественное благо предпочитать своему частному, и в случае нужды не щадить для него своего здоровья, сил, спокойствия, имущества, даже самой жизни. Мы сильные, – пишет св. апостол Павел, – должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать; ибо и Христос не Себе угождал (Рим. 15, 1–3). В другом месте, рассуждая о множестве верующих, как о едином теле Христовом, он говорит: как одно тело, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном (в нем) большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним и все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены. (1 Кор. 12, 12–27). Такое употребление дара жизни на пользу других согласно с волей Божией есть лучшая жертва Богу за дар жизни, лучшая благодарность Богу, являемая не на словах только, а на самом деле. И кто не знает из сынов России, что Благочестивейшая Государыня наша именно так и употребляет данный Ей от Господа величайший дар жизни, т. е. на дела благотворительности своему народу. Она есть Мать, Покровительница многих в России благотворительных и женских воспитательных учреждений; Она принимает живейшее участие в печальном положении страждущих и нуждающихся. III. Вот, дорогие братия, высокий пример Государыни для нас, как мы должны пользоваться даром жизни, во славу Божию, и как сносить немощи немощных, и не себе угождать. Последуем этому примеру каждый в своей мере и возможности и вознесем ко Господу молебный глас, да дарует Он Ей, на благо народу своему, здравие и спасение, и во всем благое поспешение, и – многие лета в здешней жизни, а в будущей жизни, которая не измеряется часами, днями, месяцами, годами, а есть один бесконечный день, – блаженство нескончаемое. Аминь. (Составлено по «Полному собранию сочинений» прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского), т. III, изд. 1892 г.). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |