Главная » Общецерковные новости » Единение возможно только в любви

00:00
Единение возможно только в любви
Единение возможно только в любви6 августа Православная Церковь отмечает день памяти святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Оба они были сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославовича, и оба погибли от руки своего родного брата Святополка.

Пересказывать всю жизнь этих людей, наверное, нет смысла. Она достаточно хорошо известна чуть ли не каждому украинцу, не говоря о христианах. Однако, на некоторые вещи, все же, следует обратить внимание. 


Общеизвестным является тот факт, что после своего крещения князь Владимир полностью изменил взгляды на жизнь. С жестокого язычника, кровавого деспота и любителя женщин он превратился в настоящего христианина. Более того, его мечтой было и полное изменение жизни в стране. Причем делал он это не через давление и силу, а собственным примером и реформами. Чуть ли не первое место среди политических реформ заняло изменение традиции престолонаследия.

Так, согласно традиции, великокняжеский Киевский престол должен был занять старший сын - Святополк. Однако, будучи сыном рабыни, Святополк отличался коварным характером, жестокостью и склонностью к язычеству. Конечно, Владимир прекрасно понимал, что отдав власть именно ему, он отбросит страну на несколько десятилетий назад. Традициями нужно было пожертвовать.

Также Великий князь хотел, чтобы в Киеве сидел тот, кто имеет «царскую кровь», а не холопскую (матерью Владимира была крестьянка). Именно это желание, кстати, стало причиной того, что Владимир взял себе в жены родную сестру византийского императора Анну. Поэтому, фактически еще до рождения Бориса и Глеба, Владимир уже видел в них своих преемников. Так, о старшем из сыновей, Бориса, который в крещении получил имя Роман, одно из церковных песнопений говорит: «царским Венцем от юности украшен, пребогатый Романе». Все это привело к тому, что несмотря на древнюю традицию, князь Киевский решил отдать престол не старшему, а достойнейшему.

Меньшего из двух сыновей, Глеба, Владимир Великий держал при себе, в Киеве. Этот факт не мог, конечно, нравиться Святополку, который в то время княжил в Турове. Он подозревал, что, возможно, именно Глеб станет князем Киевским. Еще больший удар по собственному честолюбию потерпел Святополк тогда, когда совсем юный Борис, согласно одной из версий его жития, получил Владимир-Волынский престол. Дело в том, что Волынь вместе с Туровом составляли единый Княжеский комплекс, и Святополк фактически потерял более половины своих владений. Он открыто выступил против решения отца, что закончилось для него тюрьмой. В то же самое время Владимир вернул из Волыни Бориса и еще при жизни отдал ему Киев. 15 июля 1015 Владимира не стало.

Именно с этого момента и начинается уже не жизнь, а житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Когда умер великий князь Киевский, Бориса в столице не было, он отправился воевать с печенегами. Этим воспользовались те, кто был недоволен политикой Владимира. Они освободили Святополка и посадили его на Киевский престол. Конечно, этот коварный поступок стал достаточно быстро известен Борису. Его жена, которая после победы возвращалась в столицу, предложила ему силой отобрать Киев. Однако, как сообщает нам летописец, Борис не захотел «взяти руки на брата своего старейшего». Почему? Потому что он был человеком очень набожным и верующим и не захотел проливать кровь своих сограждан для того, чтобы вернуть себе утраченную власть. Он понимал, что государство неизбежно погрузится в страшную гражданскую войну, которая заберет тысячи жизней. Однако, его дружина расценила это решение как проявление слабости и почти в полном составе покинула того, с кем еще вчера получала славные победы на поле боя. Узнав об этом, Святополк решил убить своего родного брата. С этой целью он послал нескольких «бояр» из Вышгорода. Нам известны даже имена нескольких из них: Талець, Елович, Путьша, Ляшко, Горясер и повар Торчин. Именно последний и зарезал беззащитного Бориса, который, помолившись, просто лег на постель и принял смерть. Вместе с Борисом были убиты и многие из тех, кто оставался с ним до последнего. Самым известным среди них является имя святого Георгия Угрина, который закрыл собой князя. Некоторым из княжеской дружины удалось спастись. Например, Моисею Угрину, родному брату святого Георгия. Именно этот Моисей позже принял монашеский постриг, и именно его мощи находятся сейчас в Киево-Печерской Лавре. Борис был убит 24 июля 1015 у реки Альта, неподалеку от Переславля Русского.

5 сентября, на пути в Киев, Святополк убил и второго брата, Глеба.

Интересно, что ровно через 4 года, а именно 24 июля 1019 неподалеку от Альты, то есть того места, где был убит Борис, войско Святополка было на голову разбито Новгородским князем Ярославом. Святополк Окаянный был наказан.

Святые князья Борис и Глеб вошли в историю нашего народа как настоящие мученики. Слово «мученик» с греческого можно было бы перевести как «свидетель». Поэтому, наши с вами предки воспринимали мученическую кончину братьев, как свидетельство о другом Царстве, которое не от мира сего. Для многих поколений они стали идеалом христианской жизни, идеалом нравственного и жизненного подвига. Власть, влияние, деньги - все это в их глазах не имело никакой цены если не подтверждалось простыми евангельскими истинами. Какими? «Возлюби Господа Бога твоего ... и ближнего своего, как самого себя». Весь их подвиг - это исполнение заповеди о любви. Они не захотели с помощью силы отстаивать свои земные права, выбрав вместо царства земного «Царство непоколебимое». Для них мир в стране был важнее собственных амбиций и стремлений. Именно их можно назвать настоящими патриотами своей земли, ведь их патриотизм подтверждается не громкими словами, а мученической кровью. И именно сегодня нам, потомкам святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, стоит задуматься над тем, что и как мы делаем для блага нашего народа и нашей страны. И самое главное, что мы должны понять, это то, что единства невозможно достичь через оружие и зло. Единение возможно только в любви! И призыв к любви касается всех - и тех, кто на Западе, и тех, кто на Востоке. Борис и Глеб могут служить примером как для одних, так и для других. Именно поэтому в памяти нашего народа их имена запечатлелись вместе с еще одним словом - Миротворцы. У их гробницы древнерусские князья приносили присягу о соблюдение договоренностей, о взаимном ненападении.

Возможно, именно сейчас пришло время, когда и нам следует вспомнить об этой древней традиции и договариваться о мире, призывая в свидетели не наблюдателей из-за рубежа, а Бога и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И будем надеяться, что тот мир, который несли они, придет на нашу землю и в наши души!


uoj.org.ua

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Общецерковные новости | Просмотров: 582 | Добавил: Православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar