00:02 Может ли христианин владеть оружием? | |||
Системный анализ этого вопроса попробовал сделать протоиерей Игорь Рябко
I. Ветхий Завет
Зло, которое живет в человеческих сердцах, эгоцентрично, и одно из его проявлений – выживание за счет других жизней, уничтожение себе подобных, паразитирование на жизни других людей. Бог вводит систему защиты от распространения насилия и зла людей по отношению друг к другу. Страх становится механизмом, ограничивающим его действие. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Здесь речь идет, в первую очередь, об учреждении государственной власти, которая призвана ограничивать всесилие зла в мире. Эту мысль подтверждает и апостол Павел: «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание, делающему злое» (Рим 13:4). Государственная власть и ее представители не в силах победить зло, сделав всех добрыми, но они могут и должны контролировать его проявление и распространение, чтобы люди не уничтожали друг друга. Для этого Бог дал правительству право применять оружие, причинять боль и даже лишать жизни злодеев. II. Новый Завет
Идеал
Эти бескомпромиссные заповеди Спасителя нередко перетолковываются, чтобы как-то подгонять их под шаблон этого мира. Радикализм Христа не вмещается в систему ценностей падшего человечества. Что предлагалось в качестве исключения? А) Защита Родины. У христианина нет Родины. «Царство Мое (а, значит, и наше), не от мира сего» (Ин. 18:36). Мы перехожане в земной реальности, наш Град – Небо, наш Царь – Христос, наше гражданство – Небесное. Б) Защита семьи и собственности. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39). Христос приносит не мир, а меч, который разделяет самых близких людей (Мф. 10:34–36). Христианину предлагается взять крест и идти за Христом, даже если для этого нужно оставить отца, жену, детей (Мк. 10:29). Так понимали учение Спасителя святые, которые отдавали свое здоровье, подобно преподобному Серафиму Саровскому, или жизнь, как это делали мученики, чтобы не нарушить заповедь Божию. Ориген еще в IІІ веке писал, что христиане воюют добрыми делами и молитвой, а не мечом и луком. Даже тот, кто воевал в императорской армии и должен был в силу своей профессиональной деятельности убивать людей, на три года отлучался от Причастия по канонам Церкви. Вывод. Христиане и оружие – несовместимы. «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19), – говорит Бог. Компромисс Сложно сказать, насколько возможно всем христианам жить в такой высокой тональности духовной жизни. Иметь такую веру и смирение может далеко не каждый. Поэтому, конечно, есть множество цитат из творений отцов и учителей Церкви, которые смягчают этот радикализм и оправдывают убийство других людей как некий компромисс ради сдерживания мирового зла. В истории Церкви есть множество примеров, как не только миряне, но и монахи защищались от агрессоров с оружием в руках. Но это не правило, а исключение из принципов жизни, раз и навсегда данных нам Богом. Стать на защиту семьи, своей жизни, близких людей – это возможная система поведения христианина, которая все равно должна быть изглажена покаянием и епитимией, если в результате было нанесено увечье или лишение жизни нападающих. Священник, жизнь которого должна являться для верных идеалом (1 Тим. 4:12), даже в случае неумышленного убийства, например в ДТП, при полной его правоте, с точки зрения закона, навсегда извергается из сана. Мирянин лишается права причащаться в течение определенного количества лет. Что касается традиции, введенной еще в Ветхом Завете, т. е. в пенитенциарной и военной системе государственных институтов, то сегодня она все больше претерпевает метаморфозы в сторону противоположную. Коррупция, несправедливость и фальсификации стали обычным делом в уголовно-исполнительной системе. Армия все чаще выполняет не функцию защиты Родины, а роль агрессора. Война Советской армии в Афганистане, американской в Ираке, Вьетнаме и других странах однозначно говорит о том, что сама армия сегодня чаще становится носителем зла, а ее солдаты, будучи формально невинными, выполняя приказы своего командования, становятся орудием. Какая справедливость и оправдание братоубийственной войне в Украине, на которой гибнут ни в чем не повинные люди как с той, так и с другой стороны? Геополитические интересы «супердержав» сделали наш народ игрушкой в руках «сильных мира сего», и вся это бойня покрывается лживыми патриотическими лозунгами с обеих сторон. Мир, который лежит во зле (1 Ин. 5:19), в силу своей динамической апостасии все меньше и меньше имеет общего с Миром Божиим, а, следовательно, чем меньше точек соприкосновения с первым будет иметь христианин, тем это будет для него полезнее и спасительнее. Протоиерей Игорь Рябко, профессор кафедры богословия Классического приватного университета | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |