Вторник
(Мк. 13,14-23)
В Своей речи о разрушении Иерусалима и храма Христос научает, как нужно будет вести себя в те трудные дни Его ученикам. Бедствия будут ужасные, тоска и тягость невыносимые. Ученики Христовы пусть не рассчитывают на благоприятный для восставшего против римлян народа еврейского исход войны. Только слепое самообольщение не хотевшего признать своего Мессии в Иисусе Христе народа поднимет его на это восстание. А последователи Христа при первых признаках разрушения Иерусалима, оберегая себя, да бегут в горы.
Первым решительным признаком приближения грозного часа ставит Господь мерзость запустения, по выражению пророка Даниила, стоящую где не должно (Дан. 9, 27). Б этой мерзости толкователи видят осквернение храма, когда иудеи с самого начала войны с римлянами, разделившись на партии, произвели междоусобную войну в стенах Иерусалима, обагрив кровию и завалив трупами самый храм. Бегство из Иудеи должно быть поспешное, не следует уже думать об оставленных в доме вещах, не возвращаться за ними, чтобы не погибнуть. Трудно будет в те дни, особенно непраздным (беременным.— Ред.) и имеющим грудных детей! Впрочем, ради избранных Своих Господь сократит те скорбные дни.
Начав Свою речь предостережением, чтобы апостолы не обольщались ожиданием скорого наступления славного Царства Мессии, Христос и опять к этому предостережению возвращается. Вы же берегитесь,— говорит Он.— Вот, Я наперед сказал вам все. Тогда, если кто вам скажет: вот здесь Христос, или: вот там,— не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Так предостерегал Христос учеников Своих от прельщения ложных христов и пророков, которые, знал Он, воспользуются тягостными для людей временами, чтобы прельщать даже и избранных. Так слово евангельское предостерегает и нас. Христос нам все сказал. Нового откровения сверх того, что возвестил нам Он через Своих учеников и апостолов, не ждать; новых пророков, какие были нужны для постепенного раскрытия откровения до Христа, давшего это откровение в полноте и совершенстве,— не будет. Не верьте же тем, кто выдает себя за пророков, а то и за Самого Христа, как, например, «пророк» Виссарион или некая Мария Цвигун, кощунственно выдающая себя за Христа. Пусть даже дадут они знамения и чудеса (Мф. 24, 24) (очевидно не силою Божией) — не прельщайтесь вы, наученные Церковью Православной, Апостольской, хранящей истину Христова Евангелия!
|