Среда
(Мк. 13, 24-31)
В евангельском повествовании говорится о наступлении дня второго славного пришествия Господня. Оно будет не в ближайшее к апостолам время: тогда совершится лишь гибель Иерусалима. Впрочем, последняя знаменует собою и конец мира, так что в речи Христовой описание одной переходит в изображение и другого. Скорбь и томление при осаде Иерусалима изображают тяжесть дней пред пришествием Христовым. Но вот после скорби дней тех откроются необыкновенные явления в Солнце, Луне, в силах небесных. Что именно произойдет в нашей Солнечной системе, точно мы не знаем, но нарушатся законы, содержащие в равновесии планеты, прекратится настоящая жизнь Солнца и Луны, произойдет перемена в мире, приспособление к встрече Судии всеми людьми для общего одновременного суда. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Божественной силой через посланных Ангелов мгновенно соберутся пред Ним со всех концов света народы и избранные Божий — достойные праведники внидут в открывшееся Царство.
Господь говорит, что слово Его непреложно. Небо и земля прейдут, изменятся, а Его слова не прейдут. По этим-то словам и должны мы узнавать приблизительно наступающий день суда — неведомый никому, как раньше по указанным приметам можно было определить гибель Иерусалима, до которой дожило еще современное Христу поколение. Обычные приметы для людей понятны: когда ветви смоковницы мягки и пускают листья, то, значит, близко лето; так должны люди примечать и мировые события, чтобы готовиться к встрече Судии — Бога, Судии избранного народа, народа, изменившего своему Владыке и затем Судии всего мира.
Голос Божий, напоминающий нам о нашем человеческом долге, напоминание о наших святых обязанностях, призыв к покаянию и исправлению слышатся в событиях и нашей жизни, общественной и личной. К этому голосу должны мы прислушиваться чутким ухом души нашей, чтобы не ожесточилось сердце наше в день посещения нас Богом!
«Будем постоянно говорить себе и другим: есть воскресение, и Страшный суд ожидает нас,— говорит святитель Иоанн Златоуст.— Если кого-то увидим тщеславящимся и превозносящимся настоящими благами, скажем ему то же самое и объявим, что все это останется здесь. Если увидим другого, удрученного скорбями и унывающим, скажем и ему то же самое, ибо скорбям будет конец. Если увидим кого-либо преданным беспечности и лени, напомним ему, что нужно будет дать отчет в беспечности. Эта речь лучше всякого лекарства может излечить душу».
Учитель покаяния, преподобный Ефрем Сирин, наставляет нас: «Занимаешься ли работой или молишься, ходишь или сидишь, ешь или постишься, или лежишь, бодрствуя, на постели, или делаешь что-нибудь, не переставай размышлять о суде. Рассуждай в сердце своем так: "Чем я оправдаюсь перед Судией? Есть ли другой подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?"»
|