21:00 Главные критерии Причастия | |||
Данная статья посвящена поиску главных критериев принятия Тела и Крови Христа в свете рассмотрения исцеления Господом десяти прокаженных, которое заставляет нас задуматься о ходе нашей жизни и пересмотреть свое отношение к Богу и окружающему миру, затрагивает важнейшие аспекты жизнедеятельности человечества. Во-первых, здесь говорится о таком качестве, как благодарность. Во-вторых, о том, насколько необходимо это качество. В-третьих, освещается роль благодарности в нашей жизни, И наконец, в-четвертых, показана разница между очищением и спасением. Все эти темы раскрыты в нескольких рядках Священного Писания. Перейдем к непосредственному рассмотрению события исцеления десяти прокаженных (проказа – это такая болезнь, во время которой человек заживо гниет и разлагается). В то время, когда Христос входил в одно селение, встретились ему десять прокаженных и кричали вдали: «Иисусе-наставник, помилуй нас». Что делает Христос? Услышав мольбу этих людей, Он посылает их к священнику для свидетельства об исцелении. В результате лишь один из десяти возвратился назад к своему Целителю, ко Христу, и выразил свою благодарность, но как?! Писание свидетельствует о том, что он громким голосом прославлял Бога, упал к Его ногам, благодаря Его. Но кто был этот человек? Самарянин, с которым евреи даже за стол не позволяли себе садиться, ввиду того, что их считали нечистокровными евреями, кровь которых смешалась в свое время с ассирийской. Но именно этот человек, презираемый всеми, и пришел выразить свою благодарность, а евреи, богоизбранный народ, в числе 9 человек, не посчитали это нужным. Следовательно: Бог не смотрит ни на лица, ни на национальность, ни на материальное положение, а в первую очередь на внутреннее состояние человека. И если вас люди осуждают за правду, это не значит, что вы будете порицаемы Богом. Далее следует вопрос Христа: не десять ли очистились? Где девять? Для чего Богу, самодостаточному и вседовольному, понадобилось благодарение остальных девяти? Этот вопрос последовал не потому, что Бог нуждался в благодарности, а в связи с тем, что таким образом акцентировалось внимание слушающих и читающих Слово Божие на необходимости благодарности. Ярчайшим подтверждением этому являются последние слова Спасителя к благодарному исцеленному: «Иди, вера твоя спасла тебя». Не девятеро услышали констатацию Господа о спасении, а лишь благодаривший. Христос дает нам понять, что очищение еще не спасение. Человек может здесь, на земле, жить, обладая совершенным здоровьем, быть материально обеспеченным, но если за все это он не будет благодарить Подателя всех благ, Который подарил главное для живущих – жизнь, возможность самореализации и радости. Казалось бы, человек очистился от проказы, может свободно дышать и жить, но нет, Господь требует именно благодарения для приобретения спасения. Почему? На этот вопрос дает исчерпывающий ответ святитель Николай Сербский, сравнивая благодарность человека с благодарностью ребенка отцу. Он спрашивает, нужна ли благодарность отцу от ребенка? Нет, конечно! Но он ее добивается лишь по той простой причине, чтобы ребенка научить благодарности, уважению и любви к окружающим, для улучшения его положения в обществе. Так и Бог требует от человека благодарности, чтобы все человечество привести к правильному отношению с окружающими, без которых спасение затруднительно. Благодарность наша никаким образом не изменит бытия Бога, но она поменяет наше бытие, нашу жизнь. Святитель Николай Сербский говорит, что благодарность делает человека более великим, могущественным, славным и более живым. Благодарность прибавляет мир и блаженство самим людям в их отношения. И это слова не человека, отвлеченного от блаженства, а святого, который достиг этого блаженства и мира в своей жизни. К этим словам следует прислушаться. Кроме того, нам нужно помнить, что благодарить важно здесь и сейчас. Так, по словам филолога-слависта С. С. Аверинцева, «Призыв за все благодарите» означает не ожидание чуда, а узнавание, ежедневное узнавание. Т. е. благодарность проявляется уже за то, что мы имеем возможность дышать, что у нас есть пища, крыша над головой, шанс соединяться с Самим Богом в Евхаристии. Высшим проявлением благодарности человека к Богу является Евхаристия (Причастие) (в переводе с греческого обозначает одновременно и дар, и благодарение). Многие верующие люди, посещающие храм очень часто, не до конца осознают важности причастия в жизни, но в зависимости от того, как мы понимаем Евхаристию, такие и дары получаем. В первую очередь Евхаристия, как говорилось, это Дар, Дар Бога человеку, Бога, который не пожалел собственной плоти и крови для того, чтобы человеку дать еще один шанс, дать возможность обретения утерянного райского блаженства для жизни с Богом. Человек во время причастия под видом хлеба и вина вкушает Самого Тела Христа. Он становится равным Богу по благодати, одним телом и кровью со Христом и соединяется духовно с христианами всей планеты, образуя единое Тело Христа, Святую Церковь... Это Дар! Но в чем заключается благодарение? На этот вопрос отвечает Антоний Сурожский. Он говорит, что наше благодарение заключается в приношении Богу наибольшее, что человек может приобрести и отдать – Любовь. Любовь, дорогие братья и сестры, Любовь как наивысшее проявление свободы. Именно Любовь – это единственное качество, которое является нашей собственной заслугой, о чем свидетельствуют слова прп. Максима Исповедника: Бог может сделать все, кроме одной вещи: Он не может принудить человека любить. Любовь мы приносим в Евхаристии и в нашей повседневной жизни. И именно Любовь должна быть критерием причастия, Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, Любовь, которую мы должны воплощать на протяжении всей жизни для достойного принятия Тела и Крови Христа. Вся жизнь христианина превращается в служение, в благодарение, в Литургию, апофеозом которой является Евхаристия – благодарение. Т. е. христианин живет и общается с Богом не только во время Литургии в церкви, но и когда покидает ее пределы. Вся жизнь наша является подготовкой к Евхаристической жертве, жертве благодарения. Христианин старается не грешить, каяться для приобретения любви, которую он приносит в дар Богу. Желаю же и вам, дорогие братья и сестры, чтобы и ваша жизнь ежеминутно наполнялась любовью для достойного принятия Иисуса Христа в благодарственной жертве, т. е. в Евхаристии. Исполняйте всей своей жизнью призыв: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!» (1 Фес. 5:16–18). Иерей Максим Бойчура
pravlife.org | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |