11:06 Гражданский Новый год | |||
В одном из псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Благословиши венец лета благости Твоея» (Пс. 64, 12). «Венец лета» означает круг года. Эта глубокая мысль псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует богослужение своим суточным, недельным и годовым кругами чинопоследований. Данное изречение псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год. Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский, то наш гражданский год «запаздывал». «Догнали» мы Запад только после революции. В результате этого православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия (f 290). Среди верующих появилось тогда такое понятие, как «старый Новый год», когда вместо «советского» Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие «старый Новый год» звучит примерно как «холодный горячий чай». Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые не дублируются по старому стилю. 1радоданский новый год— это наследие Петровской эпохи. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества. Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое — это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. «Усердное празднование» Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием. Таким образом, вместо того чтобы молиться святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь. Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает — они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год— это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом,— ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к вечности.
Архимандрит Макарий (Веретенников). | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |