11:01 Как связаны между собой проблема одиночества, социальные сети и православная вера? | |||
![]() На сегодняшний день при наличии различных психологических и философских подходов, общим является понимание одиночества, как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. В этом смысле, одиночество представляет собой социально-психологическое явление, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины, социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество. Однако, чаще всего понятие одиночества имеет негативные последствия. Так, например, один из крупнейших современных специалистов в области психосоматической медицины, автор книги «Разбитое сердце: медицинские последствия одиночества», Джеймс Линч, утверждает, что люди, испытывающие психологические проблемы, связанные с одиночеством (внезапно овдовевшие, разведенные, испытывающие сложности в общении с близкими, или те, у кого вообще нет семьи), в значительно большей степени подвержены болезням, чем те, у кого есть семья и взаимопонимание с близкими. Причем, те люди, которые живут изолировано, но одновременно с этим поддерживают постоянные тесные контакты с родственниками и друзьями, в меньшей степени подвержены разного рода психическим и физиологическим недугам (особенно сердечно-сосудистым заболеваниям), по сравнению с теми, кто утратил связь с родным домом и привычной средой. И все же, статистика людей, которые испытывают проблемы, связанные с одиночеством, откровенно говоря, поражает: 80% всех граждан, проживающих на просторах СНГ испытывают чувство одиночества. Это тем более кажется странным в силу того, что сегодня подавляющее число населения проживает в крупных мегаполисах, т.е. там, где урбанизация, казалось бы, должна снять проблему одиночества, как таковую. И, тем не менее, проблема эта не только не уходит с повестки дня, но наоборот, становится все более и более ощутимой. Именно поэтому ученые все в большей и большей степени стараются привлечь внимание общества к социально-демографическим предпосылкам возникновения одиночества. Детство, как период формирования человеческой личностиОбщеизвестно, что основа, фундамент человеческой личности закладывается в первые годы жизни ребенка. Многие ученые сегодня считают, что именно в детстве мы можем найти причины, которые впоследствии могут вызвать у человека психологические проблемы одиночества. Сегодня наша жизнь устроена так, что уже с первых дней своей жизни ребенок вынужден находится под неусыпным вниманием взрослых. Жесткий контроль, который дети испытывают со стороны родителей, воспитателей, а потом и учителей в школе и, одновременно с этим, невнимание взрослых к индивидуальным чертам характера ребенка, к его творческим способностям, по мнению многих специалистов, часто приводит к развитию чувства одиночества, чувства отчуждения и непонимания по отношению к окружающим людям. Среди характеристик, максимально отрицательно влияющих на психологическую адаптируемость ребенка, обычно выделяют: ощущение себя неудачником, жалость к себе, склонность к подавленности, стремление держаться с людьми на расстоянии. Это в свою очередь приводит к тому, что ребенок начинает избегать близкого и доверительного общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Начинает ощущать враждебность и ненадежность по отношению к другим людям, ощущать склонность к тому, чтобы приписывать окружающим свои чувства и мотивы действий и, более того, нередко, в случае вынужденных контактов с людьми, боясь показаться неудачником, начинает лгать и лукавить с целью показать себя лучше, чем это есть на самом деле. При этом, естественно, основополагающее влияние на формирование характера и личности ребенка оказывают семейные отношения. В процессе многочисленных экспериментов и наблюдений, в которых изучалось влияние общей атмосферы родительской семьи и личностных особенностей обоих родителей на становление человека, ученые пришли к выводу что к числу положительных характеристик, позитивно влияющих на формирование личности ребенка относятся любовь и нежность матери, ее высокая моральная ответственность, живой ум, интеллигентность, благожелательность, искренность, честность, уравновешенность, близкие культурные интересы обоих родителей и т.д. Неблагоприятными условиями, способствующими возникновению у ребенка проблем одиночества и отчужденности от людей являются частые ссоры родителей, их беспокойный, нервный характер (особенно у матери), зацикленность на материальном, эгоизм родителей или ситуация, когда отец устраняется от семейных проблем, замыкается в себе. А также ситуация, когда в семье не уделяется должное внимание развитию творческих способностей ребенка. Еще в советское время, ленинградский психоневролог А.И.Захаров, занимающийся изучением, профилактикой и лечением детских неврозов, проанализировал влияние различных типов деформирующего отношения к ребенку в семье на развитие у него невротических состояний и асоциальных форм поведения. Так, например, чрезвычайно строгое, властное отношение к ребенку со стороны взрослых членов семьи, и особенно матери, приводит к стойкому образованию у ребенка таких черт характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость и склонность к зависимости. Если же ребенок предрасположен к независимости, то авторитарность родителей может способствовать развитию у него возбудимости и агрессивности. В особенно неблагоприятных условиях оказываются дети, лишенные чувства материнской любви и уважения, где авторитет в семье завоевывается ими с огромным трудом. В такой обстановке у детей нередко формируется стойкое чувство собственной ненужности, униженности и неудовлетворенности жизнью. Однако, и атмосфера чрезмерного внимания к ребенку может иметь не менее пагубные последствия. Полное отсутствие требовательности, потакание каждому желанию приводят к развитию истеричности, снижению самоконтроля, желанию постоянно быть в центре внимания и т.д. Естественно, что в дальнейшем, когда ребенок выходит за пределы семьи и попадает в новое окружение, ему бывает трудно смириться с тем, что в центре внимания может казаться не он, что признание и похвалу нужно заслужить реальными достоинствами и успехами. В этом смысле, отсутствие всеобщей любви и признания со стороны окружающих может довести его до нервного срыва, способствовать замыканию в себе, т.е. возникновению чувства одиночества. ![]() Попытка бегства от одиночества в соцсетиКазалось бы, что с появлением социальных сетей интернета, проблема одиночества может быть успешно решена. Ведь теперь, даже испытывая трудности в общении с близкими, любой ребенок (чаще всего подросток) может легко сменить обстановку и переключиться на общение с теми, кто имеет схожие интересы и предпочтения в жизни. Только вот беда: чаще всего наша молодежь не имеет вообще никаких интересов. Именно поэтому, неудивительной становиться ситуация, когда молодые люди не знают что им нужно от жизни. Не знают и не умеют реализовать себя в том или ином деле. А чаще всего, в принципе не имеют желания (мотивации) к подобной реализации себя, как личностей. ![]() Это только вначале кажется, что общение в соцсетях придает силы, делает тебя нужным людям (френдам по фейсбуку или контакту и т.д.). Но, на деле каждый знает, что стоит ему только пропасть на некоторое время из сети и никто (или почти никто) этого не заметит. В этом смысле, подобное интернет-общение больше похоже на наркотик, без которого трудно жить, который просто отнимает и силы и время, ничего не давая взамен. Так что проблема одиночества не может быть сводима только к проблеме недостатка общения. В том числе, не все здесь можно объяснить и проблемами взросления, трудного подросткового возраста и т.д. Интроверты и экстраверты или как стать общительным человеком?В жизни очень часто можно наблюдать ситуации, когда, казалось бы, абсолютно успешные люди, достигшие признания и высокого положения в обществе, люди психически уравновешенные, не знающие проблем в детском возрасте и семейных проблем, тем не менее, время от времени, а иногда и постоянно, испытывают острое чувство одиночества (вспомним цифру в 80%, которая была озвучена в самом начале статьи). Психологам и психотерапевтам нередко приходится сталкиваться с жалобами на одиночество, ощущение собственной ненужности со стороны людей, формально обладающих полноценной семьей и, вообще, вполне успешных. И в этой ситуации, становится уже невозможным списать проблему на дефицит общения или какие-либо другие «объективные обстоятельства». В этом смысле, мне вспоминается, поразивший весь мир, случай самоубийства известного голливудского актера Робина Уильмса. Казалось бы, это был человек более чем успешный, весельчак, любимец миллионов поклонников во всем мире, и, тем не менее, он покончил жизнь из-за серьезных проблем психологического характера. Так что, как это не покажется странным, от одиночества страдают и экстраверты (люди общительные и открытые), и интроверты (люди замкнутые), и те, у кого было счастливое детство, и те, у кого оно было трудным. От одиночества страдают и люди с заниженной самооценкой и вполне успешные люди: гордецы и простецы, те кто, казалось бы, сумел себя реализовать и откровенные неудачники. Причем и они, как и подростки, очень часто пытаются спрятаться от одиночества в соцсетях. Только вот у взрослых людей это получается еще хуже, нежели у подростков. Так в чем же лежит истинная причина проблемы одиночества? Почему его так трудно избежать? Одиночество проблема не психологическая, а духовная. И что такое духовная пустота?По моему глубокому убеждению, проблема одиночества имеет, в первую очередь, не психологические, а духовные причины. А иначе, чем объяснить те примеры из жизни святых подвижников, когда находясь длительное время в условиях полного одиночества (в затворе, или в пустынножительстве), они не только не повредились умом и душой, но и в итоге явили себя миру, как полноценные, преподобные человеческие личности. Конечно, сегодня их подвиг может вызвать лишь удивление и изумление, и поэтому вряд ли может быть повторен кем-либо из наших современников. Тем более, если речь идет о мирянах, имеющих семьи и проживающих в самом «сердце» современной цивилизации (т.е. в мегаполисах). Но, все же, никто и не призывает к буквальному подражанию опыту святых преподобных подвижников прошлого. Для нас, современных людей (в том числе и для современных монахов) скорее важен не внешний строй из жизни, а глубокое понимание тех внутренних мотивов, которые позволили им достигнуть святости жизни и высокой степени бесстрастия. И действительно, христианство это не магия, и поэтому результат в христианстве достигается не внешним деланием (которое есть только лишь вспомогательное, врачевательное средство в общем процессе преображения человека), а в первую очередь внутренним движением души человека на пути к обожению на пути ко Христу! И на этом пути, всем нам, важно понять, что, увы, в каждом из нас живет своей маленькой жизнью эгоистичный, безжалостный, мелкий, тщедушный, поверхностный человечишка, который заслоняет собой Бога и не дает себе самому по-настоящему быть человеком. И если сосредоточить всю свою жизнь на этом маленьком человечке, то она неминуемо превратится в тюрьму, в узкую, неуютную, вонючую тюремную камеру, в которой лишь маленькое окошко позволяет видеть солнечный свет. В камеру, в которой только и можно, что задохнуться. Вот почему, нам бывает так трудно оставаться один на один с самими собой. Как правило, в таком состоянии человек испытывает внутренний дискомфорт и довольно неприятное ощущение пустоты. Именно поэтому мы и пытаемся убежать от себя в развлечения, в суету, в соцсети, в работу и т.д., и т.д. Мне кажется, каждый из нас хотя бы раз в жизни испытал это страшное чувство - чувство тоски, уныния и страха от безысходности, от той пустоты, которая таится в душе человека. Особенно остро эту душевную боль ощущали святые, сумевшие заглянуть в самую глубину той бездны, которая таится в нашей душе. Они смогли заглянуть в эту бездну и понять одну важную вещь, а именно то, что заполнить ее (нашу внутреннюю пустоту) может лишь нечто Великое и Абсолютное! То, что содержит в Себе всю вселенную, и одновременно бесконечно ее превосходит. Собственно так они понимали, что в человеке присутствует какая-то неизмеримая глубина, какое-то новое, неизведанное измерение, какой-то огромный, бескрайний простор, заполнить который подвластно лишь Богу. Только этим можно объяснить радикальный поворот в их жизни, когда будучи, очень часто, благополучными людьми, они удалялись в горы и пустыни, уходили в затвор только лишь для того, чтобы, невзирая на физическое одиночество, избежать одиночества метафизического. Ибо, на самом деле, оба эти состояния взаимосвязаны между собой: т.е. именно метафизическое одиночество и рождает одиночество физическое, как чувство ненужности и отчуждения от людей. И именно поэтому лишь вера в Бога способна преодолеть и физическое и метафизическое одиночество. Святые отцы говорили, что Бог – есть Огонь! И когда Он пришел в наш мир и стал Человеком, Огонь этот излился на землю лишь для того, чтобы соединившись с ним, человеку можно было воспламениться Духом Святым. И в тех, в ком зажжется этот Огонь Духа Святого, не будет уже страданий от одиночества, не будет и чувства уныния, ненужности и безысходности. Ибо такой человек будет знать, что Богу он нужен всегда. И от этого ощущения жизнь наша наполнится светом и радостью, в том числе мы станем способными поделиться этим светом и радостью и с окружающими людьми, которые тоже часто впадают в уныние и томятся от одиночества. Признаюсь вам, именно в этом контексте я и понимаю слова прп. Серафима Саровского: «Спаси себя сам и вокруг тебя тысячи спасутся!». Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)
СПЖ | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |