00:07 Какая зарплата у священнослужителей и от чего она зависит? | |||
Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно. К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды. Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети. Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13). По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям. Теперь о прозе жизни… Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян. В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей. Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе. Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании… Иерей Андрей Чиженко | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |