10:04 Христианская эвтаназия: улыбка из вечности | |||
Термин «эвтаназия» — яркий пример того, как в одну и ту же словесную «оболочку» можно вкладывать совершенно разные, даже прямо противоположные смыслы.
Сегодня эвтаназия уже узаконена в ряде стран: Нидерландах, Бельгии, некоторых штатах США. Причем Бельгия пошла в этом деле дальше всех. Это — единственная страна, в которой законом разрешена и детская эвтаназия. По недавно принятому бельгийскому закону, подписанному их королем, даже дошкольник может попросить о своем умерщвлении, если его страдания очень сильны, а болезнь неизлечима, и свое согласие дадут родители, врачи и психолог.
Какую почву такой закон может со временем дать для избавления от нежелательных детей, наверно, одному дьяволу известно. Но уже сейчас Бельгию сотряс один скандал, связанный с эвтаназией. Недавно право на добровольный уход из жизни в этой стране получила 24-летняя девушка только на основании того, что у нее хроническая депрессия. Как сообщили СМИ, «уйти из жизни 24-летней Лауре медики разрешили по ее собственному настоянию — девушка страдает от хронической депрессии и последние три года проходит лечение в психиатрической клинике».
Сторонники эвтаназии говорят о свободе человека, о возможности выбрать ему самому не унижающую его достоинства смерть. Но мне кажется, что так понимаемая эвтаназия — это своего рода дьявольская пародия на христианское понимание благой или хорошей смерти. Почему дьявольская пародия? На Божественной Литургии христиане молят Бога о «христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове». В первом случае мы тоже вроде имеем кончину безболезненную (дано обезболивающее и страдания сокращены «милосердным убийством»), мирную (все делается по согласию, без криков и жалоб), и даже непостыдную (соответствующую представлениям данного человека о стыдном и нестыдном). Однако тут никак не будет доброго ответа на Страшном Суде Христа, потому что и мира никакого в таком уходе из жизни нет.
Уйти с миром — это значит уйти, смиренно принимая волю Бога, когда Он наконец-то отпустит человека из этого мира. Он, Который «вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов. 10:8-12,18). Жизнь человека — чудо и драгоценный дар, который зависит от тончайшего сплетения миллиардов и миллиардов разных обстоятельств. Не сам человек устроил это невероятное сплетение, не он стоял у истоков таинственного замысла, который за каждой жизнью стоит. Нельзя поэтому терять эту драгоценную интуицию чуда и невероятной таинственности жизни, и прежде всего своей собственной, ее истока и ее конца.
И хорошая, блаженная смерть или эвтаназия в христианском смысле — она совсем другая. Это смерть подвижника, освободившегося и очищенного с помощью Божией от страстей. Действительно скончавшегося в мире и покаянии. Такова, например, судя по всему, была смерть афонского старца Иосифа Ватопедского, посмертную улыбку которого прозвали улыбкой из вечности.
| |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |