00:12 Христос об Иоанне. Укоры | |||
Спаситель продолжает проповедовать и учить, а Предтеча из темницы посылает к Нему своих учеников, чтобы увериться в том, что Тот, Которому он сказал, что недостоин прикоснуться к Его обуви, действительно Мессия. Не стоит считать это проявлением недоверия, скорее — желанием удостовериться, а это разные вещи. Ответ Иисуса был всеобъемлющим и добрым: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». Здесь особо трогательно то, что в нарушение ожидания слушателей о нищих не говорится, что они богатеют, а что благовествуют. Весомый контраргумент против «теологии процветания». Еще и еще будет сказано о неотмирности Царства Благой Вести, и эти слова- точно по данной теме. А как трудно было принять эту неотмирность ветхому Израилю, страдающему в оккупации и жаждущему свободы и величия! А как трудно принять ее некоторым из современных христиан — ровно по тому же поводу: хочется величия и победительности, хочется блеска и великолепия. И ну очень не хочется думать о конце мира и Страшном суде. Кстати, я встречала в рассуждениях тех, кто ностальгирует по СССР, слова «нас все боялись» как пример счастья. Правда, таковы же могут быть на старости лет воспоминания дворового хулигана. И очень нам следует этого опасаться, потому что такое трезвое опасение есть значительная составляющая страха Божия. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему…».
Проводив вестников Предтечи, Господь, явно погрузившись в мысли о нем, держит речь во славу Иоанна, обращаясь к тем, кто был с ним в пустыне (а таких было очень много среди тех, кто окружал Христа): «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я послал Ангела Моего пред лицем твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Давайте лишний раз подивимся тому, как блестяще «Сын плотника» строит свою речь, властно и умело привлекая внимание слушателей; как замечательно Он в немногих словах с опорой на Писание наглядно показывает главное в делах и в личности Предтечи, объясняя заодно и волю Бога, и Свое место в мире и в деле его спасения. Это и называется «говорит как власть имущий». Одновременно показывается различие между людьми и ангелами — обитателями Царства Небесного. Здесь посылаю «Ангела Моего» употребляется в исконном смысле слова «ангел», обозначающего посланника.
Очень хочется в этой связи привести короткое стихотворение Мандельштама: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким родным? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В теплице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть, Узора милого не зачеркнуть. Продолжая думать о словах Спасителя, понимаем, что с любовью дела обстояли очень плохо и… продолжают обстоять так и сейчас. Слова осуждения и высокомерного наставления с вершины собственной праведности можно услышать сколько угодно. Слов любви и ободрения что-то не очень слышно. А упреки Христа отличаются неложной заботой о спасении душ человеческих. Да, говорит Он со властью. Но Он — Бог. И для Бога, сотворившего мир, Он очень даже мягок. Он пользуется сравнениями, не слишком понятными нам. Где-то я читала, что это вариация на тему игровой детской песенки того времени, а тем самым есть здесь и снисхождение, и мягкий юмор… и дистанция:
Рождество Иоанна Предтечи — один из великих праздников Русской Православной Церкви. 7 июля христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился будущий пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан.
Вот совсем немного примеров. Каковы основные претензии общества к Церкви? Во-первых, слишком активно участвует в мирских делах, во-вторых, вовсе не участвует в мирских делах. Каковы претензии суперэкуменизма к христианству? Нет-нет, «мы» ничего против христианства не имеем, все религии равны, но вот только пусть христиане не говорят, что их религия истинна, не говорят о Богосыновстве Христа и о Приснодевстве Его Матери, откажутся от Троичности Бога и от идеи Воскресения — и все будет хорошо. «И оправдана премудрость чадами ее», что в конечном итоге означает: кто стремится к истине, становится сыном премудрости и в такие ловушки не попадает. И вот каковы были укоры Спасителя: укорял Он за то, что отвергалась Благая Весть, за то, что Он явил силу Свою, а люди не покаялись. И не грозил, а сострадал. Еще раз: Бог не наказывает, это человек навлекает на себя горе, отвергая Бога. Христос не говорил «уничтожу», а говорил «горе вам». Почувствуйте Его различие с начальствующими людьми. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись». Как тут не вспомнить покаявшуюся Ниневию — и не от явления Сына Божия она покаялась, а «всего-навсего» от слов посланца-пророка. «Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам». Вот слова, на основании которых апостол Павел возвещал спасение покаявшимся язычникам. А вот и славный город Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Следует вспомнить, что Бог желал пощадить Содом, но не нашлось там и десятка праведников. А еще интересно, какой город впервые был назван Третьим Римом: Великое Тырново. Это в Болгарии, но сейчас оно уже не столь великое, хотя и продолжает так официально называться. Областной центр, население 67 тыс. человек. И к концу прозвучали слова, показывающие, что Христос говорит не от Себя, а сообщает волю Отца: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». Следует ли понимать это так, что христианство — тайное учение? А вот ничуть не бывало. Божественный смысл и цель бытия просто не могла вместить ущербная горделивая мудрость и разумность книжников и фарисеев. А извратить — сколько угодно. Недаром наряду с увещеванием не бояться гонителей веры звучало из уст Спасителя предостережение от закваски фарисейской: от поверхностных обычаев, от пустых ритуалов, от гордости за свою ложную праведность, от примата национальной гордости и процветания над верой… невредно было бы и нам внять этому предостережению. А заключение укоров вмещает в себя такое море любви Божьей, что дарит ощущение счастья. А начинается с того, что Христос приоткрывает тайну Троицы: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И начинается именно открывание — Откровение — Нового Завета: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Именно такое наше усилие Господь хочет видеть: любовь, доверие, прилежание добру. И обещает не первенство, а душевный покой. Увы, для нас такое усилие гораздо труднее, чем обличать и ненавидеть, а душевный покой не очень-то и ценится…
Иллюстрация: Бартоломе Эстебан Мурильо, Святой Иоанн Креститель в пустыне Материал по теме | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |