10:30 Мистические сериалы как профанация христианских истин | |||
Почти полвека назад французский философ Жан Бодрийяр указал на то, что общество потребления придает большее значение изображению реальности, чем ей самой. Эти слова стали пророческими для нового типа культуры, который мы получили в результате. Во время безвкусицы, китча и разноформатного глянца сериальная индустрия занимает одну из лидирующих позиций и штампует медийные образы и соответствующие тренды с поразительной скоростью. Особый успех приобретает продукция которая «подключает» зрителя к миру таинственности, загадочности и мистики. И все бы ничего, однако подобные «изделия» настолько искажают Библейские истины, миксируя с ними какие угодно верования и культы, вполне реальные метафизические вещи не просто теряют свое сакральное значение, но и транслируются как очередная фантазийная выдумка, которую «наивный» зритель «принимает» даже с большим удовольствием, чем энную версию какой нибудь банальной«love-story». Сознательно или нет, но это блестяще удается создателям мистических сериалов, жанр которых справедливо считается одним из самых популярных среди киноманов. К примеру, «Доминион» (2014 - ...) - сериальный сиквел фильма Скотта Чарльза Стюарта «Легион» (2010), который продолжает историю борьбы Неба и Земли, решить которую в интересах людей принадлежит «спасителю человечества» Алексу Лэндону. В свое время его спас архангел Михаил, не поддержав намерения Бога уничтожить грешное человечество с помощью своих посланников - низших ангелов, которые вселялись в тела людей и убивали им подобных. С тех пор прошло 25 лет и теперь «неомесия» проживает в бывшем Лас-Вегасе (Веге), где за укрепленными стенами находится большинство тех, кому удалось выжить. Бог исчез, и низшие ангелы во главе с амбициозным и надменным архангелом Гавриилом объявили последним войну. Как оказалось, дешевая профанация и откровенное богохульство, показаны в упомянутой выше «предыстории» сериала, развернули в «Доминионе» новую антихристианскую теологию. Небесное воинство, о котором в Евангелии сказано как о силе, прославляет Бога («Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 13-14)), изображено злой, уродливой и агрессивной силой , что несет смерть. Совершенная красота, мудрость, истина Божия и высшая гармония, которыми наделены Небесные духи, в сериале уничтожены бесследно. Теперь это развратное капище, пантеон божеств, которые выстраивают свою иерархию и тактику, руководствуясь жестокостью, коварством и тщеславием. Архангел Гавриил - один из семи главных ангелов, Небесный провозвестник, которого Бог не раз делегировал извещать Свои планы относительно спасения рода человеческого, - показан здесь как восставший демон, который эгоистично стремится истребить остатки человечества, которому никак не может простить любовь общего отца Бога. Что касается образа его «единокровного» противника - Архангела Михаила - бесспорно, его интерпретация значительно лояльнее. Однако, реальный защитник веры, «вождь воинства Господня» изображен мифическим персонажем, который имеет слабости не только в виде любовницы Бекки, которую впоследствии убивает: в прошлом он безжалостно уничтожал людей, руководствуясь не столько необходимостью выполнения приказов Бога, сколько из-за того, что кровь и жестокость его «пьянили». Доминион Алекс - благородный, смелый, сильный, но совершенно земной герой. За ним хочется идти в бой, но не доверить исцеление души. Он употребляет алкоголь и имеет отношения с дочерью генерала Райзена Клэр, которая в конечном итоге беременеет от него - идеальный супергерой, но отнюдь не Христос, которого мы называем Спасителем. Он борец за «внешнюю» свободу и ничего общего с истиной, которая делает свободным, нет. «Недисциплинированный, своевольный, эксцентричный», - похоже, это наиболее желаемые характеристики современного «Мессии». На фоне политических игр постапокалиптического мира Алекс выглядит наименее претенциозным, однако своим образом не особо тянет даже на «последнего человека с чистым сердцем», не то чтобы на Освободителя Человечества. Его единственная связь с Богом Отцом - таинственные письмена на теле. Провоцирует на определенные размышления и следующий сериал. «Сонная Лощина» (2013- ...) - детективно-мистическая сериальная драма по мотивам одного из текстов основателя американской новеллистики Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной лощины», 1820). В новой кино-версии легендарная история Всадника без головы, который в поисках последней ночами бродит на своем коне по Сонной лощине, переплетается с жизнью Икабода Крейна - офицера американской армии генерала Джорджа Вашингтона, который вместе с самим всадником мистическим образом попадает в XXI век. Теперь совместно с офицером полиции, афро-американкой Эбби Миллс, он должен выполнить свое назначение как «свидетеля Апокалипсиса» - побороть вселенское зло. Неожиданно захватывающий сюжет и такие же шокирующие смысловые «оборотни» Евангельских истин. Прежде всего, это касается библейских пророчеств о конце света. Известно, что Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова - единственная пророческая книга Нового Завета, цель которой - представить будущую борьбу Церкви с силами зла, дать руководство верующим, как преодолевать искушения, и показать гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом. Однако, в «Сонной Лощине» от свидетельства евангелиста Иоанна остаются только фрагменты, собранные в совершенно другую фэнтезийную картинку. Библейские цитаты, которых в фильме довольно много, ощутимо отличаются от того, что написано в каноническом образце христиан. Однако, «рядовой» зритель не станет выяснять, что Библия Вашингтона, с которой герой оказывается в нашем времени, - англиканский вариант Священного Писания (утвержден еще английским королем Яковом I), на котором клялся первый президент США, а сегодня - законная собственность одной из масонских лож Нью-Йорка. Он будет воспринимать текст, дополненный апокрифами, историческими и юридическими данными, как идентичный тому, что служит материалом для воскресных проповедей священников. А как насчет наложения на это выдержек из Кодекса Чакос (ранних христианских гностических текстов), «Гоетии» (одной из самых известных средневековых магических книг) в сочетании с мистической записной книгой Бенджамина Франклина или «Потерянным раем» английского классика Джона Мильтона? Подобный микс сводит Божественное откровение в сюжетики обычного фантастического триллера. То же касается исключительной миссии «избранных» героев, которые не боятся бросать вызов самому дьяволу (здесь олицетворяет мифический демон Молох). В «Сонной Лощине» они «свидетели» Апокалипсиса, и именно их финальная битва с силами тьмы решит судьбу мира на Страшном суде. Имя Бога, Единственного кто будет определять «победителей» и «побежденных» земной жизни, вообще отсутствует. Зато появляется Генри - Пожиратель грехов, который «очищает» душу, «съедая» последние. Образ, который не просто упрощает то, на чем особенно акцентирует внимание православная духовная практика (грех-раскаяние-прощение), но и заменяет Бога - Единого Серцеведца, в Чьих силах прощать грехи, - на одного из демонов тьмы (как выясняется впоследствии, Генри - Всадник Войны и приемный сын Молоха). Такой же ужасной сказочности приобретают символические Четыре Всадники Апокалипсиса (они все еще воплощают Смерть, Войну, Чуму и Голод), которые в «Сонной Лощине» являются слугами Молоха. Думаю, такая мифологизация должна быть особенно благоприятной для тех, кто отрицает достоверность всего что предсказывает Евангелие по поводу заключительного этапа существования человечества. Правда, кое-где все выглядит весьма «привлекательно» и даже убедительно. Икабод Крейн - зритель видит перед собой красивого, галантного и смелого джентльмена - который стремится освободить из чистилища свою жену Катрину, которую там удерживает Молох, и борется со всемирным злом. То, что герой называет своими братьями членов тайной масонской ложи, которая по сюжету противостоит демонам, а его любимая женщина ведьма, - абсолютно «не смущает», потому что все они показаны защитниками «добра». Непостижимо: дьявольская сила, которую святые подвижники преодолевали особой аскезой, молитвой и силой Божьего Имени, находит поборников среди тех, кто «просто» сильный, смелый и имеет доступ к магическим знаниям. Отдельного внимания требует мини-сериал Агнешки Холланд «Ребенок Розмари» (2014) - обновленная версия некогда культового фильма Романа Полански (1968) и еще одна экранизация одноименного романа американского прозаика Айри Левина (1967). Молодая супружеская пара американцев приезжает в Париж, где человек запланировано год будет работать в Сорбонне и завершит свою давно желанную книгу. Его жена Розмари настолько отчаянно желает только ребенка, в чем ей успешно помогает семейство Кастеветив - потомственных адептов сатанинского культа, который подыскивает мать для рождения Антихриста. «Неожиданный» успех, желаемый достаток, желанная беременность. Все это ценой дьявольских вмешательств в судьбу Вудхаусов и жизни тех, кто становится этому помехой. Страшные подозрения Розмари, стремление разорвать связь с Романом и Минни Кастевет и наконец примирения (!!!) с тем, что ты - мать малыша - Антихриста. Финальные сцены киноленты странным способом перекрывают жуткое впечатление от кровавых жертвоприношений и реальных логотипных сатанинских символов, которыми переполнен фильм, - остается только восхищение синеоким ребенком и «мужеством» Розмари, которая проявляет себя как «настоящая» мать и человек, принявший неотвратимость своего назначения. Напряженный сюжет, хорошая игра актеров, продуманные эпизоды - да, но если бы речь шла об экранизации одного из архаичных мифов, а не о страшной реальности, от которой нас каждый раз предостерегает Церковь. Блудница, которая по пророчествам должна родить Антихриста, в образе храброй и решительной Розмари; дьявол - настоящий отец ребенка - в образе харизматичного Романа Каставета или Стивена Маркато ... То, что у каждого сознательного человека должно вызывать «защитную реакцию», приучает к «нормальности» всего, что ведет незримую войну против Бога. И очевидно, что эпизод с женой Романа Полански Шэрон Тейт, которую после выхода его фильма беременной зверски убили последователи преступной сатанинской деятельности маньяка Чарльза Мэнсона, уже давно забыт. Соображения по поводу этого откровенно антихристианского сериала в чем то созвучны тому, что вызывает сопротивление уже в реальной жизни. Речь идет о недавнем прецеденте в Детройте, где был установлен памятник Сатане членами соответствующей секты. Это должно бы привести к какой-то незаурядной реакцию общественности, или хотя бы лишить нас положительных отзывов значительной части «европеизированного» общества. Однако. Вместо этого - иллюзии по поводу очередной «культурной экзотики», «религиозного объекта», «необходимой альтернативы христианским «богам» или чествования «литературного персонажа», которые часто заканчиваются психиатрическими клиниками или посещением священников-экзорцистов, которые православные христиане знают как «вычитки». Это - реальность, страшная реальность, которая искалечила много судеб, погубила множество душ и продолжает незаметно насаждать миф о том, что Дьявол - персонифицированная метафора абстрактного зла, а может, и новый освободитель человечества. Что касается мистических экранизаций на мега-популярную сегодня вампирскую тематику, думаю, стоит обратить внимание на 7-сезонный молодежный тренд «Дневники вампира» (2009 - ...). Благородный инфернальный герой Стефан Сальваторе и современная американская школьница Елена Гилберт, упорно борется за свое право на счастье с вампиром с более 150-летней историей, а впоследствии его обольстительным братом Деймоном, приключения с которыми обращаются фатальными последствиями для героини: она сама становится вампиром . Очевидно, что фантазий Лизы Джейн Смит - молодежной писательницы, автора книг о «сверхъестественном и человеческом», по идеям которых проходят съемки упомянутого фильма, - хватит еще на несколько десятков серий о «запрещеной» любви. И сериал можно было бы считать только делом вкуса, если бы не откровенная поэтизация зла и его настоящая дьявольская сущность, прикрытая эффектной «оберткой». Яркая внешность, героические поступки, невиданные смелость и сила - именно о таком бой-френде мечтает каждая девочка-подросток, именно на месте красавицы Елены, за которую борются два красивых демонических парня, хочет быть каждая из них. И пусть - «возрастное». Однако размытое представление о «добре-зле», «Боге-дьяволе» прочно укореняется в мировосприятии впоследствии уже взрослого человека. Многих это удивит, но не бывает ни «хорошего» зла, ни «белой» магии: если это не Бог, то однозначно только дьявол, который в нашей жизни ведет вполне реальную борьбу за душу каждого человека. И выстоять в ней возможно только с молитвой, причащением и соблюдением учения святой Христовой Церкви. Никакие «волшебные эликсиры», «сверхъестественные способности» или «магия предков» не способны сделать это. Об этом стоит помнить, просматривая рейтинговые релизы «Сверхъестественного», «Гримм» или «Американской истории ужасов», потому что перед монитором ты так или иначе оказываешься в ситуации воздействия. В мистическом «зазеркалье», где стираются все границы между абсолютной ценностью, святыней и профанной средой вещественного мира, легче забыть о Боге. Мистические сериалы искажают представление о том, что нет никаких духовных «заменителей», а еще они притупляют чувство трепета, благоговения и почтения к Тому, Кто в любой реальности и в любом жанре остается Истинным - Единоначальным, Животворящим и Всепобеждающим. uoj.org.ua | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |