19:30 Наследование афонских традиций в чине Погребения Богородицы в Киево-Печерской Лавре | |||
Служба Погребения Божией Матери с величественным молитвенным настроением уже не одно столетие совершается в Киево-Печерской Лавре, главный храм которой посвящен Успению Пресвятой Девы. В подражание древней афонской традиции, принесенной в Киево-Печерскую обитель со Святой Горы, после Великого славословия, под пение «Святый Боже...», архипастыри на своих плечах торжественно, с крестным ходом и зажженными свечами обнесли Плащаницу, изображающую одр с телом Пресвятой Богородицы, вокруг Великой церкви – Успенского собора. Этот момент богослужения особенно красив и духовно возвышен, он мысленно переносит нас в те далекие времена...
По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании, там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник.
Служба Погребения Божией Матери составлена по подобию утрени Великой Субботы, и основная часть ее — 17 кафизма с припевами, или Непорочны с Похвалами, — представляет собой очень искусное подражание Похвалам Великой Субботы.
В XVI веке эта служба была широко распространена на Руси. Однако в синодальный период была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах: в Киево-Печерской Лавре, в Московском Успенском соборе; в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).
В самом Иерусалиме (точнее, в Гефсимании, на месте, где произошло событие Успения), торжественная служба Погребения Богоматери совершается Патриархом Иерусалимским утром 27 августа, т.е. накануне Праздника Успения Пресвятой Богородицы. В России, в приходской практике, как правило, чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа, либо (чаще всего) в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером следующего дня, либо на третий день Успения). И только на Святой Горе Афон и в Киево-Печерской Лавре Погребение совершается в самый день праздника. Причем о наследовании такой святогорской традиции в Киеве известно еще в XVI веке.
Некоторые современные авторы ошибочно полагают, что такая самобытная традиция в Киево-Печерской Лавре утвердилась под влиянием Студийского Устава. Однако в нем, на самом деле, о чине Погребения ничего не говорится. При этом именно такая традиция прописана в Уставе Святой Горы Афон, откуда, без сомнения, она и была перенята в центральной обители Киевской Руси.
Следует заметить, что на Руси с момента Крещения праздник Успения Пресвятой Богородицы приобрел особое значение. В его честь по всем ее необъятным просторам было воздвигнуто множество величественных храмов, среди которых одним из главнейших являлась Великая церковь Киево-Печерской обители – Свято-Успенский собор (1076 г.).
Ксилургу (греч. ξυλουργός – плотник или древодел) – древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире, основанная вскоре после Крещения Киевской Руси. О ее русских корнях свидетельствует даже само название – «Древодел», ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня.
Соборный храм Русской на Афоне Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери.
Не случайно в Киево-Печерском Патерике, наследуя афонскую традицию, в контексте строительства в Киеве монастырского Успенского собора отмечается передача основанной преподобным Антонием Киево-Печерской обители и стольного Киева под непосредственный патронат Божией Матери: «Хощу церковь възградити Себѣ в Руси, в Киеве... Прииду же и Сама видѣте церквии и в ней хощу жити». Благодаря такому посвящению Божией Матери, считает проф. В. Ричка, стольный Киев воспринимался средневековым общественным сознанием как богоизбранный и богохранимый град – Дом Богородицы, как сакральный символ и сердце Святой Руси, обеспечивая тем самым и духовное единство всей киеворусской земли.
Таким образом, именно Афонский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» стал тем «первообразным» центром сакрализации киево-русской земли, наследуя который, через духовное единство и родство с ним, на Киевских горах был воссоздан «образ», «икона» Святой Горы Афон – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, а сама киево-русская земля получила право на столь ответственное наименование – Святая Русь.
Как справедливо отмечает по этому поводу духовник и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко): «Существуют духовные нити, видимо связывающие Киевскую Лавру с местом подвигов ее основателя на Святой Горе - Успенским храмом, у престола которого он принял постриг, а также заповедь от отца игумена идти на Русь. Великая Успенская церковь Печерской обители, построенная по показанному Царицей Небесной греческим зодчим образцу, не является ли символической проекцией первого русского храма первой русской обители на Святой Горе, в которой подвизался основатель русского монашества и учредитель Киево-Печерской Лавры?
Поэтому для русского монашества как на Святой Горе, так и на Руси, традиционно, на протяжении более 1000 лет праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку, помимо всего прочего, имеет и прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.
Собственно, именно Святая Гора Афон и ее наследие коренным и благотворным образом отразились на формировании мистико-аскетического облика самобытного древнерусского православия, как и самой Святой Руси. В чем, повторимся, решающую роль сыграл Русский на Афоне Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу», давший Киевской Руси преподобного Антония Печерского и многих других подвижников и просветителей.
Сергей Шумило | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |