00:00 Неделя (седмица) о блудном сыне в 2018 году – 4 февраля | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Притча о блудном сынеЛк., 79 зач., XV, 11-32.
11 У некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. 20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. 25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Толкование притчи о блудном сынеВ притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32). У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына – это грешники и мнимые праведники – книжники и фарисеи. Младший, по-видимому достигший уже совершеннолетия, но, конечно, еще неопытный и легкомысленный, просит выделить ему полагающуюся часть отцовского имения, согласно закону Моисееву (Втор. 21:17), третью часть, в то время, как старший брат получал две трети. По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог. “Настал великий голод” – так нередко Бог посылает грешнику, далеко зарвавшемуся в своей греховной жизни, и внешние бедствия, чтобы заставить его образумиться. Эти внешние бедствия суть одновременно и наказание Божие и призыв Божий к покаянию. “Пасти свиней” – самое унизительное для истого Иудея занятие, ибо закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым. Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему – это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. И вот он “приходит в себя”. “Пришедши в себя” – это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нем как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями, наконец, заставляют его очнуться: он как просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается: он начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния, и ищет средство к выходу из него. “Встану, пойду к отцу моему” – это решимость грешника оставить грех и покаяться. “Согреших на небо”, т.е. перед святым местом обитания Бога и чистых безгрешных духов, “и пред тобою” пренебрежением к любящему отцу, “и уже несмь достоин нарещися сын твой” – выражение глубокого смирения и сознания своего недостоинства, каковыми всегда сопровождается искреннее покаяние грешника. “Сотвори мя, яко единаго от наемник твоих” – выражение глубокой любви к дому и крову отеческому и согласие хотя бы на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий. Все дальнейшее изображение событий имеет целью подчеркнуть беспредельность любви Божией к кающемуся грешнику, Божественное всепрощение и ту радость, которая бывает, по словам Христовым, на небесе о едином грешнице кающемся (Луки 15:7). Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех. “Бе мертв и оживе” – грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни – Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых. Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат “разгневался и не хотяще внити”, так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть “братом”, а презрительно говорит: “этот сын твой”. “Ты всегда со мною и все мое – твое” – этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении. Архиепископ Аверкий (Таушев).
Руководство к изучению Священного Писания. Притча о блудном сынеИ еще сказал Он изобильную великим утешением притчу: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». Какая душа не возрадуется, чувствуя в этом рассказе прощение и ничем, никаким грехом не преодолеваемую благость Божию к себе! Иисус прибавляет в притче о блудном сыне, что когда старший брат его, возвратясь с поля домой, увидел празднование в честь младшего, провинившегося своего брата, то рассердился и не хотел войти в дом. Отец же успокаивал его, говоря: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лк. 14, 31–33; 15, 7, 10–24, 31–32) Упоминание о старшем брате блудного сына относится к тем иудеям, которые негодовали на милосердное отношение Иисуса Христа к грешникам и язычникам. Библия, изложенная для семейного чтения.
История праздникаУстановление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви 4 и 5 века, говорившие беседы в эту неделю, как – то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В 8 веке Иосиф Студит написал канон на неделю о Блудном, ныне поемые Церковью в эту неделю.Толкования и изречения святых отцов:
Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских…» «с Аллилуиею красною». Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари - «Ангельский собор…».2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери…». 3) Чтение на литургии: Апостол – Коринф., зач. 135, Евангелие – от Луки, зач. 79. 4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…». Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сынеПроповеди в Неделю (седмицу) о блудном сынеМитрополит Сурожский Антоний. Старший сын Митрополит Сурожский Антоний. О блудном сыне Митрополит Сурожский Антоний. Неделя о блудном сыне Протопресвитер Александр Шмеман. Возвращение в отчий дом Священник Филипп Парфенов. Блудный сын: потерянный и найденный Протодиакон Андрей Кураев.
|
![]() |
Геррит ван Хонтхорст.
Блудный сын. 1622
Блудный сын. 1622
![]() |
Изгнание блудного сына.
Бартоломео Мурильо. 1660
Бартоломео Мурильо. 1660
![]() |
Блудный сын кормит свиней.
Бартоломео Мурильо. 1660
Бартоломео Мурильо. 1660
![]() |
Пьер Пюви де Шаванн.
Блудный сын. 1872
Блудный сын. 1872
Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: “Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: “Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”.
![]() |
Блудный сын.
Сальватор Роза
Сальватор Роза
![]() |
Возвращение блудного сына.
Пальма Джоване. 1595
Пальма Джоване. 1595
![]() |
Возвращение блудного сына.
Франческо Гверчино. 1619
Франческо Гверчино. 1619
![]() |
Возвращение блудного сына.
Рембрандт. 1642
Рембрандт. 1642
![]() |
Возвращение блудного сына.
Бартоломео Мурильо 1667-1670
Бартоломео Мурильо 1667-1670
![]() |
Возвращение блудного сына.
Помпео Батони. 1773
Помпео Батони. 1773
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Современный блудный сын. Возвращение.
Джеймс Тиссо. 1882
Джеймс Тиссо. 1882
![]() |
Возвращение блудного сына.
Ян Стен
Ян Стен
![]() |
Блудный сын.
Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо
![]() |
Возвращение блудного сына.
Габриэль Метсю
Габриэль Метсю
![]() |
Возвращение блудного сына.
Лиз Свиндл 2005
Лиз Свиндл 2005
![]() |
Возвращение блудного сына.
Макс Слефогт
Макс Слефогт
![]() |
![]() |
Блудный сын.
Харольд Копинг.
Харольд Копинг.
![]() |
Возвращение блудного сына.
Коптская икона
Коптская икона
![]() |
Возвращение блудного сына.
Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби
Японское искусство. Автор: Соичи Ватанаби
![]() |
Возвращение блудного сына.
Иисус Мафа
Иисус Мафа
![]() |
Возвращение блудного сына.
Автор: He Qi
Автор: He Qi
ИКОНЫ
![]() |
![]() |
Возвращение блудного сына
![]() |
![]() |
![]() |
Возвращение блудного сына
![]() |
Возвращение блудного сына
Изображения: Открытые источники
источник
Синаксарь в неделю о блудном сыне
Цена объятий
Евангелие о блудном сыне
Наш портрет
О требовательном блудном сыне
Притча о блудном сыне
Притча о Блудном Сыне или о Милосердном Отце
Феодор Студит. Огласительные поучения. В неделю блуднаго сына.
Дар сыновства (Неделя о блудном сыне)
Неделя (седмица) о блудном сыне в 2017 году – 12 февраля
Неделя о блудном сыне. Объяснения апостольских чтений
Неделя о блудном сыне. Духовная Трапеза
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования. Мы надеемся на Ваше участие и поддержку. С Вашей помощью мы сможем сделать больше!
|
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!
Всего комментариев: 0 | |