«Теоретически объединение православных церквей в Украине возможно. Только не сейчас, когда наше общество слишком политизировано и поляризовано. Пройдет время, улягутся страсти, и тогда можно будет говорить об объединении. Только без политики и без эмоций, а исключительно – на основании канонов Церкви», - сказал в интервью «АиФ» протоиерей Николай Данилевич, замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ.
ОБСЕ и религия
- Отец Николай, конфликты с захватом храмов в Украине вызвали резонанс на уровне ОБСЕ. Неужели такой большой масштаб?
- В конце сентября в Варшаве состоялась конференция ОБСЕ, и одно из заседаний было посвящено нарушениям прав верующих, дискриминации по религиозным признакам и гонениям на христиан, которые участились в мире. Эта конференция носит мониторинговый характер, в ней участвовали представители многих религиозных групп и конфессий, а также государственных и светских организаций. Мое выступление как раз и было посвящено нарушениям прав верующих УПЦ, в частности, захватам храмов. Важно, что эта информация прозвучала и была принята к сведению представителями ОБСЕ, которые теперь будут мониторить нашу ситуацию. ОБСЕ также будет давать рекомендации официальным представителям нашей страны, поскольку Украина является членом этой организации, а значит, взяла на себя обязанности гарантировать свободу вероисповедания, а верующим - их права.
- Кто еще от Украины был на этой конференции?
- Представители Посольства Украины в Польше, представитель Украины при европейских и международных организациях по линии МИДа, директор Департамента по делам религии и национальностей Андрей Юраш, представители Института религиозной свободы, а также архиепископ УПЦ КП Евстратий (Зоря).
- Представитель УПЦ КП тоже выступал?
- Да, он в ответ на мое выступление предложил создать рабочую группу между нашими конфессиями, которая решала бы все конфликтные ситуации.
- Может, это и есть выход?
- Это могло бы быть выходом из ситуации, но такая рабочая группа уже была создана около года тому назад. Во время ее работы представители нашей Церкви предлагали рассматривать каждый случай с захватом храма или сменой юрисдикции отдельно, на основании законов, и не пользоваться политической целесообразностью или эмоциями. Но мы не увидели понимания со стороны Киевского патриархата, а сам архиепископ Евстратий (Зоря) тогда покинул заседание. В итоге рабочая группа прекратила свое существование. И вину за это, как ни парадоксально, наши оппоненты возложили на наши плечи. На мой взгляд, для того, чтобы любая подобного рода группа работала, необходимо, чтобы было искреннее желание решать проблему, а не извлекать из нее собственную выгоду.
- Кстати, вскоре после этой конференции в Варшаве возник еще один церковный конфликт - в Константиновке Донецкой обл. Что там произошло?
- На праздник Покрова Пресвятой Богородицы местный меценат Юрий Шапран, на деньги которого строится храм в Константиновке, приехал туда с представителями УПЦ КП, привез военных, и для них провели богослужение. Местных верующих, по моей информации, там не было. Хотя начинали возводить храм именно для местной общины УПЦ.
Как мы уже неоднократно убедились, реальность такова, что те люди, которые хотят перевести храм из нашей Церкви в УПЦ КП, потом в него не ходят. А наша община – это верующие, которые продолжают ходить на богослужения, пусть даже в приспособленных помещениях или строят новый храм. Поэтому мы не боимся захватов, ведь у нас отбирают только стены, но не людей. А сами стены без верующих многого не стоят. Тем не менее, мы будем отстаивать каждый храм на основании действующего законодательства Украины. Считаю, что в сложившейся ситуации единственной базой для решения межконфессиональных конфликтов должна быть исключительно правовая основа.
- Интересно, а как относятся к конфликтам между православными конфессиями представители иудейской и исламской общин?
- Недавно я принимал участие в одной телепередаче, посвященной этой теме. Там были представители украинских иудеев и мусульман. Посмотрев видео о захвате храма в Катериновке Тернопольской обл., они были шокированы. Мне лично избиение верующих в Катериновке очень напоминает избиение студентов на Майдане в конце 2013 года. На лицо превышение силовыми структурами своих полномочий. Очень не хотелось бы, чтобы подобные события привели к эскалации религиозного конфликта.
Нет арбитра
- О войне и мире в последнее время говорят во всех церквях. А недавно эта тема чуть не рассорила УПЦ с УГКЦ…
- Если Вы имеете ввиду заявление главы УГКЦ архиепископа Святослава (Шевчука), то это не конфликт, а скорее недоразумение. В Киев приезжала группа иностранных журналистов – из Германии, Австрии и Италии. Они сначала встречались с Управляющим делами УПЦ митрополитом Антонием, а потом уже с главой УГКЦ. Владыка Антоний лишь отметил, что риторика некоторых конфессий в последнее время поменялась. Давайте вспомним. Раньше их представители говорили о войне, чему в СМИ и Интернете есть масса подтверждений. И только с некоторых пор они заговорили о мире. А наша Церковь всегда говорила только о мире.
В отличие от многих, наша церковь не связывает напрямую патриотизм и кровопролитие. Наш Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий определил патриотизм искреннюю любовь к своей земле, стране, согражданам и единоверцам. Такой патриотизм не допускает поддержки военных действий на территории родной земли, в рамках внутреннего конфликта.
Как я уже отметил, наша же церковь всегда говорила о мире, призывала к примирению. И за нашу позицию нас постоянно подвергали критике, обвиняли в непатриотизме. Хотя, у нас есть соответствующее обращение Священного синода от декабря 2014 г., в котором сказано, что УПЦ поддерживает территориальную целостность и независимость Украины.
Кроме того, наша сторона пояснила западным журналистам, которые в большинстве своем являются католиками, свою позицию. Необходимо исходить из того, что Папа Римский объединяет католиков всего мира, в том числе и Европы. Когда католические народы воевали между собою – к примеру, французы с немцами, с англичанами, Папа, как и вся Католическая Церковь, оставались едиными для них. И наша Церковь сейчас оказалась в такой же ситуации – наши верующие есть и в Крыму, и на Донбассе, но мы единая Церковь для всех них. И церковные епархии Крыма и Донбасса по сей день управляются из Киева, а не из Москвы. По сути, Крымская епархия – это заграничная епархия нашей Церкви. Позиция же УГКЦ немного другая, и не в последнюю очередь потому, что ее верующие сосредоточены в основном на западе Украины, далеко от горячих точек.
- Каким был ответ УГКЦ?
- Владыка Святослав сказал, что Папа может быть над конфликтом, он может быть своего рода арбитром, у него якобы есть такие полномочия. А вот УГКЦ, как часть Католической Церкви, должна быть со своим народом. Хотя на самом деле, и наша Церковь тоже со своим народом, который, к сожалению, разделен войной, пропагандой, и даже политическими границами. Мы продолжаем свое служение и на Донбассе, и в Крыму, где УПЦ является, возможно, единственной нитью, которая до сих пор тесно связывает этот регион с Украиной.
Нас еще упрекнули в полной зависимости от Москвы и сказали, что это часть нашей идентичности, иными словами, что без единства с Московским патриархатом мы не сможем существовать. Но это не совсем так. С одной стороны, мы действительно через Московский патриархат имеем связь со всем православным миром, сохраняя при этом свою автономию, при чем, в большей степени, чем УГКЦ от Рима. При этом у нас, при выполнении определенных условий, есть возможность полной церковной независимости, то есть - автокефалии. А вот в представителей УГКЦ такой возможности нет. Они не могут полностью отделиться от Рима, иначе перестанут быть католиками. Даже если глава УГКЦ, который сегодня имеет архиепископское достоинство, получит когда-нибудь титул патриарха, это будет всего лишь титул, так как подчиняться он все равно будет Папе.
Храм вернули через суд
- Вопрос, который давно завис в воздухе и интересует многих: так возможно ли в Украине объединение православных церквей?
- Теоретически объединение православных церквей в Украине возможно. Только не сейчас, когда наше общество слишком политизировано и поляризовано. Пройдет время, улягутся страсти, и тогда можно будет говорить об объединении. Только без политики и без эмоций, а исключительно – на основании канонов Церкви. Христос нас объединяет, а политика разъединяет. У нас тоже есть отдельные представители духовенства, которые где-то в силу личных симпатий «влезали» в политику. Но это – единичные случаи. Духовенству надо придерживаться церковного способа мышления. Церковь должна быть миролюбивой. А нынешний кризис обострил все те проблемы, которые были менее заметны раньше. Для объединения нужна стабильность. При митрополите Владимире в стране было спокойно, и уже можно было говорить на эту тему. Сейчас же градус напряжения слишком высок, чтобы решать такие деликатные вопросы. Но это не значит, что сегодня мы ничего не можем делать для объединения. Первым шагом к этому могло бы стать прекращение захвата и возвращение уже захваченных храмов, и как следствие - уменьшение вражды и напряжения в церковном обществе.
- Киевский патриархат в качестве компромисса предлагает в спорных храмах поочередно проводить богослужения. Может это и есть шаг к взаимопониманию?
- Наша Церковь негативно относится к поочередному совершению богослужений – такова позиция Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Опыт говорит, что поочередное служение не решает конфликта. Лучше, когда каждая община строит себе храм, а другая пусть ей в этом, по возможности, поможет. Ведь конфликты возникают только в тех селах, где есть всего одна церковь. В городах, где много храмов, таких проблем нет. И, кстати, когда представители УПЦ КП говорит о поочередных служениях, то они и сами в первую очередь должны на это идти. Но почему-то когда недавно община УГКЦ в селе Турильче на Тернопольщине обратилась с такой просьбой к Киевскому патриархату, ей отказали.
- Много ли рассматривается судебных исков по захвату храмов?
- Наши юристы работают по каждому случаю. В том числе, и по инцидентам, которые недавно произошли в Катериновке и Колосова Тернопольской обл. Были проблемы и в с. Птича на Ровенщине, но там уже все решено в судебном порядке – суд подтвердил права верующих УПЦ, и им вернули захваченный храм. Я уверен, что всегда можно договориться и без суда, но только проявляя уважение друг к другу.
источник
|