12:20 О посте | |||
![]() По учению св. Иоанна Златоуста, как невоздержанность в пище бывает причиной и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиной несказанных благ. Бог, сотворив в начале человека, и зная, что это врачевство весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же и в самом начале дал первозданному следующую заповедь: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт. 2, 16-17). А слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее, — и за то осужден был на смерть. — Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения; напротив, — душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горé. Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают; так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным, и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез. По учению св. Исаака Сирина, как начало всякого зла есть удовлетворение чреву, так святой путь к Богу и основание всякой добродетели есть пост. — Пост есть оружие, приготовленное для нас Самим Богом. Кто пренебрегает им, тот не прав. Ибо если постился Сам Законодатель, не нужно ли поститься тем, коим дан закон для исполнения? — Пост — не голод, а небольшое отвлечение от пищи, не неизбежное наказание, а добровольное воздержание, не рабская необходимость, а свободное любомудрие. Святые отцы не только раскрывают необходимость и важность поста, но и выясняют те условия, соблюдение которых делает пост спасительным для нас. Пользу поста, учит св. Василий Великий, не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всякий союз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судах и сварах поститесь. Не ешь ты мяс, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост, удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Дело не в том только, внушает св. Иоанн Златоуст, чтобы мы каждый день приходили в церковь, постоянно слушали об одном и том же и во всю Четыредесятницу постились. Нет, если мы от постоянного хождения сюда и слушания поучений не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем никакого добра для души своей: все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большому осуждению нашему, когда, при такой заботливости о нас Церкви, мы останемся все такими же, как и прежде. Если мы, и приходя сюда каждый день, и постоянно слыша столько наставлений, и получая от поста помощь, не будем побеждать, возникающих в нас страстей, то какое будет нам прощение, какое оправдание? Не говори мне, что я столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, терпел недостаток, но покажи мне, не сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен; если ты исполнен гнева, для чего тебе удручать плоть? Если внутри тебя ненависть и сребролюбие, что пользы в том, что ты пьешь воду? Не показывай поста бесполезного, ибо один пост не восходит на небо. По наставлению преп. Дорофея, постом мы не только должны соблюдать свою меру в пище, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Изрядный постник, — учит св. Тихон Задонский, — есть тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник есть тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник есть тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабления и сердце свое от желания чужих вещей. Словом: добрый постник есть тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный! Полезен нам пост телесный, потому что он служит нам к умерщвлению страстей; но пост душевный неизменно нужен так, что и телесный пост без него ничто же есть. Истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла. Итак, если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Если налагаешь пост чреву твоему, то наложи его злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, еже не видети суеты; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от убиения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо. Вот христианский пост, какового Бог наш от нас требует. Покайся убо, и воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели: и будешь всегда пред Богом поститься. Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. №3(15). Аньер (Франция), 1949. С. 16-20. STSL.Ru | |||
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ! |
Всего комментариев: 0 | |