Промысл Божий бдит над всем — над судьбами всего мира, над судьбами Своей Церкви, над каждой личностью (788). Недремлющее Око постоянно бдит, Премудрый Ум управляет, Всесильная Десница охраняет (148) — «хранит всех, невидимо держит за руку Своих искренних служителей, наставляет их на путь Своих святых хотений» (190).
От зрения Промысла человеческое сердце наполняется глубоким миром «к обстоятельствам и людям. А мир сердца — свидетель святой Истины!» (52). Но иногда Промысл Божий скрывается. И в этом его действии Святитель видит особую заботу Божию: «Временем скрывается Промысл Божий, — как будто его нет, — чтоб мы поуходились, поумучились, поутомились; потом является в полном свете с обильными благодеяниями...» (645).
Бог управляет всей тварью, всем миром. «У Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду человеческую, и она — грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста, — Ею отверзает нам небо» (274). Из своего уединения Святитель смотрит на окружающий мир, «как на корабль, плывущий вдалеке», и исполняется «желания, чтоб он плавание свое совершал под покровом милости Божией. О! Да не предаст она нас водительству лжеименного разума, — этого источника бедствий человеческих» (59).
Под особым водительством Промысла Божия находится человек. «Вы меня не осудите, — пишет свт. Игнатий, — если скажу, что вижу в делах человеческих невидимое, но мощное действие Промысла Божия, который, по учению преподобного Исаака Сирского, особенно бдит над оставившими суетный мир для взыскания Бога, Спаса своего: Судьбы Твоя помогут мне, — воспел Боговдохновенный Давид» (50). В глазах Святителя действует лишь Промысл, а люди только его орудия (52, 202). «Людей, — пишет он, — оставьте в стороне, как орудия Промысла! — Эти орудия — слепые, сами по себе не имеют никакой силы, никакого движения! Не имаши власти ни единыя на Мне, — сказал Господь Пилату: — аще не бы ти дано свыше (Ин 19:11), хотя Пилат, водимый суждением человеческим, признавал и утверждал (а в этом, без всякого сомнения согласны были с ним и все водящиеся таким суждением!), что он имеет власть распять предстоящего ему Узника, и власть отпустить Его» (201).
Проявляется Промысл Божий, и проявляется непрестанно, во всей жизни человека, даже в ее деталях — чем-то, казалось бы, незначительном. Изъясняя слова Спасителя: Вам же и власи главнии ecu изочтени суть (Мф 10:30), свт. Игнатий наставляет: «Так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас Всеблагого Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, — смотрит: первомученика Стефана побивают камнями, — и не препятствует убийству. — Зрит: апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. — Взирает: и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственные работы в рудокопиях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах. — Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с нечистыми духами, с людьми любителями мира, с бесчисленными лишениями телесными и душевными. На все это Он, Человеколюбец и Всемогущий взирает. От всех скорбей Он мог избавить избранных Своих, но не делает этого; — возвещает рабам Своим: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк 21:19)... Претерпевый же до конца, той спасется (Мф 24:13). Кто ж поколеблется, о том неблаговолит душа Моя (Евр. 10:38)» (276).
Промысл Божий возвышает человека и низводит, ставит на свещнице и убирает свещницу... Дело человека— и это весьма важно— почувствовать и правильно понять свое призвание. Вот как писал об этом свт. Игнатий другому великому Святителю Русской Православной Церкви Феофану (Говорову) (|1894): «Если Промысл Божий поставил вас на свещнике, — зачем сходить с него без призвания Божия? Может быть, в свое время, откроется это призвание! Может быть все обстоятельства единогласно выразят его! Тогда оставите мирно кафедру вашу, тогда уйдете мирно в келлию — преддверие вечности. Пребывая в келлии, не будете тревожиться мыслию при келлейных искушениях, что эти искушения последовали за предупреждение воли и указаний Божиих» (68).
По мановению Промыслителя касаются христианина различные искушения и страдания (69). Особенно познается отличительный «Промысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестанные скорби» (277). Скорби — это признак «особенного Промысла Божия. Бог хощет соделать тебя участником вечного блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись» (631). Трудностями образуется разум и душа. «Вижу, — пишет Святитель, — над тобою особенный Промысл Божий: Бог полюбил тебя и ведет к Себе. А потому показывает тебе мир во всей наготе его, показывает, как в нем все тленно, все пусто; как все его занятия и хлопоты крадут у человека время и отводят от благочестивых занятий и добываемого ими блаженства вечного. Все это надо увидать ощущением души; а в книге не вычитаешь, доколе не отверзутся душевные очи. Возложись на Господа: в терпении твоем стяжевай душу твою. Терпение подается верою, а вера зависит от произвола человеческого, потому что она естественное свойство нашего ума. Кто захочет, тот тотчас может ее иметь в нужной для него мере» (137- 138). Значит, если христианину будут попущены беды, болезни, скорби, он должен, помня Промысл Божий, «несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим всеблагим и премудрым Богом, Который предвозвестил Своим возлюбленным: В мире скорбни будете. Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящего небесное, духовное утешение. Благодарить можно словами праведного Иова» (632). Так поступающему Промыслитель пошлет Свою небесную помощь. «Гордый разум человеческий признает себя правителем мира, потому что не видит Бога, правящего миром, и потому при скорбях, превышающих постижение человеческое, впадает в уныние и безнадежие. Но кто признает Бога правителем мира, тот в затруднительных обстоятельствах обращается к Нему и сверх чаяния получает помощь» (571). Господь изъемлет его из беды, явит ему Свою неизреченную любовь и милость, а сеть врага будет расторгнута, «как бы некая паутина» (746). «Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия» (780), кажутся благими лишь по наружности (86).
Духовная гибель настигнет тех, которые больше думают о «руке человеческой», а не о попечении Божием. «Неужели вы думаете, что рука человеческая, как-либо утаившись от Промысла Божия, могла что-либо с вами сделать? — ставит вопрос Святитель и продолжает: Велика слепота наша! Промысла Божия не усматриваем, и с человеками препираемся, и время драгоценное, на покаяние нам данное, всуе изнуряем; сего ради мир и от него прозябающие духовные дарования удаляются от сердца нашего. А смертный час вблизи от нас!» (79).