Главная » Вопросы » Общее понятие о промысле Божием

12:07
Общее понятие о промысле Божием
Вы пишете мне решительно: «Я отъезжаю в среду».
Хотя бы прибавили Вы: если Бог велит.

Промысл Божий — это постоянное попечение Бога о Своих творени­ях — сохранение их и направление к добру, к благим целям. Это звезда, хранящая человека при его земной жизни. «Звезды усматриваются но­чью на чистом небе; при наступлении дня они, оставаясь на своих мес­тах, делаются неприметными по причине появившегося преимуществен­но света, развиваемого солнцем» (529-530).


Промысл Божий бдит над всем — над судьбами всего мира, над судь­бами Своей Церкви, над каждой личностью (788). Недремлющее Око по­стоянно бдит, Премудрый Ум управляет, Всесильная Десница охраняет (148) — «хранит всех, невидимо держит за руку Своих искренних служи­телей, наставляет их на путь Своих святых хотений» (190).


От зрения Промысла человеческое сердце наполняется глубоким ми­ром «к обстоятельствам и людям. А мир сердца — свидетель святой Исти­ны!» (52). Но иногда Промысл Божий скрывается. И в этом его действии Святитель видит особую заботу Божию: «Временем скрывается Промысл Божий, — как будто его нет, — чтоб мы поуходились, поумучились, по­утомились; потом является в полном свете с обильными благодеяния­ми...» (645).


Бог управляет всей тварью, всем миром. «У Него нет неправды. Но правда Его отличается от правды человеческой. Бог отверг правду чело­веческую, и она — грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою всесвятую правду, правду Креста, — Ею отверзает нам небо» (274). Из своего уединения Святитель смотрит на окружающий мир, «как на корабль, плывущий вдалеке», и исполняется «желания, чтоб он плавание свое со­вершал под покровом милости Божией. О! Да не предаст она нас води­тельству лжеименного разума, — этого источника бедствий человече­ских» (59).


Под особым водительством Промысла Божия находится человек. «Вы меня не осудите, — пишет свт. Игнатий, — если скажу, что вижу в делах человеческих невидимое, но мощное действие Промысла Божия, кото­рый, по учению преподобного Исаака Сирского, особенно бдит над оста­вившими суетный мир для взыскания Бога, Спаса своего: Судьбы Твоя по­могут мне, — воспел Боговдохновенный Давид» (50). В глазах Святителя действует лишь Промысл, а люди только его орудия (52, 202). «Людей, — пишет он, — оставьте в стороне, как орудия Промысла! — Эти орудия — слепые, сами по себе не имеют никакой силы, никакого движения! Не имаши власти ни единыя на Мне, — сказал Господь Пилату: — аще не бы ти дано свыше (Ин 19:11), хотя Пилат, водимый суждением человече­ским, признавал и утверждал (а в этом, без всякого сомнения согласны были с ним и все водящиеся таким суждением!), что он имеет власть рас­пять предстоящего ему Узника, и власть отпустить Его» (201).


Проявляется Промысл Божий, и проявляется непрестанно, во всей жизни человека, даже в ее деталях — чем-то, казалось бы, незначитель­ном. Изъясняя слова Спасителя: Вам же и власи главнии ecu изочтени суть (Мф 10:30), свт. Игнатий наставляет: «Так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас Всеблагого Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, — смот­рит: первомученика Стефана побивают камнями, — и не препятствует убийству. — Зрит: апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчивают земное течение свое насильственною смертию. — Взирает: и тысячи тысяч мучеников претерпевают отсечение, строгание, ломание членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственные работы в рудокопиях, сожигание на кострах, замерзание в озере, потопление в водах. — Он смотрит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с нечистыми духами, с людь­ми любителями мира, с бесчисленными лишениями телесными и душев­ными. На все это Он, Человеколюбец и Всемогущий взирает. От всех скорбей Он мог избавить избранных Своих, но не делает этого; — возве­щает рабам Своим: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк 21:19)... Претерпевый же до конца, той спасется (Мф 24:13). Кто ж поколеблет­ся, о том неблаговолит душа Моя (Евр. 10:38)» (276).


Промысл Божий возвышает человека и низводит, ставит на свещнице и убирает свещницу... Дело человека— и это весьма важно— почувст­вовать и правильно понять свое призвание. Вот как писал об этом свт. Игнатий другому великому Святителю Русской Православной Церкви Феофану (Говорову) (|1894): «Если Промысл Божий поставил вас на свещнике, — зачем сходить с него без призвания Божия? Может быть, в свое время, откроется это призвание! Может быть все обстоятельства единогласно выразят его! Тогда оставите мирно кафедру вашу, тогда уй­дете мирно в келлию — преддверие вечности. Пребывая в келлии, не бу­дете тревожиться мыслию при келлейных искушениях, что эти искуше­ния последовали за предупреждение воли и указаний Божиих» (68).


По мановению Промыслителя касаются христианина различные ис­кушения и страдания (69). Особенно познается отличительный «Про­мысл Божий над человеком, когда этому человеку пошлются непрестан­ные скорби» (277). Скорби — это признак «особенного Промысла Божия. Бог хощет соделать тебя участником вечного блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись» (631). Трудностями образуется разум и душа. «Вижу, — пишет Святитель, — над тобою осо­бенный Промысл Божий: Бог полюбил тебя и ведет к Себе. А потому по­казывает тебе мир во всей наготе его, показывает, как в нем все тленно, все пусто; как все его занятия и хлопоты крадут у человека время и отво­дят от благочестивых занятий и добываемого ими блаженства вечного. Все это надо увидать ощущением души; а в книге не вычитаешь, доколе не отверзутся душевные очи. Возложись на Господа: в терпении твоем стяжевай душу твою. Терпение подается верою, а вера зависит от произ­вола человеческого, потому что она естественное свойство нашего ума. Кто захочет, тот тотчас может ее иметь в нужной для него мере» (137- 138). Значит, если христианину будут попущены беды, болезни, скорби, он должен, помня Промысл Божий, «несомненно веровать, что эти скор­би попущены ему Самим всеблагим и премудрым Богом, Который пред­возвестил Своим возлюбленным: В мире скорбни будете. Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящего небесное, духовное утешение. Благодарить можно словами праведного Иова» (632). Так по­ступающему Промыслитель пошлет Свою небесную помощь. «Гордый ра­зум человеческий признает себя правителем мира, потому что не видит Бога, правящего миром, и потому при скорбях, превышающих постиже­ние человеческое, впадает в уныние и безнадежие. Но кто признает Бога правителем мира, тот в затруднительных обстоятельствах обращается к Нему и сверх чаяния получает помощь» (571). Господь изъемлет его из беды, явит ему Свою неизреченную любовь и милость, а сеть врага будет расторгнута, «как бы некая паутина» (746). «Милость Божия и Промысл Божий могут даровать способ спасения тем христианам, которые желают истинно спастись, а не стремятся к земному преуспеянию, прикрываясь личиною благочестия» (780), кажутся благими лишь по наружности (86).


Духовная гибель настигнет тех, которые больше думают о «руке чело­веческой», а не о попечении Божием. «Неужели вы думаете, что рука че­ловеческая, как-либо утаившись от Промысла Божия, могла что-либо с вами сделать? — ставит вопрос Святитель и продолжает: Велика слепота наша! Промысла Божия не усматриваем, и с человеками препираемся, и время драгоценное, на покаяние нам данное, всуе изнуряем; сего ради мир и от него прозябающие духовные дарования удаляются от сердца на­шего. А смертный час вблизи от нас!» (79).

 

Иное придет христианину, предавшемуся в руки Божии. «Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, состоящий из различных скорбей и лишений, потому что по широкому пути невозмож­но прийти к Богу» (523). На этом пути с ним будет неотлучна постоянная помощь Божия.

 

К.Е. Скурат. Избранные труды. Святиттель Игнатий Брянчанинов наставляет…Сергиев Посад 2008 


ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ — ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

Сайт нашего храма существует на Ваши пожертвования.
Мы надеемся на Ваше участие и поддержку.
С Вашей помощью мы сможем сделать больше!

Для этого введите в окошке нужную сумму (в рублях) и нажмите на кнопку, для выбора способа пожертвования (с помощью карты, мобильного телефона или яндекс кошелька).
Далее нажмите кнопку пожертвовать и следуя инструкциям и совершите платеж.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!


Категория: Вопросы | Просмотров: 483 | Добавил: Православие | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar