Авторы предлагают наделить особым статусом религиозные организации, которые имеют каноническую подчиненность религиозным центрам, расположенным в государстве-агрессоре.
На сайте Верховной Рады Украины опубликован проект закона №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором».
Как сказано в пояснительной записке, целью законопроекта является защита национальных интересов Украины через законодательное обеспечение установления особого статуса религиозных организаций, которые проводят свою деятельность в Украине и одновременно имеют подчиненность в канонических и организационных вопросах религиозным центрам, расположенным в государстве-агрессоре.
Законопроект предусматривает подписание договоров (соглашений) между государством и руководством указанных религиозных организаций, «что позволит уполномоченным государственным органам Украины своевременно выявлять и должным образом реагировать на потенциальные деструктивные воздействия внешних факторов с использованием религиозных факторов и воздействий на общественность и нарушений территориальной целостности и государственного суверенитета Украины».
Подписав договор, религиозные организации обязуются уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины, а также другие религиозные организации, действующие в государстве. В обязательном порядке они должны согласовывать с властью назначение своего центрального и регионального руководства, а также приглашение иностранных религиозных деятелей.
Государство обязуется гарантировать права и беспрепятственную деятельность религиозным организациям, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре. В случае нарушения законодательства, установления факта сотрудничества с представителями милитарно-террористических группировок, а также невыполнения правовых норм, предусмотренных статьями законопроекта, власть имеет право прекратить деятельность религиозной организации на территории Украины.
Напомним, что законопроект №4511 был принят и передан на рассмотрение руководству парламента 22 апреля 2016 года. Его авторами являются 13 народных депутатов от партии «Блока Петра Порошенко»: Петренко, Левус, Медуница, Бригинец, Артюшенко, Высоцкий, Тымчук, Матковский, Бублик, Опанасенко, Скрыпник, Масорина, Тимошенко.
Ниже текст законопроекта приводится полностью. Перевод редакции портала «Православная жизнь».
ЗАКОН УКРАИНЫ
«Об особом статусе религиозных организаций,
руководящие центры которых находятся в государстве,
признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором»
Статья 1.
Задачами этого закона являются:
• установление особого статуса для религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре, признанном в таком качестве Верховной Радой Украины;
• своевременное выявление возможных проявлений внешнего воздействия и вмешательства со стороны государства-агрессора, признанного в таком качестве Верховной Радой Украины, через религиозный фактор в государственно-конфессиональную, межконфессиональную сферу отношений в Украине и на ход общественно-политических процессов в государстве;
• предотвращение проявлений дестабилизации религиозной среды и разжигания межрелигиозной розни в Украине;
• защита национальных интересов, территориальной целостности и государственного суверенитета Украины.
Статья 2.
Действие этого закона распространяется на религиозные организации, которые проводят свою деятельность в Украине и одновременно имеют подчиненность в канонических и организационных вопросах религиозным центрам, расположенным в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором.
Под религиозными организациями в этом законе следует понимать религиозные организации, перечень которых определен частью второй статьи седьмой Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Под государством-агрессором в этом законе следует понимать государство, официально получившее этот статус, через признание таким образом Верховной Радой Украины.
Статья 3.
С религиозными организациями, которые определены статьей второй этого закона, государство заключает соответствующие договоры (соглашения) об особом статусе этих организаций.
Указанные религиозные организации, которые на время вступления в силу этого закона, проводят свою деятельность в Украине и уставы (положения) которых зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством, в трехмесячный срок должны подать необходимые документы в центральный орган исполнительной власти для заключения указанного договора (соглашения).
Вышеупомянутые религиозные организации, которые регистрируют свои уставы (положения) после вступления в силу этого закона, заключают с государством соответствующие договоры (соглашения) при регистрации своего устава (положения).
Договор (соглашение), который заключают религиозные организации, которые проводят свою деятельность в Украине и одновременно имеют подчиненность в канонических и организационных вопросах религиозным центрам в государстве-агрессоре, содержит обязательства религиозной организации уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины, а также уважать другие религиозные организации, которые проводят свою деятельность на территории Украины; обязательство государства – гарантировать права и беспрепятственную деятельность религиозным организациям в рамках действующего законодательства.
Указанный договор (соглашение) заключают в двух экземплярах. Он должен быть подписан руководством центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере религии, и руководством соответствующей религиозной организации.
Статья 4.
Регистрацию/перерегистрацию уставов (положений) религиозных организаций, определенных статьей второй этого закона, осуществляют в определенный действующим законодательством способ, после проведения соответствующей экспертной оценки регистрационных документов независимыми специалистами и при условии предоставления ими государственному органу, который осуществляет эту регистрацию, положительного экспертного заключения.
Государственный орган, осуществляющий регистрацию/перерегистрацию уставов (положений) религиозных организаций, определенных статьей второй этого закона, в трехмесячный срок рассматривает заявление о регистрации устава (положения) религиозной организации.
Статья 5.
Назначение центрального и регионального руководства религиозных организаций, определенных статьей второй этого закона, происходит после согласования соответствующих кандидатур от религиозной организации с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии.
Статья 6.
Религиозные организации, определенные статьей второй этого закона, в обязательном порядке согласовывают с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения), приглашение иностранных религиозных деятелей для осуществления ими проповеднической и другой канонической деятельности.
Статья 7.
В случае систематического нарушения действующего законодательства Украины, установление факта сотрудничества с представителями милитарно-террористических группировок, а также невыполнения правовых норм, предусмотренных статьями этого закона со стороны представителей религиозных организаций, которые проводят свою деятельность в Украине и одновременно имеют подчиненность в канонических и организационных вопросах религиозным центрам в государстве-агрессоре, государственный орган, уполномоченный осуществлять регистрацию устава (положения) этих религиозных организаций, инициирует в порядке, предусмотренном действующим законодательством, прекращение деятельности религиозной организации на территории Украины.
Заключительные положения:
1. Закон вступает в силу после его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в недельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
– привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
– обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Председатель Верховной Рады Украины А. Парубий
pravlife.org
|